Стратегией социально-экономического развития Свердловской области (далее – Стратегия) для создания конкурентных условий по накоплению и сохранению человеческого потенциала установлены три направления:
- «Создание конкурентоспособного образования»;
- «Охрана здоровья населения»;
- «Развитие жилищной и жилищно-коммунальной сфер» [3].
Указанные направления соответствуют направлениям национальных проектов «Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Жилье и городская среда».
Национальный проект «Образование» отражен в направлении Стратегии «Создание конкурентоспособного образования». Целью направления Стратегии является совершенствование системы подготовки кадров по наиболее востребованным в экономике Свердловской области профессиям и специальностям. Одна из целей, установленная национальным проектом «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран по качеству общего образования» предполагает повышение качества российского образования, в целом, в том числе и для иностранных граждан.
Качество образования определяется различными международными рейтингами: QS, THE, ARWU. В государственной программе Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области» до 2024 года установлен целевой показатель «Вхождение федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» в перечень 100 лучших университетов мира» подобный целевой показатель с возможным учетом других высших учебных заведений области может быть установлен и для актуализированной версии Стратегии.
Направление Стратегии «Охрана здоровья населения» по содержанию соответствует национальным проектам «Здравоохранение» и «Демография». В части национального проекта «Здравоохранение» в направлении Стратегии «Охрана здоровья населения»:
- отсутствует показатель, фиксирующий снижение смертности среди трудоспособного населения;
- необходимо запланировать улучшение ожидаемого результата по снижению младенческой смертности, так как в настоящее время показатель национального проекта «Здравоохранение» – сокращение случаев младенческой смертности до 4,5 случаев на 1000 человек к 2024 году, показатель Стратегии – 4,6 случаев на 1000 человек к 2030 году;
- показатель «Доля медицинских организаций, использующих единую национальную систему электронных медицинских карт, от общего количества медицинских организаций» не обеспечивает в полной мере выполнение цели «Упрощение процедуры записи на прием к врачу».
Национальный проект «Демография» отражен в направлении Стратегии «Охрана здоровья населения» в рамках задачи «Формирование у населения ответственного отношения к собственному здоровью и мотивации к здоровому образу жизни». При этом отсутствуют ожидаемые результаты, которые относились бы к данной задаче, а также отсутствуют задачи и показатели, влияющие на повышение рождаемости населения.
В таблице 1 рассмотрим, как актуализируются в Стратегии Свердловской области другие национальные проекты.
Таблица 1 Актуализация Стратегии Свердловской области с национальными проектами
Национальный проект |
Направление Стратегии СО |
Актуализация |
Культура |
Создание комфортной среды для жизни жителей Свердловской области |
Предполагает увеличение числа посещений организаций культуры и обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры |
Жилье и городская среда |
Развитие жилищной и жилищно-коммунальной сфер |
В направлении отсутствуют задачи и показатели, обеспечивающие увеличение объема жилищного строительства, а также задачи и показатели, способствующие формированию комфортной городской среды с точки зрения благоустройства. |
Наука |
Развитие инновационной деятельности в Свердловской области |
Обеспечение привлекательности работы в Свердловской области для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей с соответствующими ожидаемыми результатами. |
Производительность труда и поддержка занятости (рост производительности труда) |
Развитие рынка труда |
Обеспечение рынка труда Свердловской области кадрами в соответствии с текущими и перспективными потребностями экономики Свердловской области (не соответствует нац. проекту) |
Международная кооперация и экспорт |
Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области |
Обеспечение благоприятных условий для привлечения в экономику Свердловской области российских и иностранных инвесторов |
Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы |
Развитие малого и среднего предпринимательства в Свердловской области |
Не затронута тема экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, что является одной из основных целей национального проекта |
Цифровая экономика |
Не отражена |
|
Безопасные и качественные автомобильные дороги |
Развитие транспортно-логистического потенциала Свердловской области |
Эффективность использования дорог при перевозке пассажиров, перевозке грузов; увеличение скорости движения на железнодорожном и автомобильном транспорте (не соответствует национальному проекту) |
Экология |
Устойчивое экологическое развитие территории Свердловской области |
Не учтены цели и показатели по повышению качества питьевой воды, а также по обеспечению баланса выбытия и воспроизводства лесов |
Не отражен в блоке создания конкурентных условий по накоплению и сохранению человеческого потенциала Стратегии по установленным целям национальный проект «Культура», несмотря на наличие направления «Создание комфортной среды для жизни жителей Свердловской области». Проект предполагает увеличение числа посещений организаций культуры и обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры.
Национальный проект «Жилье и городская среда» соответствует по содержанию направлениям Стратегии «Развитие жилищной и жилищно-коммунальной сфер». В направлении отсутствуют задачи и показатели, обеспечивающие увеличение объема жилищного строительства, а также задачи и показатели, способствующие формированию комфортной городской среды с точки зрения благоустройства.
Итак, мы выявили, что Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016 – 2030 годы для следования направлениям, установленным федеральной повесткой социально-экономического развития, нуждается в актуализации. Это обусловлено рядом причин:
1. Отсутствие новых направлений, отраженных в национальных проектах. Пример: национальный проект «Цифровая экономика»;
2. Отсутствие целей и целевых показателей, являющихся приоритетными при реализации национального проекта в цели, задачах, ожидаемых результатах реализации Стратегии. Пример: отсутствие в направлении Стратегии «Устойчивое экологическое развитие территории Свердловской области» в задачах и ожидаемых результатах деятельности, направленной на повышение качества питьевой воды; на обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов;
3. Разная направленность в реализации национального проекта и направления Стратегии. Пример: национальный проект «Культура» направлен на увеличение числа посещений организаций культуры и обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры. Направление Стратегии «Создание комфортной среды для жизни жителей Свердловской области» предполагает увеличение участия в культурно-досуговых мероприятиях;
4. Значения показателей ожидаемых результатов до 2030 года хуже общероссийских, установленных до 2024 года. Пример: национальным проектом «Здравоохранение» установлено снижение младенческой смертности до 4,5 случаев на 1000 родившихся детей к 2024 году, направлением же Стратегии «Охрана здоровья населения» запланировано снижение младенческой смертности до 4,6 случаев на 1000 родившихся детей только к 2030 году.
Актуализированная Стратегия может стать основой при актуализации государственных программ Свердловской области, разработке плана мероприятий и других документов стратегического планирования Свердловской области.
Литература
Назаров Владимир Павлович Стратегическое планирование как важнейший фактор повышения эффективности государственного управления // Власть. 2013. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-planirovanie-kak-vazhneyshiy-faktor-povysheniya-effektivnosti-osudarstvennogo-upravleniya (дата обращения: 21.01.2020).
О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федер. Закон [от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ]. // Российская газета. – 2014. – 3 июля.
О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы: Закон Свердловской области [от 21 декабря 2015 г. № 151-ОЗ]. // Областная газета. – 2015. – 23 декабря.