Формирование рабочих качеств служебных собак в условиях ЦКС МВД по РБ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Формирование рабочих качеств служебных собак в условиях ЦКС МВД по РБ

Ямилова А.А. 1, Фархутдинов К.Д. 1
1Башкирский Государственный Аграрный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Собака с незапамятных времен была постоянным спутником человека. Кинология – наука о собаках, их разведении и дрессировке. Человеком выведено около 400 пород собак, каждая из которых имеет свое предназначение – охотничьи, ездовые, служебные, декоративные, бойцовые, спасатели, повадыри [1].

Для успешной дрессировки щенка нужно терпеливо воспитывать и дрессировать его с малого возрата, постепенно усложняя задания. Нужно наблюдать за его поведением, понять какой у щенка темперамент, учитывать его физическое и физиологическое состояние, при этом обеспечивая ему должное кормление, содержание и уход [2].

В центре кинологической службы по республике Башкортостан (далее ЦКС), расположенном по адресу г. Уфа, д. Карпово, ул. Комаринская 1а объектами моего исследования были породы собак немецкой овчарки.

Цель: изучить формирование рабочих качеств щенков немецкой овчарки. Задачи : 1. Изучить формирование способности к социализаци щенков. 2. Изучить методы подготовительного общего курса дрессировки щенков в условия ЦКС. 3. Изучить методику отбора щенков и собак к конкретному виду службы.

В понятие рабочих качеств собак входит способность собаки к дрессированности, тип темперамента и ВНД, способность к обучению, выносливость и сила, физическое и физиологическое состояние. Рабочие качества зависят от наличия в родословной собаки способного предка, имеющего дипломы и от качества самого потомства. При помощи тестов оцениваются рабочие качества собак и их степень дрессированности и далее присваиваются дипломы. Здоровая служебная собака должна безприкословно выполнять все поручения хозяина, быть активной, работоспособной, быстрой, выносливой.

Социализация – период, в течение которого щенка приучают к самым разным стимулам окружающей среды. Социализацию проводят от 8 до 12 недельного возраста, когда щенок наиболее восприимчив. В это время щенка приучают к другим собакам разных размеров, к людям разного типа, к велосипедам, бегунам, различным звукам и шумам, к местности, к различным запахам и пище. Если вовремя не заняться этим вопросом, в будущем у собаки будут сложности с восприятием этих объектов [3].

В ЦКС МВД по РБ во время практики социализацию щенков проводила в 2-х месячном возрасте. В группе было 7 щенков, все одного возраста и с одного помёта, 2019 года рождения. Проверяла щенков на активность – подвижный, активный щенок должен играть с людьми, с игрушками, снарядами и другими предметами, на боязливость – должны без опаски входить в незнакомые помещения, не бояться людей и посторонних внезапных шумов.

Таблица 1. Социализация щенков 2 месяцев

 

Кличка щенка , индивидуальный номер

Комментарии

1

Зорро ,24567

Активный щенок, немного побаивающийся шума и незнакомых людей

2

Зевс 2454

Нервный, плохо социализированный щенок

3

Зула 24765

Активная, хорошо социализированная, активно играет

4

Зана 24648

Относится к людям с недоверием, но активно играет со снарядами

5

Зара 24809

Скулит и прячется при громком шуме, людей не боится, активная со снарядами

6

Злата 24780

Быстро теряет интерес к игре, ложится, предположительно имеет грыжу

7

Зика 24743

Активно играет, не боится людей

Так как социализация щенков начинается с первых месяцев рождения, тестирование их в раннем возрасте позволяет выявить и исправить плохие их качества. Скорая доработка позволит в дальнейшем определить их пригодность на службу. По моей оценке щенки Зевс 2454 и Злата 24780 требуют дальнейшей социализации и должного ухода, остальные щенки считаются социализированными.

Щенки в возрасте 3-4 месяцев только начинают познавать мир. Они очень любопытны и легко воспринимают любое обучение. Поэтому это идеальное время для освоения простейших команд, связанных с активными действиями: «Ко мне!», «Гуляй!» и т.д. В ЦКС тренировки проводила в игровой форме.

Различают 4 основных метода дрессировки собак: вкусо-поощрительный, механический, контрастный, подражательный. Вкусо-поощрительный метод – целью метода является побуждение собаки выполнять действие взамен на лакомство или игрушку. Механический метод – действие выполняется по принуждению кинолога при помощи различных раздражителей. Контрастный – принудить выполнение действия при помощи вкусо-пообрительного и маханического метода. Подражательный – используется для развития у щенков злобности примером подражания [2]. Знания подготовительного курса дрессировки я оценивала по конечному тестированию, в ходе которого делаются соответствующие выводы о способностях щенков.

Таблица 2 Тестирование щенков

Кличка щенка

Комментарии

Зорро

Активно играет с мячом, приносит его, боится выстрелов, пугается незнакомых людей, в незнакомое помещение вошел без опаски, внезапоного появления человека изза угла испугался

Зевс

С мячом играет, незнакомых людей боится, в незнакомое помещение вошел с опаской, испугался выстреал и внезапоного появления человека изза угла с красной тканью в руках

Зула

С мячом играет активно, испугалась выстрела, в помещение вошла с интересом, социализирована, красной тряпки испугалась

Зана

Боится незнакомых людей, активно играет с мячом, в помещение вошла, на выстрелы, шум и красную тряпку отреагировала с опаской

Зара

Испугалась громкого шума, социализирована, с мячом играет активно, на появление человека с красной тряпкой и незнакомое помещение отреагировала с интересом

Злата

Пропустила тест,так как была на осмотре у ветеринаров

Зика

Активно играет, незнакомых людей не боится, на красную такань отреагировала облайкой, в помещение вошла.

В ходе тестирования выяснила, что все щенки условно годны к службе и могут далее продолжать изучать общий курс дрессировки.

Методика отбора собак к конкретному виду службы.

1.Отбор собак для службы в МВД по физической готовности. В ЦКС МВД по РБ отбираемые собаки имеют крепкий костяк и сильную развитую мускулатуру, здоровые зубы, правильный постав конечностей, хорошее зрение и обоняние. Животные не имеют пороков и генетических аномалий, недостатков болезней, препятствующих службе. Возрастной ценз при зачислении собаки на курс составил от 9 до 20 месяцев.

2.Оценка хватки собаки и склонности к апортировке. По поведению животного оценивала его желание играть, крепость хваткии время удержания предмета в зубах. Склонность к апортировке определяла во время игры. Чем активнее собака выполняет действие, тем подвижнее ее нервная система, а значит, обучаться животное будет быстро и с удовольствием.

3.Проверка оборонительного комплексащенков. Для этого собаку помещала в пустую комнату, наблюдала за ее поведением в различных ситуациях: при движении по комнате, в случае приседания на корточки перед щенком, при громком хлопке. По результатам тестов отбирала собак, не проявивших нервозности и стараха, истерического лая и полной аппатии. 4.Способность собаки к следовой работе. Тест на способность щенков к такой деятельности определяет степень их готовности к дальнейшему обучению. На небольшом участке местности кинолог, хорошо знакомый собаке, прокладывал след. Помощник привозил щенка в ящике и выпускал его. Собака должна обследовать местность и найти след знакомого, а затем, пройдя по нему, и самого человека.

Таким образом, по прошествии 70-дневной практики в Центре кинологической службы МВД по РБ выяснила, что успешно готовят щенков для службы. Ежегодно в ЦКС МВД по РБ выращивают и готовят до 30 щенков.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Блохин Г. И Кинология. Учебное пособие для ВУЗов [Текст]/ Г. И. Блохин//М.: Скрипторий 2000, 2001. - 432 с.

2.Волхард Джек, Волхард Венди Дрессировка собак для чайников [Текст]/ Джек Волхард, Венди Волхард// М.: Диалектика, 2011. — 288 с.

3.Крушинский Л. А Служебная собака. Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства [Текст]/Л. А. Крушинский//М.: Гос. Из-во с/х культуры, 1952. – 320 с.

Просмотров работы: 175