РАЗВИТИЕ ТОРГОВОГО ПУТИ «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ» - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РАЗВИТИЕ ТОРГОВОГО ПУТИ «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Путь «Из варяг в греки» — это один из самый богатый и важных торговых путей до XII века, связывающий Константинополь и скандинавские страны. Путь имел огромную важность для русских народов. Однако, он являлся участком более масштабной системы коммуникаций европейского Севера и Юга: из Царьграда плавали на Запад, там корабли проходили Гибралтар, огибали западное побережье Европы и шли снова на север и в Балтийское море.

Протяженность маршрута пути «из варяг в греки…» более 2,5 тыс. км: «Варяжское море» (Балтийское) и Финский залив — «озеро Нево» (Нева) — Ладожское озеро — Волхов — озеро Ильмень — Ловать — Днепр — Черное море — Царьград (Константинополь).

Конкретное описание маршрута не известно, так как летописные сведения довольно скудны и неточны. До сих пор не понятно как, например, переправлялись из Днепра в Западную Двину или же от Ловати до Днепра, из - за этого принято считать, что торговый путь “из варяг в греки” — это не один конкретный маршрут, а система существовавших и проходивших по территории Руси между Балтийским регионом, восточными славянами и Византией. Сомнений, что транспортно-торговое сообщение между Константинополем и Скандинавией было, тем более о частом его использовании, нет никаких.

При изучении пути “из варяг в греки” возникает вопрос - на каких же кораблях или других плавательных средствах осуществляли путешествие? Ведь такие плавательные средства должны были быть пригодными для судоходства по морю, по рекам и по озерам. На флоте такие корабли называют классом «озеро - море» и «река - море». Впервые корабли такого класса появились в 20 веке.

В книге «Об управлении империей» императора Константина 4 говорится, что росы плавали на лодках-однодревках. Еще их часто называют долбенками. Таки лодки строились из цельного куска дерева, откуда выдалбливались оснастка. На такой лодке можно плавать по озерам, с ограничением - по рекам. Но как на такой лодке плавать по морям? Более того, в плавании брались товары, инструменты, продовольствие. На таких лодках этого просто не увести. В историческом музее Москвы выставлен экземпляр лодки однодревки - высота бортов - 70 сантиметров, длина - порядка 6 метров, толщина бортов - 1 сантиметр. Абсолютно непонятно, как на таких лодках можно было плавать на такие дистанции.

К сожалению, на данный момент человечество еще не может ответить на многие вопросы, касающиеся пути “из варяг в греки”. Например, какой все же использовался транспорт для торговли.

По такому пути, который сложился в IX-X вв., ходить на варяжских кноррах и русских ладьях (долбленых однодерёвках) было не так-то просто. Из-за порогов и участков, не соединенных водою, часть его приходилось преодолевать по суше — волоком. Путешественники меняли одни суда на другие, переоборудовали их и продолжали движение. От Балтийского моря до Константинополя добирались, вероятно, не менее чем за три месяца.

Технические проблемы пути и данные географии, и климатологии заставили ученых в ХХ в. сомневаться, что водный путь «из варяг в греки», обрисованный в «Повести временных лет», вообще мог существовать. Тысячу лет назад из-за сухого климата Ловать и Волхов были значительно мельче, а ведь по ним и сегодня на ладье двигаться очень трудно — с 1986 г. несколько научных экспедиций пытались пройти путь «из варяг в греки» с использованием древних технологий, но терпели неудачу. Одни историки считают, что в действительности значительная часть торговых коммуникаций Севера и Юга пролегала по суше, другие — что часть рек преодолевалась зимой.

Также проблемой являлись и разбойники, что поджидали русских купцов у днепровских порогов, где ладьи нужно было перетащить по суше. Именно на порогах печенеги убили в 972 г. князя Святослава Игоревича, возвращавшегося в Киев из военного похода.

Византия везла на Русь оружие, ткани, стекло, драгоценности, керамику, стремена, инструменты, статуэтки, иконы и книги. Варяги и славяне везли на юг меха, воск, смолу, амбру, серебро и железо, кость, оружие, различные предметы искусства, хлеб, рабов.

Для скандинава путь начинался на острове Готланд или в одном из прибрежных пунктов Средней Швеции, и в других местах. Путешествие через Балтийское море и далее до низовьев Волхова могло осуществляться на корабле (ладье) довольно больших размеров — не менее 16 метров в длину при ширине более 2 метров, такая ладья имела не менее 8–10 пар весел и обязательно парус. Но морские ладьи не могли бы проходить по речкам: они слишком большие и тяжелые, хотя осадка кораблей викингов, как считают, была не более метра. Такая незначительная осадка помогала им очень активно действовать во время грабительских походов на прибрежные территории в Западной Европе: высадка происходила прямо на берега. А вот с глубинами Восточной Европы так не получалось. Сейчас среди специалистов все больше утверждается мнение, что морские суда скандинавов доходили примерно до Ладоги, а там торговцы или воины пересаживались на ладью меньшего размера. Речные ладьи-однодревки, про которые говорилось ранее, также могли иметь парус, но количество гребцов было меньшим. Были проведены эксперименты по прохождению таких ладей по небольшим рекам, которые показали, что самый приемлемый размер ладьи для внутренних рек Восточной Европы — не больше 12 метров в длину (лучше — до 10 метров), а осадка — не более полуметра.

Пороги надо было либо преодолевать на лодках, либо обходить по суше. Преодолеть на лодках — это значит, что их нужно проводить через пороги, частично разгрузив, опираясь на шесты, или тянуть бечевой. Значит, нужны люди, которые знают, как пройти через эти пороги, и умеют это делать. А для прохода по суше нужно представлять, куда идти через лес и как тащить лодки по земле. Волоки обычно представляли так: лодки вытаскивали на берег, подставляли под них колеса или катки и перекатывали или волокли, используя мшистую болотистую местность. В начале 1990-х годов было высказано предположение, что путь из варяг в греки мог сочетать в себе сухопутные и водные участки, а его северная часть в пределах Восточной Европы могла довольно продуктивно использоваться в зимнее время: катить лодки по льду легче, чем тащить их по берегу, можно было использовать и сани. Кстати, в одной из саг сообщалось о путешествии скандинавов из Новгорода в Ладогу зимой, то есть по волховскому льду или вдоль реки.

Сколько времени длилось путешествие и когда оно начиналось? Из сообщения Константина Багрянородного, а также из многочисленных упоминаний в скандинавских сагах следует, что начало путешествия с севера на юг в большинстве случаев приходилось на весну и лишь иногда на осень — в таком случае путешественникам приходилось на время прерывать свой путь и зимовать, оставаясь, например, в Ладоге до следующей весны.

В 1980 году шведы предложили пройти путь из варяг в греки на ладьях, но, поскольку им не дали разрешения идти через территорию Советского Союза, был разработан другой вариант экспериментального похода — через Польшу и Румынию. Экспедиция поднялась вверх по Висле, потом ладьи перешли в Западный Буг, затем на Тису и вышли на Дунай. Используя весла и парус и проходя за день около 20 километров, экспедиция преодолела путь от побережья Средней Швеции до низовьев Дуная немногим больше, чем за три месяца. Сопоставив длину маршрутов, можно предполагать, что никак не меньше трех месяцев должно было длиться путешествие до Константинополя по Балтийско-Днепровскому пути. Это подтвердили результаты шведско-российского проекта, поэтапно осуществленного в 2012–2014 годах. Только переход через штормившую Балтику от Бирки до устья Невы занял 11 суток.

В отечественной истории вопрос торгового пути из варяг в греки рассматривается поверхностно. В результате многим известно, что этот путь был, но никаких деталей о нем неизвестно. Понять это легко, поскольку в школьных учебниках этому вопросу уделяется всего несколько абзацев, где говорится, что этот путь создал фундамент для образования государства Руси. Причем этот аргумент используется как в норманнской, так и в антинорманнской теории.

В исторических документах есть 2 источника, в которых прямо говорится о наличии торгового пути с севера на юг Европы:

Книга «Об управлении империей», глава 9 «О росах, отправляющихся с моносилами в Константинополь». Это книга византийского императора Константина 4.

Повесть временных лет. Историческая достоверность этого источника ненадежна, тем не менее рекомендую почитать отрывок из этой книги, где в данном торговом пути появляется еще 1 пункт назначения - Рим.

Получается, что Повесть временных лет не может использоваться в качестве источника. В этом документе говорится, что торговый путь шел не с севера на юг. Он шёл из Варяжского (Балтийского) моря к Риму, оттуда в Царьград и только потом к Днепру и вновь к Варяжскому морю. Поэтому обратимся к книге «Об управлении империей», которая считается более достоверной и именно по ней в основном и изучают ПВГ. Этот исторический источник очень объемный, но тезисно его основные положения касательно торгового пути:

Плавание происходило в июне.

Торговый маршрут был регулярным.

В качестве плавательных средств использовались лодки-однодревки.

Список литературы

Славяне и скандинавы = Wikinger und Slawen: Zur Frühgeschichte der Ostseevölker. - Akademie-Verlag, Berlin, 1982 / Пер. с нем.; Общ. ред. канд. филол. наук Е. А. Мельниковой... — М.: Прогресс, 1986. — 416, [24] с. — 23 000 экз.

Озерова Н. А., Собисевич А. В., Широкова В. А. Комплексная экспедиция по изучению исторических водных путей: 29 июля - 13 августа 2012 г. – район волжско-днепровского участка Великого торгового пути из варяг в греки (заметки из полевого дневника) // Вопросы истории естествознания и техники. — 2013. — № 2. — С. 179–182.

T.D.Kendrick. A History of the Vikings. — Dover Publications, 2004. — 464 p. — ISBN 978-0486433967.

Просмотров работы: 496