ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Шведчикова Е.А. 1
1Ивановский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Концепция развития туризма в Ивановской области базируется на основных положениях Стратегии социально-экономического развития Ивановской области на период до 2020 года, разработанных в целях повышения эффективности государственного управления социально-экономическими процессами на региональном уровне.

Разнообразные и уникальные рекреационные ресурсы делают Ивановскую область привлекательной для развития различных видов туризма. Структура туристического потока Ивановской области имеет тенденцию к росту и прежде всего доли иностранных туристов в турпотоке. Так в 2012 году доля иностранных туристов составляла всего 8 %, а в 2016 году уже 16 % или в 2 раза больше.

Рост выручки от туристских услуг в Ивановской области по данным статистики Ростуризма1 имеет положительную динамику.

Таблица 1 - Анализ выручки от услуг туризма, млн. руб.

Период

2012

2013

2014

2015

2016

Ивановская область

487,2

518,9

690,9

740,5

750,5

Темпы роста,%

-

107

142

152

154

Темпы роста доходов от туристских услуг в 2016 году по сравнению с 2012 годом составили 154 %. Ежегодные темпы прироста выручки от услуг туризма в Ивановской области в среднем составили 16 %. Интересным представляется факт доли доходов от туризма Ивановской области в валовом региональном продукте.

Таблица 2– Туризм в структуре валового дохода Ивановской области, млн. руб.

Показатели

2012

2013

2014

2015

2016

ВРП2, млн. руб.

136115,0

158228,7

151876,8

180517,5

179633,4

Выручки от услуг туризма, млн. руб.

487,2

518,9

690,9

740,5

750,5

Доля доходов от туризма в валовом региональном продукте

0,36

0,33

0,45

0,41

0,42

Самый высокий рост доходов от туризма в структуре ВВД Ивановской области был достигнут в 2014 году – 0,45 %. Характеризовать успех развития туриндустрии Ивановской области на сегодняшний день рано. В основе данного заключения лежит факт соотношения доли доходов от туризма к российским показателям, который составляет 4,8 % соответственно3.

Таблица 3 - Показатели деятельности организаций туриндустрии России 4

Наименование статистических показателей

Единица измерения

2014

2015

2016

Число организаций

единица

11 614

11 893

12 395

Выручка

млн. рублей

147540,8

158251,9

161344,5

Основной доход в реализации услуг в туризме формируется за счет организации выездного туризма. Так в Ивановской области оборот турпродуктов по территории России составил всего лишь 168759,0 тыс. руб. 5 или 24 % от общего оборота. Данная тенденция характерна и в целом для России.

В то же время кадровый потенциал Ивановской области в туризме, в отличие от российских показателей в целом, снижается. Спад числа туристических фирм не значительный («+;-» одна турфирма). Большему колебанию подвержен показатель «средняя численность работников». Так в 2016 году прошло сокращение 102 человек или на 28, 7 %.

Таблица 4 - Показатели деятельности туристских организаций в Ивановской области

Период

2012

2013

2014

2015

2016

Число туристских фирм

127

115

121

119

1206

Средняя численность работников7, человек

558

621

611

563

487

К положительным следует отнести показатель по въезду зарубежных туристов в Ивановский регион. В 2016 году он вырос по сравнению с 2012 годом в 2 раза. Это свидетельствует о развитии въездного туризма, в котором Ивановская область положительно прогрессирует.

Таким образом, туристский потенциал Ивановской области обеспечивает достаточно динамичное развитие экономики Ивановской области в период 2012 - 2016 годов.

Прежде всего, рост внутреннего и иностранного туристического потока связан с успешной реализацией на территории Ивановской области региональной и федеральной целевых программ по развитию туризма, открытию новых объектов туристкой инфраструктуры, а также с успешным продвижением регионального туристского продукта на национальном рынке. Самыми перспективными дестинациями в Ивановском регионе являются города и районные центры: Плес, Иваново, Шуя, Палех, Кинешма, Гаврилов – Пасад, Юрьевец.

На наш взгляд, наиболее перспективным «сценарием» развития регионального туризма является модель формирования аттрактивности культуры Ивановской области в туризме. Это является необходимой мерой кардинального изменения ситуации в туристском спросе как на региональном, так и на российском рынке. Именно эта модель позволит сформировать вне аполитичный спрос.

В основе данной модели лежат технологии постоянной поддержки аттрактивности объектов культуры (как правило нематериальных) за счет уникальности применяемых способов позиционирования их на туристском рынке. Речь идет о различных формах управления культурным потенциалов в туризме, теоретические основы которого изложены в монографии «Культурный потенциал региона и его использование в туризме»8.

В рамках данной модели выделим перспективы развития туризма муниципалитетами Ивановской области9:

1. Плес и город Кинешма имеют сильную конкурентную позицию и могут занять место лидера на отраслевом рынке;

2. Гаврило – Посадский район имеет богатый потенциал, но пока слабую конкурентную позицию. Данный район со временем при более агрессивной стратегии может занять лидирующую позицию.

3. Город Иваново и Кинешемский район, Палехский и Шуйский районы – имеют сильную конкурентную позицию и являются наиболее перспективными районами для развития туризма.

4. Заволжский, Приволжский район и Южский район благоприятны для развития стратегии атаки – создания нового (уникального) товара с лучшими характеристиками.

5. Пучежский и Юрьевецкий район, г. Родники и Родниковский район имеют сильную конкурентную позицию, но их положение на отраслевом рынке ухудшается. Они могут выгодно поддержать соседние районы при создании нового турпродукта (стратегия интеграции) или развиваться в стратегии диверсификации.

6. Ивановский район и Фурмановский район занимают слабую конкурентную позицию, им необходима активная стратегия контратаки, рекомендуется выпуск недорогих туров.

7. Комсомольский и Тейковский район, Лежнеский и Вичугский район необходимо по возможности включить в программу туров еще не получивших заслуженное признание – охотничье-рыболовный туризм.

8. Верхнеландеховский район, не вписавшись с систему управления туризмом, пока остается в аутсайдерах рынка.

1 Объем туристских услуг, оказанных населению статистические данные по субъектам РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf/statisticheskie-dannye-po-subektam-rf-za-2015-god/

2 Официальный сайт Госкомстат РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/

3 Туризм/Общий-вклад-туризма-в-ВВП/Общий-вклад-в-ВВП-доля-percent [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/topics

4 Официальный сайт Госкомстат РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/

5 Аналитическая записка: О состоянии туристических услуг в Ивановской области в 2016 году //федеральная служба государственной статистики территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ивановской области// Иваново 2017.

6 Аналитическая записка: О состоянии туристических услуг в Ивановской области в 2016 году //федеральная служба государственной статистики территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ивановской области// Иваново 2017.

7 Статистические данные по субъектам РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf/statisticheskie-dannye-po-subektam-rf-za-2015-god/

8 Арефьева Н.Т. Луховская О.К. Прогнозирование и развитие социокультрных процессов как фактор устойчивого развития региона (монография)\\ ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономичес-кий университет» (Ивановский филиал). - Иваново, 2010.- 293 с.

9 Луховская О.К. Управление процессами формирования конкурентных преимуществ туристских дестинаций региона (статья) Научно-аналитический журнал «Наука и практика». № 2 (22) 2016, с. 74-81

Просмотров работы: 290