АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ ИВАНОВСКОГО РЕГИОНА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ ИВАНОВСКОГО РЕГИОНА

Шведчикова Е.А. 1
1Ивановский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Рынок гостиничных услуг можно определить как общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения купли-продажи гостиничных продуктов и услуг в определенное время и в определенном месте [1].

Рынок гостиничных услуг характеризуется наличием субъектов, в качестве которых выступают как гостиничные предприятия, так и потребители гостиничных услуг. Важнейшими категориями рынка являются спрос и предложение. Достижение сбалансированности между спросом и предложением обеспечивается действием рыночного механизма. Особенность гостиничного маркетинга вытекает из особенностей гостиничного продукта, его фиксированности во времени и пространстве. Основным фактором является благоприятная среда в развитии гостиничного бизнеса. Например, в г. Иванове данный бизнес имеет тенденцию к интенсивному развитию.

Таблица 1 - Структура номерного фонда гостиниц города Иваново за 2015 год

Гостиницы

1-ые

стандарт

2-ые

стандарт

3-ые номера

стандарт

«Комфорт»

Люкс

Итого

2012 год

374

476

31

72

64

970

2015 год

424

526

41

82

74

1100

За два года произошел огромный скачок номерного фонда. С 2012 [2] по 2015 он вырос на 130 номеров. Это говорит о положительной тенденции развития гостиничного хозяйства в г. Иваново.

В целях формирования стратегий управления развитием гостиничного потенциала города Иванова был проведен опрос общественного мнения. Мониторинг проведен при участии студентки специальности «Менеджмент» К. Егоровой. К основным задачам были отнесены: выявление общественного мнения об эффективности гостиничных услуг в г. Иваново, о конкурентной способности гостиниц и выявления гостиничного потенциала в г. Иваново, состояние рынка гостеприимства. Информация была собрана на основе, разработанной в целях данного исследования, анкеты.

Граница исследования - г. Иваново. Представлены результаты опроса в динамике: 2012 – 2015 годы. В опросе 2012 года [2] как и в 2015 года приняло участие 512 человек. Из них в 2012 году: 51% женщин или 260 чел. и 49% мужчин или 252 чел. В опросе 2015 года приняло участие 58% женщин (216 чел.) и 42% мужчин (154 чел.).

В целях анализа был классифицирован состав продуктовой номенклатуры гостиничного хозяйства города Иванова и выделим основные ассортиментные группы (рис. 1).

Номерной фонд отеля (ассортиментная группа № 1)

Места и услуги общественного питания, а также услуги по организации питания в номерах (ассортиментная группа № 2)

Организация мероприятий, банкетов, презентаций (ассортиментная группа № 3)

Помещения и услуги для рекреации и отдыха (ассортиментная группа № 4)

Услуги и транспорт по перевозке гостей, услуги по заказу билетов, экскурсий (ассортиментная группа № 5)

Задачи исследования: 1) оценить активность потребителей объектов гостиничного бизнеса и предпочтения потребителей в услугах данной сфере; 2) выявить основные предпочтения гостей города при выборе услуг гостиничного хозяйства; 3) выявить услуги предоставляемые гостиницами города Иванова, которые пользуются наибольшей популярностью в целях формирования стратегических решений на отраслевом рынке; 4) сравнить показатели анкетирования 2012 и 2015 года.

Предметом исследования выступил анализ состояния и перспектив развития услуг на рынке гостиничного бизнеса в г. Иваново.

Деление респондентов по трем критериям (пол, возраст и уровень образования) было выбрано для выявления целевой фокус группы потребителей гостиничных услуг (это по результатам опроса люди с образованием выше среднего в возрасте от 20 до 50 лет) и выявления целевой направленности посещения гостиниц в зависимости от их класса. В 2012 году являются деловые цели, так как в командировки в город приезжают 43% (41 % в 2015 г.) респондентов (221 человек); 36% (184 человек) и 41 % в 2015 году приезжали с целью туризма; 21% (107 человек) и 28 % в 2015 году с другими целями. Данные представлены в диаграмме (рис. 1).

Рис. 1. Диаграмма целей приезда респондентов в г. Иванова

Таким образом, можно сделать вывод, что в городе Иваново имеется потенциал для дальнейшего развития гостиничного потенциала – внутренний туризм. В городе развита деловая активность и туристическая инфраструктура, что свидетельствует о том, что область представляет значительный туристский интерес. Город может предложить средства размещения независимо от целей приезда гостей.

Из ответа на вопрос «Какого типа гостиницы Вы предпочитаете?» (рис. 2) следует, что респонденты в 2012 году предпочитают гостиницы среднего класса (36% опрошенных), 14% предпочитают отели класса люкс. В 2015 году респонденты предпочли мотели – 33% (небольшая гостиница, вход в номера которой осуществляется с улицы (с места парковки автомобиля), гостиницы экономического класса – 15 %.

Рис. 2. Диаграмма предпочитаемых типов гостиниц

Наиболее востребованы гостиницы классностью в 3* - их выбрало 43% опрошенных (в 2015 году – 45 %), а так же в 4* - 27% (34 %), что дает перспективы на развитие гостиниц категории в 5* - 13% (10 %).

Рис. 3. Диаграмма предпочтений классности гостиниц

Определяющими факторами при выборе гостиниц являются цена (31% опрошенных в 2012 г., 29% - в 2015 г.) и месторасположение (23 % и 25% соответственно), а так же отзывы клиентов (18% и 12%) и реклама гостиничного предприятия (12% и 5%) , а значит, имидж отеля является далеко немаловажным для потребителей.

Рис. 4. Диаграмма определяющих критериев при выборе гостиницы

В дальнейшем исследование было направлено на изучение конкурентного потенциала гостиниц города Иваново (рис. 5).

Рис. 5. Диаграмма наиболее популярных гостиниц г. Иваново

В результате анализа ответов потребителей наибольшую популярность для размещения представляют следующие гостиницы: 1. Гостиница «Союз» лидирует, т.к. ее выбрало 17% респондентов в 2012 году, в 2015 году – 8%; 2. Гостиница «Турист» - вторая по популярности, в 2012 году, среди средств размещения – ее выбрало 16% респондентов, а в 2015 – 13%; 3. Тройку лидеров в 2012 году замыкает гостиница «Вознесенская» - 13% опрошенных, в 2015 году – 2%; 4. Гостиницу «Орион» в 2012 году выбирали 12% респондентов, в 2015 – 4%; 5. «Шереметьев парк отель» предпочли 9% респондентов, в 2015 -15%.

Анализ ценовых предпочтений потребителей гостиничных услуг в г. Иванове можно проследить исходя из ответов на вопрос «Какая стоимость гостиничного номера считается для Вас оптимальной?» результаты представлены в диаграмме (рис. 6). В 2012 году для 48% оптимальной является цена за номер от 2000 до 3000 р. В 2015 году лидируют ответы цены 3000 – 4000 р./номер – 44%.

Рис. 6. Диаграмма предпочитаемой стоимости гостиничного номера

Большинство опрошенных, а именно – 45% (24% в 2015 году) предпочитают только завтрак в гостинице.

Далее опрос предполагал изучение наличия и качества основных и дополнительных услуг в гостиницах нашего города (рис. 7)

Рис. 7. Диаграмма предпочтений в дополнительных услугах

В опросе 2015 года дополнительно были заданы вопросы, направленные на изучение туристских потребностей. На вопрос «Что бы Вы хотели узнать об Ивановской области?» респонденты ответили (рис. 8): местные традиции, фольклор г. Шуи – 63% человек; история г. Кинешмы – 19 %; экскурсии в г. Иваново – 10 %; экскурсии в другие районы Ивановской области – 8 %.

Рис. 8 Результаты анализа туристских интересов респондентов

Анализ показал, что респонденты заинтересованы в том, чтобы узнать местные традиции, фольклор и природные памятники. История Иванова их не очень интересует.

На вопрос «В чем бы Вы хотели поучаствовать во время экскурсии?» респонденты ответили (рис. 9): мастер – класс – 38 %; анимационная программа – 34 %; в занятиях, типичных для сельской местности – 6 %; фестивали, местные праздники, гуляния – 22 %.

Рис. 9 Результаты анализа желаемых программ отдыха гостей гостиницы «Союз»

Услугами туризма интересуют 78 % из 100 % опрошенных. При этом респонденты в большей степени хотели бы посетить близлежащий г. Шую славящийся особыми традициями. Такая особенность востребованности в туристских услугах по г. Шуи оправдана ее туристской привлекательностью. Отсутствие же там гостиниц уровня областного цента и важность мотивов проживания в г. Иваново – цель командировки и деловые встречи позволяют гостиницам позиционировать экскурсионные услуги как целевые для повышения загрузки и имиджа гостиницы.

На основе вышеизложенного, представим детальный анализ стратегического развития услуг гостиниц Иванова, на основании которого разработаем управленческие решения и стратегии:

Услуга – «Проведение досуга» определены экспертами (специалистами индустрии гостеприимства) как мало востребованные и отнесены к IV группе услуги с ухудшающейся конкурентной позицией (10-25 % из ответов респондентов) – всего лишь 15 % экспертов считают необходимым развивать данную услугу. Однако 52 % потребителей желают видеть развитие данной услуги. Управленческое решение – продолжить развитие данной услуги. Продукт утвердился на рынке услуг гостиниц. Стратегия продвижения –дифференциации на отраслевом рынке.

Услуги – «Спортивный, тренажерный залы» определены экспертами как востребованные и отнесены к II группе (45 -65 % из ответов экспертов). В опросе потребителей данные услуги тоже выделены как востребованные – 52 % из респондентов считают необходимым развивать данную услугу, в 2015 году – 35 % проголосовали за нее из 100 опрашиваемых. Управленческое решение – продолжить реализацию. Продукт утвердился на рынке услуг, он востребован среди потребителей и приносит хорошую прибыль. Выявлено, что во время проводимого опроса основному сегменту необходима данная услуга. Гостиница «Союз», «Турист», ««BEST WESTERN: Русский Манчестер» ведет политику сохранения данной услуги, т.к. позиционирует себя как одна из ведущих гостиниц для деловых людей. Стратегия концентрации усилий на сохранении данной услуги в качестве сильной конкурентной позиции.

Услуга – «Химчистка» определены экспертами как мало востребованные и отнесены к IV группе услуги с ухудшающейся конкурентной позицией (10-25 % из ответов респондентов) – всего лишь 15 % экспертов считают необходимым развивать данную услугу. Среди респондентов потребителей 24 % из 100 опрашиваемых желают видеть развитие данной услуги. Управленческое решение – сохранить услугу «Химчистка» в реализации. Продукт утвердился на рынке услуг, он востребован среди потребителей и приносит хорошую прибыль. Во время проводимого опроса спрос на данную услугу практически достиг уровня «Услуги с неизменными конкурентными позициями» (норма перехода – 25%). Кроме того гостиница данная услуга является обязательным элементом в стандартизации гостиница 4*. Это карт-бланш планирующим в развитии гостиницам 3*. Управленческое решение – следить за спросом и усилить рекламу. Продукт находится на стадии выведения на рынок. Для избегания и уменьшения риска не востребованности продукции необходимо знать, каков спрос на продукцию, производимую предприятием, и влияющие на него факторы, называемые детерминантами спроса. Стратегия концентрации усилий в сохранении данной услуги в качестве сильной конкурентной позиции.

Услуги – «туристские услуги, экскурсионное обслуживание» отнесены экспертами к I группе «Услуги с быстро улучшающимися конкурентными позициями» (65-100 % из ответов респондентов). В опросе потребителей они тоже выделены как очень востребованные – 78 % из респондентов считают необходимым развивать данную услугу. Однако в гостиницах г. Иванова пока данная услуга относится к услуге с ухудшающейся конкурентной позицией. Управленческое решение – модификация продукта. Продукт находиться на стадии упадка. Чтобы стать вновь востребованным необходимо внести в него новшество и перевести на стадию выведения на рынок. Для избегания и уменьшения риска не востребованности продукции необходимо знать, каков спрос на продукцию и каналы его продвижения.

Список использованных источников

Луховская О.К. Современное состояние гостиничного комплекса г. Иванова: определения, анализ формирования, стратегические решения развития // Сборник статей Международная научно-практическая конференция «Туризм и гостеприимство без границ: тенденции и перспективы развития», ИвГУ, 2013

Луховская О.К. Стратегический анализ в гостиничном сервисе: маркетингово – экономический подход к оценке деловых ситуаций. Практикум для студентов бакалавров, магистров дневной и заочной форм обучения// Луховская О.К., Смирнова М.М., Фомина Н.В., Коробова О.О. Изд. «Научная мысль», г. Иваново. 2013 (ГРИФ УМО). 225 с.

Просмотров работы: 111