Проблема личности в психологии и индивидные предпосылки её функционирования - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Проблема личности в психологии и индивидные предпосылки её функционирования

Курдин Д.В. 1, Наумлюк А.Г. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Известно, что тема личности является для современной психологии весьма актуальной. Об этом свидетельствует огромная научная литература, да и педагогическая литература, посвященная концепциям и теориям личности, насчитывает несколько сотен наименований.

«Темп развития психологии личности, – пишет А. Асмолов, – станет более ощутимым, если привести следующие факты, затрагивающие только одну из проблем психологии личности, – проблему «Я». Если в 1969 г. этой проблеме было посвящено около четырехсот публикаций, то в 1980 г. их количество перевалило за тысячу».

Подобный интерес к психологическому изучению личности, конечно, не случаен. Через идею личности манифестируют себя и современный человек, и культура, и творчество.

Все это происходит на фоне обострения внимания ко всему циклу гуманитарных тем, в центре которого, безусловно, лежат проблемы культуры и личности.

Обращаясь к изучению личности, психологи надеются понять человека, с одной стороны, как целое, соединить, «конфигурировать» различные представления о нем, полученные в разных психологических теориях, с другой – как уникальное и индивидуальное субъективное образование.

Проблема личности в психологии. Психологическая структура личности.

Проблема личности — одна из центральных в психологии. Ведущей она является и для других гуманитарных, антропологических наук: философии, педагогики, юриспруденции, социологии, медицины, экономики и т. д. Все эти науки опираются на общее, сложившееся в теории понимание личности как явления, делая акцент при этом на своем аспекте ее изучения.

Психологию личности интересует с точки зрения ее внутреннего строения, архитектоники, закономерностей возникновения, формирования, развития, особенностей социально-психологических проявлений, роли в этом природных, биологических (наследственных), социальных и других обстоятельств.

Одна из центральных проблем в психологии личности — выявление психологических механизмов ее функционирования, проявлений, регуляции жизнедеятельности человека.

Понимание личности тесно связано с осмыслением таких категорий, как человек, индивид, индивидуальность, субъект, субъектность.

Человек — понятие видовое и включает в себя две взаимосвязанные системы: биологическую и психическую, духовную. Каждая из этих систем, в свою очередь, состоит из подсистем и отдельных феноменов. В своем физиологическом и психическом развитии человек проходит несколько стадий: младенчество, детство, отрочество, юность, взрослость, старость.

Индивид — это отдельный, конкретно взятый человек.

Индивидуальность обычно рассматривается как совокупность физиологических и психических особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие.

Субъект — это человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом.

Субъектность — это способность человека к тому или иному целеполаганию и соответствующей поставленным целям активности. Эти цели могут быть ситуативными, в интересах решения задач текущих дел и более отдаленного характера: на тот или иной отрезок жизни либо на всю жизнь. Очевидно, что чем более отдаленные цели, социально значимые и адекватные своим возможностям, человек ставит и осуществляет действия по их достижению, тем более развита и социальна, социализирована личность, тем выше уровень ее субъектности.

Под личностью в отечественной психологии понимают сложное, системное, многоуровневое, иерархически организованное, разноплановое, полисодержательное, прижизненно сложившееся, сформировавшееся психическое образование человека, в котором он выступает не только как объект и продукт, результат педагогических и других воздействий, но и как сознательный субъект познания и активного преобразования действительности.

Личность — это конкретный человек в совокупности тех духовных, психических особенностей, качеств, которые характеризуют его как объекта (продукт, результат) общественного (и другого) развития и как субъекта преобразования действительности на основе ее познания и отношения к ней. Личность — это конкретный человек как носитель сознания (К.К.Платонов) и самосознания.

Сознание личности имеет общественно-исторический характер. Самосознание — это высший уровень развития сознания человека, основа формирования его умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях, оценках, отношениях, действиях и поступках. Самосознание — это осознание личностью своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности.

По мере того как у человека формируются и развиваются сознание, осознание и понимание смысла окружающей его действительности, себя в реальном мире, смысла своего существования, складывается и развивается личность

Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется, и раскрывается, и проявляет себя как личность.

Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся прежде всего следующие:

макросоциосреда — общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей, особенности идеологического и другого воздействия на них средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе, место, вес, роль страны в системах международных связей и отношений и т.д.;

микросоциосреда — это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив, другие ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной средой;

воспитание — специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных детских учреждениях, школьное, вузовское, производственное, трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и другое воспитание;

деятельность — игра, учебная, производственно-трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные ее виды, социальные связи и отношения, человек овладевает социальным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки предметно-практических действий, поведения;

социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, и прежде всего общение с другими людьми.

На психическое (и биологическое также) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания, современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, использования, побочные продукты современных производств, та информационно-техническая среда, которая создается современными радио-, теле- и другими техническими устройствами.

Наряду с социальными обстоятельствами исключительно большую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор, физиологические особенности человека, и в первую очередь особенности общих и специфических типов ВНД, своеобразие морфологии мозга развития его отдельных функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов.

Особую роль в формировании и развитии личности, ее отдельных сфер и функциональных структур играет она сама как одно из важнейших условий проявления всех внешних и внутренних воздействий на человека. При этом, чем более развита личность, ее основные регулятивные структуры (системы ценностей, потребности, интересы, цели, уровень и характер самооценки, умения навыки, установки и т.д.), тем более заметную роль она играет в коррекции особенностей влияния на нее факторов формирования и развития.

В целом личность как системное психическое образование человека выступает результатом сложного взаимодействия названных и других факторов обстоятельств, которые представлены в ней, составляя ее содержательное наполнение и системно-структурное оформление. При этом и социальные, и биологические природные факторы своим содержанием не прямо перенесены в личность, а представлены в ней как бы в снятом виде (А.Н. Леонтьев), как отраженные в виде образов, представлений, понимания смысла, интересов и т. п.

Определяющую роль в формировании личностных структур у человека играют социальная среда, культурологические факторы, совокупность их воздействий.

Вопрос о психологических особенностях личности вообще и больного в частности является самым главным в медицинской психологии. Тем не менее, он, к сожалению, остается на сегодня до конца не изученным.

Личность может быть определена как отдельно взятый конкретный человек - продукт общественного развития определенной исторической эпохи, с присущими ему индивидуальными, биологически и социально обусловленными свойствами и качествами психики. Но человек - это не только личность, но и организм. Поэтому, уточняя приведенное определение, надо сказать, что личность - это человек в качестве носителя сознания.

Каждая конкретная личность имеет индивидуальную функциональную структуру свойств. Отдельные свойства личности, обычно называемые чертами, подвержены изменениям (условия жизни, воспитания, патологический процесс и т.п.). Поэтому обычно говорят не просто о структуре, но о динамической структуре личности.

Личность - центральный объект изучения психологии, социологии, педагогики, правоведения и многих других наук.

Правильно понять сущность личности человека как индивида, продукта общественно-исторического развития, как носителя индивидуального и общественного сознания и разрешить сложные вопросы соотношения психического с физиологическим, социального с биологическим, можно лишь, опираясь на научные философские направления, при учете всех других философских направлений вообще. С точки зрения материалистического учения личность определяется не столько биологическими, наследственными свойствами (хотя их значение велико и неоспоримо), сколько социальными. Поэтому ведущей, определяющей всю личность в целом, является та ее социально обусловленная сторона, которая включает направленность личности, ее моральные качества.

Направленность личности - это совокупность взглядов, идей и убеждений человека, ставших руководящими в его активной деятельности, направленной на достижение относительно далеких и сложных, жизненно важных для него целей. Это устойчиво доминирующая система мотивов, определяющая избирательность отношений и активность человека - смысл жизни. Источниками такой активности могут быть стремление к наслаждению (гедонизм), исполнение долга (И. Кант), биологические влечения (З. Фрейд), стремление к господству (А. Адлер).

Потребности - это нужда в чем-то, проявляющаяся в виде мотивов. Различают следующие виды потребностей: а) наследственные (органические) - влечения: голод, половое, родительское, к активной деятельности (потребность в труде), ориентировочное влечение (научная любознательность, любовь к истине); б) приобретенные (например, органической является потребность в любой пище, а приобретенной - в пище определенного вкуса) - материальные, духовные (в познании - научном творчестве, эстетические - в художественном творчестве), общественные (в труде, персонализации, общественной деятельности, общении) (по А.В. Петровскому).

Мотивы- это то, что побуждает к деятельности: интересы, идеалы, мировоззрение, убеждение и др. В отличие от потребностей мотивы имеют глубокое содержание; они не только побуждают, но и направляют деятельность по отношению к объекту. Мотивы имеют значимую и смысловую стороны (значимая важна не только для конкретной личности, но и для других; смысловая - только для конкретной личности). Мотивировка - объяснение целесообразности при сокрытом реальном смысле.

К неосознанным побуждениям относятся влечения, установки и внушение.

Влечение - это побуждение к деятельности, представляющее собой недостаточно осознанную потребность, это этап формирования мотива поведения, а не врожденные факторы поведения. Влечения либо угасают (голод, половое), либо осознаются и превращаются в желания (а желания в сочетании с волей - в стремление).

Установка(Д. Узнадзе) - неосознаваемое состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена потребность. Повторные "установочные ситуации" складываются в ряд "фиксированных установок", которые неприметно для человека определяют его жизненную позицию в ряде случаев. Установки делятся на позитивные (к герою, учителю у первоклассника и т.д.), негативные (к "новым русским" и т.д.), предвзятость (к работникам банков и т.д.) - результат необоснованных выводов из собственного опыта, усвоенных стереотипов мышления.

Стремления- это мотивы, в которых потребности непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат деятельности. Различают следующие формы стремлений: намерения - осознаются условия и средства (окончание института); мечта - образ желаемого (высокая, низкая), побуждение к деятельности; страсти - мотивы, где потребности сильны и длительны; идеал - потребность подражать или следовать образцу (идеал нравственной воспитанности, учености, мастерства и т.д.). Идеал отражает и предвосхищает жизнь, вызывает удивление, восторг, восхищение, страстное желание работать. Отношение к идеалу может быть созерцательно-восторженным (восхищение идеалом и занятие самобичеванием) и страстно-деятельным (превращение идеала в черту характера, план жизни).

Направленностьможет быть общественной, деловой и личной. В направленности различают ее качества и формы. Уровень - это общественная значимость направленности. Положительная широта может переходить в разбросанность. Интенсивность может колебаться от полного безразличия до отчетливо выраженной страсти, связанной и с устойчивостью направленности. Важнейшим качеством направленности является ее действенность, в которой проявляется активность характера.

Формы направленности - это влечения и желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение и как высшая форма направленности - убеждение.

Приобретенные потребности могут проявляться в мотивах интереса - избирательном отношении личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интерес - это специфическая познавательная направленность на предметы и явления окружающего мира. Специфическая потому, что у каждой отдельной личности имеются определенные сознательные мотивы и возникает соответствующая эмоциональная окраска объекта интереса. Особо следует подчеркнуть активность и волевой компонент в структуре того или иного интереса. Если степень активности невелика, то интерес имеет преимущественно созерцательный характер, если же активность значительна, то интерес побуждает человека к действию в направлении познания, овладения предметом интереса и становится склонностью.

Интересы, разные по широте, устойчивости и другим качествам, свойственны всем людям. При широких интересах обязательно предполагается выделение одного из них как основного и ведущего. Это придает человеку устойчивость в жизни, концентрирует его волю и помогает при достижении определенных успехов в процессе деятельности. Интересы могут быть общечеловеческими, классовыми, национальными и т.д. Различают следующие виды интересов: а) по содержанию - материальные, духовные, общественные; б) по цели - непосредственные (к процессу деятельности) и опосредованные; в) по устойчивости - устойчивые и неустойчивые; г) по уровню действенности - активные и пассивные; д) по объекту - широкие и узкие.

Идеал -высшая цель сознательных активных устремлений личности. Для человека является характерным стремление воплощать свои идеалы в определенные конкретные образы. Идеалы имеют большое воспитательное значение, хотя воспитание в себе тех или иных качеств в конечном счете зависит от волевых свойств личности.

Под мировоззрением понимается система взглядов на окружающую человека объективную реальность (природу, общество и человеческое мышление). Мировоззрение людей определяется общественным бытием, включающим теории и идеи, которые возникают на основе той или иной основы общественной формации. Мировоззрение личности, так же как и ее интересы, идеалы и потребности, существуют не сами по себе, а всегда связаны с духом времени, конкретной исторической эпохой и свойственным ей общественным сознанием. Понимаемое узко, мировоззрение - это морально-политические принципы, отражающие общественное бытие людей. О мировоззрении можно говорить тогда, когда содержание потребностей составляет организующую систему воззрений: философских, этических, эстетических, естественно-научных. Мировоззрение может быть активным и пассивным (миросозерцание), классовым, отдельной личности (ядро направленности, отношений).

Различают следующие качества мировоззрения: а) содержательность и научность; б) систематичность и целостность; в) логическую последовательность и доказательность; г) степень обобщенности и конкретизации; д) связь с деятельностью и поведением.

Мировоззрение - высший регулятор поведения. На его основе складывается нравственный идеал. При сочетании положительных качеств мировоззрение превращается в убеждение.

Убеждение - это система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и мировоззрением. Убеждения как высшая форма направленности определяются сочетанием мировоззрения со стремлением к его осуществлению, готовностью бороться за него. Убеждения - это глубокая и обоснованная вера человека в принципы и идеалы, которым он следует в жизни. Рассогласованность знаний и потребностей приводит к дефекту сферы убеждений. Убеждение формируется при активном отношении к действительности, вдумчивом, самостоятельном отношении к знаниям, ответственном отношении к своим обязанностям.

Мораль - обобщенное отражение в сознании (индивидуальном, общественном) нравственных явлений, она выступает как регулятор поступков личности. Согласно К.К. Платонову, различают моральные свойства личности, моральные убеждения и моральные чувства. Моральные качества проявляются в совести личности - нравственной самооценке своих поступков.

Морально невоспитанный человек - не знает норм поведения или знает их неглубоко, знание подобных норм не стало его убеждением.

Аморальные человек - включает в свое мировоззрение неверные нормы поведения (круговая порука, очковтирательство и т.п.).

Бессовестный человек - знает нравственные нормы общества и считает их правильными, но только для других, и потому не испытывает угрызения совести при самооценке своих поступков, противоречащих известным нравственным нормам.

Безнравственный человек - не считает нравственные нормы общества обязательными ни для себя, ни для других, хотя теоретически знает их.

Из сказанного видно, что данная сторона личности (или, как говорят, подструктура) тесно связана с подструктурой, в которую входят индивидуальные особенности отдельных психических процессов. Наиболее отчетливо это видно на убеждениях, в структуру которых входят компоненты мышления, эмоций и воли.

Обе указанные подструктуры связаны и с третьей - знания, навыки, умения и привычки данной личности, объединяемые понятием "опыт". Эта подструктура определяет уровень развития личности и имеет особое значение для медицинского психолога, врача и педагога. Врач должен остерегаться подменять знаниями больного оценку его мышления. Ни психотерапия, ни социотерапия не станут эффективными, если не будут в должной мере учтены особенности третьей стороны личности больного.

В общей структуре личности выделяются индивидуальные особенности: темперамент, характер и способности.

Индивидные предпосылки функционирования личности.

Индивидные свойства присущи человеку как представителю вида Homo sapiens. Эти свойства биологически заданы и служат фундаментом, на котором строится психологическое здание личности. В последнее время для объяснения роли индивидных свойств часто прибегают к "компьютерной метафоре", сравнивая психологическую систему, называемую личностью, с программным обеспечением (software), а организм человека тогда видится аналогом материального носителя, на котором функционируют компьютерные программы (hardware). А. Г. Асмолов дает следующую классификацию индивидных свойств человека (табл. 1).

Таблица 1. – Индивидные свойства человека (по А.Г. Асмолову)

Индивидные свойства человека

Возрастно-половые свойства

Индивидуально-типические свойства (темпераментные)

Возрастные стадии индивидуального развития

Половые особенности

Конституция

Нейродинамические свойства нервной системы

Функциональная ассиметрия мозга

         

Выявление роли индивидных свойств в общем строе психической деятельности представляет собой трудную научную задачу: их влияние "замаскировано" (продолжим компьютерную аналогию) теми управляющими воздействиями, которые идут с уровня личностной регуляции. Индивидные свойства можно обнаружить только в снятом виде, если исключить из рассмотрения весь содержательный аспект жизни личности, поскольку он формируется, как мы уже знаем, в зависимости от реализуемой системы деятельностей в определенном социально-культурном пространстве. Поэтому, говоря дальше об этой проблеме, мы будем основываться на общепринятом в психологии утверждении, что индивидные свойства человека определяют формально-динамические особенности функционирования личности. 

Можно сказать, что тенденции ядра личности, образуя конкретную периферию, воплощаются во внешние и внутренние формы активности, используя ту конфигурацию индивидных свойств, которой располагает человек.

Половые различия

Принято думать, что различия между мужчинами и женщинами в психологическом плане носят фундаментальный характер. Предопределенность "мужского" или "женского" способа жизни порой принимает статус догмы (например, в классическом психоанализе З. Фрейда). Биологические различия между полами, безусловно, существуют. Например, относительная мускульная масса у мужчин примерно на 15% больше, чем у женщин; мужчины не имеют возможности вынашивать и рожать потомство; репродуктивный период у мужчин продолжительнее, чем у женщин, при этом общая продолжительность жизни женщин примерно на 10% больше, чем у мужчин, и т.д. Однако непредвзятый анализ показывает, что большинство именно психологических черт, традиционно трактовавшихся как типично "мужские" или типично "женские", на самом деле статистически независимы. Поэтому шкалы маскулинности (мужественностии феминности (женственности) в современных личностных тестах являются не биполярными (или-или), а дополнительными (и-и). Более того, показано, что высокий уровень феминности у женщин при отсутствии маскулинных черт связан с повышенной тревожностью и пониженным самоуважением. Высокий уровень маскулинности у мужчин при отсутствии феминных черт также связан с высокой тревожностью, низкой уверенностью в себе и слабой выраженностью лидерского потенциала. Наиболее психологически благополучными оказываются люди, имеющие высокие баллы как по маскулинным, так и по феминным свойствам (так называемые "андрогинные личности"). Они отличаются богатым поведенческим репертуаром и высоким уровнем творческих способностей. Э. Маккоби и К. Джеклин (1973) критически проанализировали и обобщили большой массив психологических исследований о половых различиях. Так, установлены достоверные различия между полами по некоторым психологическим свойствам:

1) мальчики после двухлетнего возраста демонстрируют более высокий уровень агрессии в речи, играх и фантазиях;

2) девочки проявляют более выраженные эмоциональные реакции;

3) девочки демонстрируют более высокий уровень речевых способностей как в плане применения речевых навыков, так и в плане сложности используемых речевых конструкций (в дальнейшем преимущество женщин в богатстве словарного запаса и речевой активности сохраняется);

4) начиная с подросткового возраста юноши более успешно справляются с задачами, требующими пространственного мышления.

Несмотря на устойчивость выявленных различий, многие авторы считают, что основной вклад в них вносят не индивидные свойства, присущие полам биологически, а специфика воспитания. Например, установлено, что родители больше разговаривают с новорожденными девочками, а мальчиков чаще поощряют к занятиям точными науками. В последние годы в массовых исследованиях наблюдается постоянное уменьшение психологических различий, обнаруживаемых между полами.

Возраст - с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация.

Сенситивные периоды - периоды повышенной восприимчивости, отзывчивости, чувствительности индивида в данном возрасте к определенного рода воздействиям.

Критические периоды - наибольшая чувствительность к неадекватным раздражителям ("повреждаемость").

Потребности - если они проявляются на уровне условий существования деятельности, они могут подчиняться механизмам гомеостаза. Но если они занимают место смыслообразующих мотивов (например, голодовки) - они включаются в контекст поведения индивидуальности или личности.

Пол - предпосылка развития психологического пола личности, так как половая адекватная роль не данность, а результат развития.

Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.

Роль индивидных свойств:

1. Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов.

2. Определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности (например, экстраверсия-интроверсия располагает к определенному выбору видов деятельности).

3. Индивидные свойства приобретают особое значение, если они становятся осознаваемыми, то есть приобретают символ, означивание (калека не может знать об ограниченности своих действий, пока ему об этом не скажут).

Основные направления в разработке проблемы личности за рубежом.

Типологическое направление.

В рамках этого направления психология личности понимается как учение о типах личности, а основной характеристикой конкретного человека считается его принадлежность к определенному типу.

Внутри типологического направления, в свою очередь, выделяются некоторые его виды, варианты. Так, достаточно широкое распространение получила попытка связать типологические особенности личности с типом организма, типом строения тела.

Представителем этой тенденции выступает У. Шелдон. До Шелдона эта идея была представлена в работах Эрнста Кречмера.

Вторым вариантом типологического подхода к изучению личности является точка зрения Ганса Юргена Айзенка. В отличие от Шелдона, он стремился связать личностные характеристики с некоторыми динамическими особенностями функционирования нервной и гормональной систем организма .

Типологические исследования личности, как правило, ориентируются на биологические основы, биологические предпосылки развития личности и уделяют недостаточное внимание социально-культурным аспектам, а также межличностным отношениям как факторам и условиям формирования личности отдельного человека. Это относится и к концепции Айзенка, и – в еще большей степени – к концепции Шелдона.

Направление, связанное с изучением черт личности.

Второе направление исследований личности, которое остается достаточно популярным и сегодня, связано с изучением черт личности. Это направление представлено, в частности, работами Джеймса Кеттела. Теорию Кеттела так и называют – теория черт личности.

Данная теория, как и направление в целом, характеризуется следующим основным постулатом: личность конкретного человека может быть адекватно описана путем ее локализации в системе шкал, совокупность которых представляет собой набор черт личности.

В рамках данного направления не уделяется достаточного внимания проблеме изменчивости черт личности, не говоря уже об их формируемости, целенаправленном изменении. Черты здесь понимаются как нечто стабильное, устойчивое, как то, что необходимо выявить с помощью специальной техники, а потом подсчитать корреляции. Но ведь проблема изменчивости действительно существует. Эта сторона личности остается вне исследования.

Психоаналитическая теория личности.

Выделяют два аспекта психоаналитической концепции личности. Один аспект касается трактовки развития личности в онтогенезе, второй аспект связывается с динамикой функционирования личности на каждом этапе ее развития. Это, конечно, условное различение, тем не менее оно работает .

В чем основная идея психоаналитического учения об онтогенетическом развитии личности? Процесс онтогенеза описывается как последовательность стадий психосексуального развития. Считается, что на каждой из этих стадий могут возникать известные кризисы, конфликты, и если эти кризисы не преодолеваются, то возникает явление фиксации. Фиксацией называется закрепление и сохранение характеристик, свойственных человеку на конкретной стадии психосексуального развития, на все последующие годы .

Социально-когнитивное направление.

В последние годы достаточно популярной становится социально-когнитивное направление в теоретическом осмыслении проблемы личности. Его представляют, в частности, социально-когнитивная теория личности Альберта Бандуры и теория социального научения Джулиана Роттера.

Предметом исследования здесь становятся не устойчивые и всеобщие характеристики личности, а характеристики ситуативные, изменчивые. В рамках этого направления основное внимание уделяется изучению податливости, изменчивости поведения и методам направленного изменения поведения. Эти теории, по существу, в наибольшей степени впитали в себя традиции бихевиоризма.

Это направление исследований личности, хотя и называется теорией социального поведения, недостаточно разработано, оно сводится к весьма простым положениям и, конечно, уязвимо для критики, поскольку при всех оговорках личность как бы «растворяется» в актуально осуществляемом поведении.

Культурологическое направление.

Значительное направление исследований личности связано с анализом культуры, т.е. влияния социального опыта на индивидуума. Влияние культуры на конкретного человека в рамках данного направления конкретизируется через понятие роли. Роль – это некая система социальных функций, которые должен выполнять человек, система ожиданий, связанная с выполнением этих функций, это то, чего ждут от человека, если он принимает данную социальную позицию. Требования к одной и той же роли варьируются в различных культурах .

В рамках данного подхода проводится различение видов ролей. Выделяются роли, которые мы не выбираем, которые нам как бы заданы. Например, мужские и женские роли. Есть роли, в выборе которых мы более самостоятельны, скажем профессия.

Положительным моментом этого направления являются попытки преодолеть достаточно популярную биологическую ориентацию в исследовании типов личности, выйти за рамки физиологического подхода и обратиться к социально-культурным факторам.

Однако данный подход имеет одно существенное ограничение: сама культура, социальность понимается в его рамках достаточно узко. Здесь внимание концентрируется, как правило, на ближайшей социальной среде, на ближайшем социальном окружении. Если речь идет об онтогенезе, то это отношения с родителями, с ближайшими друзьями, соседями и т.д. Это, конечно, важная часть социальных факторов. Но она не должна ни в коей мере затенять более широкий класс социальных влияний, факторов, связанных с включением человека в реальный производительный труд, в систему производственных отношений. Этот момент не учитывается в рамках данного направления.

Экспериментальные исследования личности.

Кроме вышеназванных исследований личности существует большое количество конкретных экспериментальных исследований, которые затрагивают отдельные, частные проблемы психологии личности. В них рассматриваются конкретные вопросы, и большинство исследователей при изучении личности сознательно отказываются от широких теоретических обобщений.

Таким образом, экспериментальные исследования личности можно выделить как особое направление, характеризующееся сознательной ориентацией на эмпирическое изучение отдельных проявлений личности. Это само по себе важно и интересно, но, естественно, не приводит к созданию новых теорий личности. В результате оказывается, что экспериментальные подходы к личности нуждаются во все большем дополнении теорией.

Заключение. Разработка проблематики личности в психологии – это интенсивно развивающаяся область науки, в которой накапливаются все больше и больше новых данных. В этой области существует достаточно большой сектор направлений и теорий – от направлений, преимущественно подчеркивающих биологическую, наследственную обусловленность личностных характеристик человека, до направлений, акцентирующих свое внимание на исключительно культурных факторах. Последнее направление носит крайне ограниченный характер вследствие ограниченности в нем трактовки культуры и социальности.

В психологии личности происходят значительное накопление эмпирических данных и разработка методик исследования личности. Формулирование ряда теоретических положений, о которых говорилось выше, пока еще не привело к удовлетворительному знанию о личности человека.

Вместе с тем большинство психологов, имеющих достаточный опыт работы в этой области, все более осознают необходимость перехода от разработки частных, хотя и важных вопросов в области психологии личности к созданию более широких теоретических обобщений.

Список использованных источников.

1. Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. для вузов [Текст] / А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2007. – 583 с. – (Серия «Учебник нового века»).

2. Общая психология: учеб. [Текст] / под ред. Р.Х. Тугушева и Е.И. Гарбера. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 560 с. – (Образовательный стандарт XXI).

3. Розин, В.М. Психология: Наука и практика: учеб. пособие [Текст] / В.М. Розин. – М.: РГГУ, Омега-Л, 2005. – 544 с.

Просмотров работы: 3111