Концепция развития туризма в Ивановской области базируется на основных положениях Стратегии социально-экономического развития Ивановской области на период до 2020 года, разработанных в целях повышения эффективности государственного управления социально-экономическими процессами на региональном уровне.
Разнообразные и уникальные рекреационные ресурсы делают Ивановскую область привлекательной для развития различных видов туризма. Структура туристического потока Ивановской области имеет тенденцию к росту и прежде всего доли иностранных туристов в турпотоке. Так в 2012 году доля иностранных туристов составляла всего 8 %, а в 2016 году уже 16 % или в 2 раза больше.
Рост выручки от туристских услуг в Ивановской области по данным статистики Ростуризма1 имеет положительную динамику.
Таблица 1 - Анализ выручки от услуг туризма, млн. руб.
Период |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Ивановская область |
487,2 |
518,9 |
690,9 |
740,5 |
750,5 |
Темпы роста,% |
- |
107 |
142 |
152 |
154 |
Темпы роста доходов от туристских услуг в 2016 году по сравнению с 2012 годом составили 154 %. Ежегодные темпы прироста выручки от услуг туризма в Ивановской области в среднем составили 16 %. Интересным представляется факт доли доходов от туризма Ивановской области в валовом региональном продукте.
Таблица 2– Туризм в структуре валового дохода Ивановской области, млн. руб.
Показатели |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
ВРП2, млн. руб. |
136115,0 |
158228,7 |
151876,8 |
180517,5 |
179633,4 |
Выручки от услуг туризма, млн. руб. |
487,2 |
518,9 |
690,9 |
740,5 |
750,5 |
Доля доходов от туризма в валовом региональном продукте |
0,36 |
0,33 |
0,45 |
0,41 |
0,42 |
Самый высокий рост доходов от туризма в структуре ВВД Ивановской области был достигнут в 2014 году – 0,45 %. Характеризовать успех развития туриндустрии Ивановской области на сегодняшний день рано. В основе данного заключения лежит факт соотношения доли доходов от туризма к российским показателям, который составляет 4,8 % соответственно3.
Таблица 3 - Показатели деятельности организаций туриндустрии России 4
Наименование статистических показателей |
Единица измерения |
2014 |
2015 |
2016 |
Число организаций |
единица |
11 614 |
11 893 |
12 395 |
Выручка |
млн. рублей |
147540,8 |
158251,9 |
161344,5 |
Основной доход в реализации услуг в туризме формируется за счет организации выездного туризма. Так в Ивановской области оборот турпродуктов по территории России составил всего лишь 168759,0 тыс. руб. 5 или 24 % от общего оборота. Данная тенденция характерна и в целом для России.
В то же время кадровый потенциал Ивановской области в туризме, в отличие от российских показателей в целом, снижается. Спад числа туристических фирм не значительный («+;-» одна турфирма). Большему колебанию подвержен показатель «средняя численность работников». Так в 2016 году прошло сокращение 102 человек или на 28, 7 %.
Таблица 4 - Показатели деятельности туристских организаций в Ивановской области
Период |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Число туристских фирм |
127 |
115 |
121 |
119 |
1206 |
Средняя численность работников7, человек |
558 |
621 |
611 |
563 |
487 |
К положительным следует отнести показатель по въезду зарубежных туристов в Ивановский регион. В 2016 году он вырос по сравнению с 2012 годом в 2 раза. Это свидетельствует о развитии въездного туризма, в котором Ивановская область положительно прогрессирует.
Таким образом, туристский потенциал Ивановской области обеспечивает достаточно динамичное развитие экономики Ивановской области в период 2012 - 2016 годов.
Прежде всего, рост внутреннего и иностранного туристического потока связан с успешной реализацией на территории Ивановской области региональной и федеральной целевых программ по развитию туризма, открытию новых объектов туристкой инфраструктуры, а также с успешным продвижением регионального туристского продукта на национальном рынке. Самыми перспективными дестинациями в Ивановском регионе являются города и районные центры: Плес, Иваново, Шуя, Палех, Кинешма, Гаврилов – Пасад, Юрьевец.
На наш взгляд, наиболее перспективным «сценарием» развития регионального туризма является модель формирования аттрактивности культуры Ивановской области в туризме. Это является необходимой мерой кардинального изменения ситуации в туристском спросе как на региональном, так и на российском рынке. Именно эта модель позволит сформировать вне аполитичный спрос.
В основе данной модели лежат технологии постоянной поддержки аттрактивности объектов культуры (как правило нематериальных) за счет уникальности применяемых способов позиционирования их на туристском рынке. Речь идет о различных формах управления культурным потенциалов в туризме, теоретические основы которого изложены в монографии «Культурный потенциал региона и его использование в туризме»8.
В рамках данной модели выделим перспективы развития туризма муниципалитетами Ивановской области9:
1. Плес и город Кинешма имеют сильную конкурентную позицию и могут занять место лидера на отраслевом рынке;
2. Гаврило – Посадский район имеет богатый потенциал, но пока слабую конкурентную позицию. Данный район со временем при более агрессивной стратегии может занять лидирующую позицию.
3. Город Иваново и Кинешемский район, Палехский и Шуйский районы – имеют сильную конкурентную позицию и являются наиболее перспективными районами для развития туризма.
4. Заволжский, Приволжский район и Южский район благоприятны для развития стратегии атаки – создания нового (уникального) товара с лучшими характеристиками.
5. Пучежский и Юрьевецкий район, г. Родники и Родниковский район имеют сильную конкурентную позицию, но их положение на отраслевом рынке ухудшается. Они могут выгодно поддержать соседние районы при создании нового турпродукта (стратегия интеграции) или развиваться в стратегии диверсификации.
6. Ивановский район и Фурмановский район занимают слабую конкурентную позицию, им необходима активная стратегия контратаки, рекомендуется выпуск недорогих туров.
7. Комсомольский и Тейковский район, Лежнеский и Вичугский район необходимо по возможности включить в программу туров еще не получивших заслуженное признание – охотничье-рыболовный туризм.
8. Верхнеландеховский район, не вписавшись с систему управления туризмом, пока остается в аутсайдерах рынка.
1 Объем туристских услуг, оказанных населению статистические данные по субъектам РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf/statisticheskie-dannye-po-subektam-rf-za-2015-god/
2 Официальный сайт Госкомстат РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/
3 Туризм/Общий-вклад-туризма-в-ВВП/Общий-вклад-в-ВВП-доля-percent [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/topics
4 Официальный сайт Госкомстат РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/
5 Аналитическая записка: О состоянии туристических услуг в Ивановской области в 2016 году //федеральная служба государственной статистики территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ивановской области// Иваново 2017.
6 Аналитическая записка: О состоянии туристических услуг в Ивановской области в 2016 году //федеральная служба государственной статистики территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ивановской области// Иваново 2017.
7 Статистические данные по субъектам РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf/statisticheskie-dannye-po-subektam-rf-za-2015-god/
8 Арефьева Н.Т. Луховская О.К. Прогнозирование и развитие социокультрных процессов как фактор устойчивого развития региона (монография)\\ ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономичес-кий университет» (Ивановский филиал). - Иваново, 2010.- 293 с.
9 Луховская О.К. Управление процессами формирования конкурентных преимуществ туристских дестинаций региона (статья) Научно-аналитический журнал «Наука и практика». № 2 (22) 2016, с. 74-81