Не секрет, что на сегодняшний день любая компания старается оставаться конкурентоспособной и быть всегда первой на рынке. Но это удаётся далеко не всем, ведь для того, чтобы осуществить свои планы, необходимо стать компанией с дружным и сплоченным коллективом, в котором решение корпоративных задач – дело каждого сотрудника. Выстроить отличную команду из разных людей – одна из основных задач руководителя компании. В этом деле на помощь ему приходит командообразование или, как ещё его называют, тимбилдинг (от англ. Team-building– построение команды).
В основу концепции тимбилдинга легли работы многих исследователей, но всё-таки, «отцом» концепции тимбилдинга принято считать американского профессора, психолога и социолога Элтона Мэйо. Проведя множество исследований, он пришёл к некоторым выводам:
рабочие нормы значительно влияют на производительность;
рабочее место имеет свою культуру;
забота и поддержка более важны, чем физические условия труда;
взаимоотношения между руководителем и подчиненным влияют на производительность.
Все эти выводы и результаты исследований и стали первым толчком к зарождению концепции тимбилдинга [1].
Успешная команда– это прежде всего высокий уровень профессионализма каждого сотрудника, его умений и навыков. Кроме того, очень важно уметь распределять функции, обязанности и роли между коллегами. При грамотном распределении областей ответственности, результат может быть достигнут быстрее, а работа в целом произведена более качественно и эффективно. Обязательным условием для успешной команды является наличие приятного свободного общения между членами команды, которое должно проходить без особого напряжения и конфликтов. Разумеется, различного недопонимания избежать не получится, но умение выйти из спорных ситуаций, найти их решение обязательно положительно повлияет на формирование команды. Позитивное мышление, доверие, взаимовыручка, ориентация на общие цели, заинтересованность каждого члена в их достижении – всё это определяет: будет ли коллектив по-настоящему крепким и успешным.
Технологии сплочения коллектива в большинстве случаев оказываются полезны руководству компаний. Во-первых, повышается производительность труда членов коллектива. Во время проведения различных тренингов, персонал организации быстрее начинает реагировать на различные изменения в бизнесе, выстраивая модель командного взаимодействия. При проведении тимбилдинга на природе сотрудники не только получают заряд бодрости, жизненных сил и энергии, но также избавляются от стресса, усталости и негативных мыслей. Такие мероприятия способствуют развитию личных способностей, достижению общих командных целей – это в дальнейшем скажется на более продуктивном труде сотрудников на благо компании.
Во-вторых, при помощи технологий командообразования создаётся комфортный психологический климат в коллективе. На рабочих местах чувствуется приятная атмосфера и здоровая эмоциональная обстановка, между сотрудниками уменьшается количество конфликтов – всё это не даёт отвлекаться от поставленных задач.
При прохождении командообразующего тренинга каждый сотрудник раскрывается с разных сторон, демонстрируя свои положительные качества - идёт расчёт на близкое знакомство участников, выработку доверия друг другу, взаимопонимание и взаимовыручку.
Тимбилдинг также помогает стимулировать мотивацию персонала. Люди хотят находиться в коллективе и приносить свой вклад в общее дело ради командных целей.
Командообразование положительно сказывается и на постоянном движении рабочих кадров, создавая комфортную атмосферу внутри коллектива. Люди с удовольствием приходят на работу и не хотят её менять. Тренинги помогают отыскать каждому сотруднику своё место, ощутить собственную ценность, чувствуя свою востребованность и поддержку от коллег.
Результатом того, что компания создаёт свой позитивный имидж на рынке путем создания комфортных условий труда, наличия корпоративной культуры становится приход новых квалифицированных кадров. Это способствует повышению репутации компании, ведь работать здесь становится престижно.
Создать сильную команду не просто. В наше время почти каждая крупная компания очень серьёзно подходит к вопросам командообразования. Руководство, нацеленное на результат, внедряет всевозможные корпоративные программы, праздники и тренинги. Так, например, одна из основополагающих ценностей компании «Сбербанк» звучит так – «Мы команда!». И те мероприятия, которые она организовывает для своих сотрудников тому подтверждение. «Сбербанк» ежегодно проводит «Сбербанкиаду» — свою собственную «Олимпиаду» для сотрудников банка. На протяжении недели более 1800 банковских служащих принимают участие в соревнованиях по одиннадцати видам спорта. Также можно отметить один из новогодних корпоративов Сбербанка. В 2017 году праздник был организован по мотивам сериала «Игры престолов». Сотрудники могли сфотографироваться на троне, пострелять из лука, побиться на мечах и многое другое [2].
В компании «Apple Rock» (американская компания по созданию фирменных торговых выставок) следуют цитате Хелен Келлер: «В одиночку мы можем сделать так мало, но вместе мы можем сделать так много». Командная работа в этой компании является одним из основных факторов успеха и одной из причин, по которой организация процветает в индустрии событийного маркетинга уже на протяжении 27 лет. Для того, чтобы сотрудники продолжали работать слаженно, сохраняя высокую производительность, компания каждый год проводит день командных мероприятий, которые называются «Apple Rock Games». В этот день офис закрывается, и сотрудники проводят день вместе и участвуют в различных задачах по формированию команды. Например, несколько лет назад они приняли участие в испытаниях, которые были направлены на проверку способности команды работать как единое целое. Участники должны были смастерить плот из подручных материалов, а также пройти препятствия, которые не выполнить без доверия к каждому члену группы, без быстрого мышления и навыков решения проблемных ситуаций. В завершении дня участники вкусно пообедали, поделились впечатлениями и смехом [3].
Тимбилдинг бывает разный – и интеллектуальный, и творческий, и в формате мастер-классов. Но, всё-таки, большую популярность имеет спортивный тимбилдинг. Так, например, в компании «МРСК Урала» спорт всегда был и остаётся важнейшей составляющей корпоративной культуры. На сегодняшний день, в компании существует четыре филиала по 6-8 производственных отделений в каждом, сотрудники которых участвуют в спартакиаде, где состязаются в таких видах спорта как мини-футбол, волейбол, легкая атлетика, плавание, шахматы и настольный теннис [4].
Но подобные соревнования проводятся только между коллективами разных филиалов и отделений. Для того, чтобы компания процветала, необходимо проводить работу по командообразованию не только на уровне головных подразделений, но и внутри каждого из них. Проведя исследование по отдельно взятому филиалу «Пермэнерго» - «Чайковские электрические сети», можно сделать вывод, что подобные мероприятия можно и нужно проводить не только между удалёнными отделениями компании, но и непосредственно внутри каждого коллектива. Авторским коллективом было проведено исследование, в рамках которого было опрошено 33 человека. Средний возраст респондентов составляет от 41 до 50 лет, преимущественно мужчины.
Несмотря на то, что коллектив достаточно сплочённый (80% опрошенных отметили, что это так), корпоративные мероприятия проводятся, но достаточно редко. Чаще всего это либо мероприятия, посвященные календарным праздникам (Новый год, Международный женский день, День защитников Отечества), либо спортивные мероприятия, которые проводятся среди филиалов или среди других энергетических компаний.
Также опрос показал, что сотрудники нацелены на участие в активных формах и развивающих мастер-классах с выездом за город.
Что касается степени приватности мероприятий, коллектив поделился на два лагеря – одни хотят, чтобы участие принимали строго сотрудники, другие же предпочтут пригласить членов семьи. Хочется отметить, что и те, и другие считают, что корпоративные мероприятия обязательно нужны коллективу, а самое главное, что сотрудники готовы принимать активное участие в командообразующих тренингах и других видах корпоративных спортивно-оздоровительных мероприятиях.
Таким образом, мы делаем вывод, что руководству компании необходимо, на наш взгляд, предусмотреть проведение корпоративных выездных спортивно-оздоровительных мероприятий, которые смогли бы стать основной программы по формированию сплоченного, эффективного коллектива, способного решать задачи, стоящие перед компанией.
Тимбилдинг – это настоящее искусство, которому можно и нужно учиться. Но если руководитель всё-таки поставит себе цель - сформировать классную, эффективную и дружную команду, используя методы командообразования, то он сможет достичь небывалых высот, создав такой коллектив, который будет способен свернуть любые горы.
Литература
История тимбилдинга [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.eventcons.ru/uslugi/timbilding/23-info/252-history.html (дата обращения 20.01.2020)
Сайт ПАО «Сбербанк» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.sberbank.ru/ru/press_center (дата обращения 20.01.2020)
Тимбилдинг Apple Rock Way [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.applerock.com/blog/post/team-building-apple-rock-way (дата обращения 20.01.2020)
Сайт ОАО «МРСК Урала» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.mrsk-ural.ru/ (дата обращения 20.01.2020)