Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики

Чернова А.А. 1
1ЧГПУ им.И.Я.Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Дети в начальной школе имеют в своём распоряжении существенные резервы развития, так как именно в данном возрасте начинается изменение всех познавательных процессов. Младший школьный возраст является самым благоприятным и продуктивным для развития логического мышления.

В данный промежуток жизни формируется основа мыслительных процессов человека, поэтому при проведении комплексной работы мы заложим основы логического мышления и обучим детей приёмам мыслительных операций.

Логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления, так как формируется на фундаменте образного. Чтобы достичь данной стадии развития мышления, необходимы: высокая степень активности умственной деятельности и достаточный уровень понимаемых и применяемых знаний, как общих, так и конкретных. Эта работа занимает много времени, сил и энергии, поэтому рассматривается, как длительный и сложный процесс.

Нельзя ждать, когда ребёнок вырастет и его мышление станет похожим на мыслительную деятельность взрослых. Необходимо проводить работу, которая будет направлена на развитие логического мышления уже в младшем школьном возрасте. Важно помнить, что процесс развития логического мышления должен осуществляться комплексно и систематически. Проводить такую работу стоит не только на уроках, но и во время внеурочной деятельности. Главной задачей учителя в данном виде деятельности является грамотный подбор различных форм и методов, которые будут доступны и приемлемы для детей младшего возраста.

Именно на уроках математики ребёнок приобретает основы логического мышления. С помощью этой науки дети овладевают такими процессами как: сравнение, классификация, обобщение, анализ и др.

Цель исследования – теоретическое обоснование развития у младших школьников начальных логических умений на уроках математики и описание применяемых для этого методов.

Высшим познавательным психическим процессом называют мышление. Его суть заключается в открытии нового знания на основе творческого отражения и преобразования имеющейся действительности.

Признаки мышления:

обобщенное отражение действительности;

опосредованное познание объективной реальности.

Процесс мышления включает в себя теоретическую и практическую деятельность, которая предполагает систему входящих в неё исследовательских, преобразовательных и познавательных действий.

Мышление даёт возможность приобретать знания о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего нас мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувствительной ступени познания.

Итогом мышления является не образ, а некоторая идея или мысль, раскрывающая суть вещей и явлений.

Мышление проявляется в различной форме на каждой из своих ступений развития. Исходя из этого выделяют следующие виды мышления:

практическое;

наглядное, образное;

вербальное логическое.

Вербальное логическое мышление – высшая ступень развития человеческого мышления.

Российский психолог – Роберт Семёнович Немов под логическим мышлением рассматривает высший вид человеческого мышления, который связан не просто с предметами и явлениями, а с их понятиями, то есть данный вид деятельности проходит только в умственном, внутреннем плане.

Анализ и синтез составляют основу процесса логического мышления.

Выделение в объекте присущих ему свойств, связей, элементов, сторон называется анализом. В процессе анализа объекта выявляются свойства, которые можно разделить на две категории:

интересные и важные, которые оказывают наибольшее влияние и выступают сильными раздражителями. Они активируют процесс возбуждения;

наиболее слабые и незаметные – слабые раздражители.

Понятие, суждение, умозаключение выступают в роли форм логического мышления.

Важной и одной из составных частей педагогического процесса является формирование логического мышления. А одной из основных задач школы в современном мире является – помощь учащимся в проявлении своих способностей, развитии инициативы и творческого потенциала.

Начиная с младших классов, ребёнок должен обучиться следующим элементам логического мышления: сравнение, классификация, обобщение, анализ и др. Исходя из вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что перед учителем начальных классов стоит одна из важнейших задач – развитие самостоятельной логики мышления ребёнка, которая поможет им создавать умозаключения, приводить доказательства и связанные между собой мысли, строить выводы на основе переработанного материла, обосновывая свои точки зрения. Данная работа направлена на развитие такого качества, как самостоятельность. Дети должны сами научиться добывать знания и применять их в повседневной жизни. Именно на уроке математики мы можем наиболее успешно реализовать эту деятельность.

Большое количество учёных считают, что развивать логическое мышление в процессе обучения это значит: развивать у учащихся умение сравнивать наблюдаемые предметы, находить в них общие свойства и различия; вырабатывать умение выделять существенные свойства предметов и отвлекать их от второстепенных, несущественных; учить детей анализировать предмет; учить школьников делать правильные выводы из наблюдений или фактов, уметь проверять эти выводы; прививать умение обобщать факты; развивать у учащихся умение убедительно доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения; следить за тем, чтобы мысли учащихся излагались определенно, последовательно, непротиворечиво, обоснованно.

Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Решение нестандартных логических задач способно привить интерес ребенка к изучению «классической» математики. Принцип формирования мыслительных операций на уроках математики реализуется следующим образом: совместное и одновременное изучение взаимосвязанных понятий и операций; широкое использование метода обратной задачи; применение деформированных упражнений; укрупнение исходного упражнения посредством самостоятельного составления учеником новых заданий; одновременная подача одной и той же математической информации на нескольких кодах.

Наглядное иллюстрирование взаимно-обратных операций заставляет ученика применять рассуждение, т.е. логические средства исследования, способствующие развитию мыслительных операций. Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления.

Нестандартные логические задачи – отличный инструмент для такого развития. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения разных форм работы над задачей. Многие ученики только после повторного анализа осознают план решения задачи. Это путь к выработке твердых знаний по математике. Конечно, повторение анализа требует времени, но оно окупается. Решение задач разными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за недостатка времени. Но это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем.

Процессу развития логического мышления младших школьников способствует комплекс специальных заданий математического содержания. Рассмотрим некоторые задания.

1)Составление задач детьми самостоятельно.

Составить задачу:

используя слова: больше на, столько, меньше в, на столько больше, на столько меньше;

которую можно решить в: 1, 2, 3 действия;

по данным плана её решения, действиям и ответу;

по выражению.

Решение задач с отсутствующими или лишними данными.

Изменение вопроса задачи.

Составление различных выражений по данным задачи и объяснение своих действий.

Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи и объяснить готовое решение задачи.

Использование приема сравнения задач и их решений. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного.

Закончить решение задачи. Какой вопрос и какое действие лишние в решении задачи (или, напротив, возобновить пропущенный вопрос и действие в задаче).

Составление аналогичной задачи с измененными данными. Решение обратных задач.

2)Геометрические задачи.

Найдите лишнюю фигуру и объясните почему она лишняя? Чем похожи все остальные фигуры?

Из каких геометрических фигур она состоит представленная на рисунке фигура? Сколько в ней треугольников? Сколько в ней прямоугольников?

3)Развитие умения выделять существенные признаки предметов.

Задание: выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:

Город (метро, река, много людей, светофор, лес, машины)

Река (песок, лягушка, водоросль, вода, утка)

Игра (игроки, футбол, снежки, правила, победа, поражение)

Школа (сад, учитель, звонок, ученики, урок, столовая)

Задачи на смекалку

На яблоне росло 37 яблок, а на берёзе меньше. Сколько яблок росло на берёзе?

Два велосипедиста выехали одновременно навстречу друг другу. Первый ехал до встречи 3 часа. Сколько времени ехал до встречи второй велосипедист?

Три мальчика идут из школы домой, а навстречу им четыре девочки. Сколько всего детей идёт домой?

Задачи на сравнение.

Галя веселее Оли, а Оля веселее Иры. Нарисуй рот Иры. Раскрась красным карандашом рот самой веселой девочки.
 
Кто из девочек самый грустный?

Ваня выше Пети, Петя выше Олега. Кто выше всех? Сделате рисунок и подпишите имена мальчиков.

4)Развитие умения устанавливать закономерности.

Найдите закономерность и заполните ряды чисел:

16, 17, 18, 26, 27, 28,36, 37, 38, …, …, … .

12, 13. 14, 22, 23, 24, 32, 33, 34, …, …, … .

27, 34, 41, 48, …, …, …, … .

56, 48, 40, …, …, …, … .

444, 445, 446, …, …, … .

Основным критерием проведения таких заданий является систематичность.

Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятий специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в самых простых закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Приведу примеры таких задач, ответ на которые необходимо логически обосновать:

В коробке лежат 5 карандашей: 2 синих и 3 красных. Сколько карандашей надо взять из коробки, не заглядывая в не, чтобы среди них был хотя бы 1 красный карандаш?

Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов?

Использование таких задач расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности.

При решении занимательных задач преследуются следующие цели:

формирование и развитие мыслительных операций: анализа и синтеза; сравнения, аналогии, обобщения и т.д.;

развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности;

поддержание интереса к предмету, к учебной деятельности;

развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели, самостоятельность;

подготовка учащихся к творческой деятельности (творческое усвоение знаний, способов действий, умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации и видеть новые функции объекта).

Овладение приёмами умственной деятельности и обобщёнными действиями в начальных классах даёт возможность постепенно вводить детей в мир математических понятий, терминов, символов, т.е. мир теоретических знаний, и способствовать тем самым развитию как эмпирического, так и теоретического мышления.

Таким образом, развитие логического мышления младших школьников в процессе обучения математике является основой для дальнейшего изучения понятий и для осознания закономерностей в различных интерпретациях, т.е. является основой для преемственности между начальной и средней школой.

Это были лишь некоторые примеры заданий, которые направлены на развитие логического мышления, несомненно, их существует гораздо больше. Выбор методов формирования логического мышления зависит от опыта и знаний учителя и уровня готовности детей, получать и усваивать эти знания. Учитель может не только применять существующие виды заданий, но и дополнять их, подстраивать под свой класс или даже разрабатывать собственные.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Кордемский, Б. А.Математическая смекалка / Б.А. Кордемский. - 2-е изд. - Москва : Гостехиздат, 1955. - 575 с.

Круглова А. М.Простые упражнения для развития логического мышления : практическое пособие / А.М. Круглова. - Москва : РИПОЛ классик, 2013. - 96 c.

Сироткина Л. С.Логические начала для детей и взрослых: учебное пособие / Л.С. Сироткина. - Калининград : Балтийский федеральный ун-т им. Иммануила Канта, 2011. - 144 с.

Копытов, Н. А.Задачи на развитие логики : введ. в язык математики : кн. для детей, учителей и родителей / Н.А. Копытов. - Москва : АСТ-пресс, 1998. - 235 с.

Просмотров работы: 41