В большинстве случаев оценка туристского потенциала территорий проводится не в качестве самоцели, а как неотъемлемая часть разработки региональных программ развития туризма.
При разработке региональных программ развития туризма используют четыре основных методологических подхода к оценке туристского потенциала территории.
Первыми и наиболее разработанными в настоящее время являются методы, разработанные в рамках рекреационного подхода, который включает:
общие сведения об объекте (площадь, численность жителей, географическое положение);
ландшафтные характеристики и природно-рекреационные ресурсы (реки, озера, возвышенности, гидроминеральные ресурсы);
памятники исторического и культурного наследия (исторические достопримечательности, места исторических событий);
инфраструктуру туризма (транспорт, связь, ресторанно-гостиничное хозяйство, лечебно-оздоровительные пункты, центры спортивного туризма).
Вторым методологическим подходом к обоснованию туристского продукта является экономическая оценка рекреационных ресурсов, историко-культурного наследия исследуемых объектов, состояния их материально-технической базы.
Третья группа методов разработана в рамках маркетингового подхода.Его сущность заключается, прежде всего, в анализе сегментов предполагаемого рынка. Стоимость туристских путевок и численность субъектов пребывания дают основание для выявления оптимальной прибыли путем варьирования этими показателями.
Четвертый методологический подход - межотраслевой. Начальным пунктом разработки является общая характеристика территории (площадь территории, численность населения, его структура и т.д.).
Для оценки территориальные данные следует сравнить с областными или общероссийскими.
Следующим пунктом в разработке программы является оценка состояние экономики. Здесь необходимо дать общую характеристику основных отраслей территории и выявить их полезность или негативное воздействие с точки зрения туризма.
В дальнейшем, в ВКР будут применены и реализованы все группы методов к оценке туристского потенциала Фурмановского муниципального района, но основное внимание будет акцентировано в рамках двух подходов: 1) рекреационный, 2) межотраслевой.
Это связано с тем, что экономический подход к оценке туристского потенциала применяется в ВКР Маркеловой Анны Петровны, а маркетинговый подход в работе Сокериной Ирины Владимировны.
Оценка туристского потенциала предполагает использование определенных инструментов (методов). Каждому из подходов присущи как строго свои методы, так и общие методы.
Методы, используемые при рекреационном подходе:
проведение наблюдений;
метод сравнительного анализа;
заполнение аналитических форм;
опрос экспертов.
Методы, используемые при межотраслевом подходе:
социально-экономическое прогнозирование;
метод сравнительного анализа;
метод статистической оценки;
опрос экспертов.
Методы, используемые при экономическом подходе:
затратный метод;
метод сравнительных продаж;
доходный метод;
метод сравнительного анализа;
опрос экспертов;
сравнительно-исторический метод;
заполнение аналитических форм.
Методы, используемые при маркетинговом подходе:
проведение исследования рынка;
маркетинговый прогноз;
опрос экспертов.
Применение описанных выше методик в рамках указанных подходов оценки туристского потенциала территории идет поэтапно. В существующих исследованиях применяется следующее выделение основных этапов проведения оценки туристского потенциала территории.
Этап 1: Определение туристского продукта.
Принятие решения о том, что именно муниципальной образование будет продавать потенциальным посетителям, на первый взгляд кажется простым. Однако довольно часто оно становится самой трудно разрешимой задачей среди всех проблем, связанных с развитием туризма. Очевидно, что если чиновники не могут принять это важное решение и придерживаться его по меньшей мере три года, то практически нет никакого смысла реализовывать любые другие элементы плана маркетинга или размышлять о доходах, которые могли бы быть получены в результате успешной маркетинговой деятельности.
Муниципальное образование не сможет эффективно продавать имеющиеся туристские продукты, если не уверены в том, что именно будет продаваться, и поэтому не могут последовательно придерживаться продажи какого-либо одного продукта в течение длительного периода времени.
У некоторых муниципальных образований нет никакой проблемы выбора решения о том, что продавать. Они просто продают образ, сформировавшийся за период их исторического развития. Другие утвердились на рынке через кино, телевидение, журналы, участие знаменитостей и устную рекламу. Третьи, увеличивают туристские продажи за счет участия в каком-либо ежегодном событии или использования известной достопримечательности.
Положительное воздействие на туризм могут оказывать и события, имеющие негативный оттенок. Празднования важнейших годовщин также могут привлечь внимание туристов. Несмотря на то, что юбилейные события являются достаточно эффективными разовыми средствами, однако большинство из них оказываются забытыми, как только заканчивается празднование, поэтому их повторное воздействие на бизнес очень маловероятно.
Недостаточная известность территории или ее достопримечательностей требует от чиновников или предпринимателей формирования новых услуг или инфраструктуры, являющихся мощным стимулом для приезда путешественников. Ими могли бы быть:
пляжи, аллеи, природные богатства, а также другие природные особенности территории или туристского объекта;
особая атмосфера, возникающая благодаря известным историческим фактам;
благоприятные условия для спорта или особые лечебные ресурсы, обнаруженные поблизости;
отдельно стоящий ресторан, известная по преданиям гостиница или какое-либо необычное рукотворное сооружение;
преобладающая сельскохозяйственная продукция, известное промышленное предприятие или важное корпоративное здание;
чуткое отношение к людям с физическими недостатками и терпимое отношение к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
Несмотря на то, что продвижение на рынке любой из этих особенностей для привлечения тех, кто ей интересуется, может показаться трудным и дорогостоящим делом, следует помнить, что большинство путешественников, имеющих особые интересы, располагают внушительными свободными доходами и подключены к специальным информационным сетям и дистрибьютерным систем.
В процессе принятия решения о выборе узнаваемых услуг или объектов, с которыми будет ассоциироваться их территория, необходимо подчеркнуть то, что с их точки зрения они делают лучше других, или совершенствуют то, что выделяет их среди соседей. К этому не следует относиться легковесно.
В некоторых случаях муниципальные образования буквально случайно наталкиваются на то, что делает их отличными от других. Неважно, что привлечет толпу, как когда-то говаривали старые коммивояжеры. Некоторые вынуждены сами создать свой собственный "отличительный знак". Другие превращают старые и пришедшие в упадок территории в туристские достопримечательности благодаря осуществлению весьма хитроумных программ реконструкции.
Хотя внимание в основном сосредоточено на привлечении первичных посетителей, нельзя забывать, что туристский продукт должен быть заслуживающим внимания независимо от того, насколько необычным или новым он выглядит. Туристы, довольные каким-либо местом - тем, что они видели, какой им был оказан прием и что они узнали, вероятнее всего, будут говорить о нем положительно и впоследствии могут приехать еще раз; те же, кто останется недоволен, будут, вероятно, отрицательно отзываться о своем опыте и отговорят других от такого путешествия.
Для начала необходимо определение индивидуального, доминирующего туристского продукта, чего-то материального и легко узнаваемого, что привлечет туристов к достопримечательностям территории.
В рекламном лозунге должна быть указана специфика туристского продукта территории. Если она еще не сформировала свой имидж или не выявила потенциальный туристский спрос своей основной целевой аудитории, влияние такого рода рекламы в самом начале деятельности по продвижению туристского продукта, скорее всего, будет очень незначительным.
Для того чтобы правильно взяться за решение вопросов выбора и описания предлагаемого специфического туристского продукта, необходимо выявить свой туристский продукт, отталкиваясь от причины, по которой к ним может приехать турист, вероятно, никогда не слышавший о данном месте и в лучшем случае имеющий лишь смутное представление о его месторасположении.
Предложения по определению основных средств привлечения туристов в регион, город или на конкретный туристский объект должны быть конкретными, понятными и убедительными.
Стимулирование туризма - жесткий, конкурентный бизнес, и им следует управлять соответствующим образом. Если к нему относиться так же, как к некоммерческому муниципальному предприятию или управлять теми, кто может быть в него вовлечен, в соответствии с некоей косной государственной доктриной справедливости или уравниловки, то дело обречено с самого начала. Конечно, не стоит отвергать законы, относящиеся к гражданским правам, или приостанавливать действие других положений конституционного законодательства. Просто необходимо осознаем, что в бизнесе могут наступать на ноги и травмировать чувства. Но если этот бизнес станет прибыльным, то игра стоит свеч.
Выбор туристского объекта для стимулирования на туристском рынке всегда больше зависит от желаний и финансовых возможностей туристов, чем от взглядов местных предпринимателей или туристских властей (иными словами, характер спроса определяет предложение). Эту основополагающую концепцию многим очень тяжело принять. Однако если они ее не примут, то потратят время впустую.
Для многих государственных служащих продвижение частного туристского объекта на государственные средства может быть психологически трудным делом. Однако в сфере туризма такие способы стимулирования жизненно необходимы.
Решение о том, что должно продвигаться на рынке туризма, может охватывать широкий перечень туристских продуктов, необходимо рассматривать и подавать их как единый продукт. Обычно длинные списки достопримечательностей запутывают туристов, в тот момент, когда они пытаются представить себе всего лишь предоставляемые услуги.
Туристский продукт должен быть понятен и настолько очевиден, насколько позволяет ситуация.
Насколько это возможно, туристский продукт должен достоверно отражать состояние достопримечательности или иного туристского объекта. Если достоинства туристского объекта преувеличены или он покажется туристу недостойным внимания, известие об этом быстро распространится и туристский поток, вероятно, иссякнет.
Не существует никакой панацеи и никаких волшебных магнитов для привлечения туристов в определенный регион или на туристский объект.
Выбрать туристский продукт или особый объект привлечения туристов для продажи будет легче, если принять во внимание следующие факторы:
Одно и то же муниципальное образование может выходить на рынок с разными туристскими продуктами для различных континентов.
Таким же образом продукты, которые выбыли из списка лучших при отборе с позиций описания достоинств для туристских продаж, совсем не обязательно должны быть забыты. Эти туристские продукты могут быть предложены туристам после того, как они прибудут, или храниться в резерве для последующих маркетинговых кампаний.
Выбор продукта, сделанный в начале формирования программы развития туризма, может некоторое время рассматриваться как временный. На дальнейших этапах реализации программы станет ясно, каким образом первоначально выбранный продукт может быть отшлифован, улучшен и усовершенствован для того, чтобы гарантировать удовлетворение интересов и потребностей новых потоков иностранных туристов.
Как только этот первый решающий этап по определению основного туристского продукта пройден, наступает время переходить к составлению перечня туристских ресурсов, которые будут поддерживать путешественника, когда он прибудет на туристский объект или в туристский регион.
Этап 2: Инвентаризация ресурсов.
На втором этапе необходимо создать каталог ресурсов, доступных туристам внутри территории.
Следует определить основные достопримечательности административной территории, плюсы и минусы ее имиджа, гостиничные и транспортные возможности, финансовая политика, особые достоинства, спортивные возможности туристов, доступность самого района (близость трассам федерального значения), цены и т.п.
Требуется разработка всеобъемлющего перечня услуг, которые предоставляются в настоящее время, а также тех, которые могут ожидаться в течение ближайших лет. В значительной степени необработанные данные, необходимые для разработки этого перечня, вероятно, уже имеются в архивах. Их можно легко получить.
В каталог для потенциальных посетителей, должны быть внесены следующие услуги:
достопримечательности региона - особые или примечательные природные, исторические и рукотворные объекты, помогающие сделать посещение этих мест незабываемым;
авиа, железнодорожное и автобусное сообщение;
общее количество и тип гостиничных номеров и других видов краткосрочного размещения, имеющихся в наличии или поблизости с указанием характерных особенностей рекламируемых мест посещения (спутниковое телевидение, лучшие киноканалы, бассейн, тренажерный зал и т.п.);
средний ценовой диапазон, сезонный, а также недельный, уровень загрузки различных мест размещения;
имеющиеся возможности для организации конгрессов, включая размер и тип помещений; возможности организации питания; оснащенность электроприборами; аренда демонстрационнного оборудования, возможности организации синхронного перевода и квалификация переводчиков-синхронистов; тип аудиовизуального оборудования на месте;
рестораны в районе - по цене, типу, размеру, специфическим особенностям, оценка и обзор независимыми экспертами, если таковые имеются;
агентства по аренде автомобилей в районе, типы транспортных средств и имеющееся дополнительное оборудование (багажники на крыше, "зимняя" резина), а также предоставление услуг по использованию арендованного автомобиля в один конец;
возможности аренды другого оборудования - по видам, стоимости и условиям;
бесплатные туристские средства и услуги, если таковые имеются;
информационные центры для посетителей - по расположению, видам услуг, режиму работы;
местные туроператоры или гиды - по ценам, видам используемого транспорта, областям специализации, режиму работы;
культовые сооружения - по наименованию, расположению, расписанию службы и список всех религиозных групп, которые организуют там регулярные встречи;
имеющийся медицинский персонал и объекты, включая специальные клиники, институты и программы, с подробной информацией о количестве койко-мест, стоимости, условиях оплаты и ограничениях, если таковые имеются;
ближайшие музеи - по типу коллекций и/или специальных программ, размеру входной платы, ожидаемым дарениям, режиму работы, наличию возможностей для молодежи, пожилых людей, лиц с ограниченными возможностями;
возможности покупок, учитывая наличие крупнейших торговых центров в регионе, универмагов, магазинов народных ремесел, специализированных магазинов, магазинов сниженных цен, барахолок, толкучек, уличных базаров и других торговых объектов;
профессиональные театры, театры, предлагающие ужин, любительские театральные группы, и театры с нерегулярной вечерней программой;
количество, размеры и типы кинотеатров на территории, с указанием средних цен на билеты, льготных программ и обычного режима работы;
рекреационные возможности - корты для игры в теннис, бадминтон, баскетбол и волейбол; поля для игры в футбол; катки, лыжные трассы по пересеченной местности и на лыжных склонах; беговые и велосипедные дорожки; манежи и трассы для верховой езды; гимнастические залы и клубы здоровья; карточные и другие игровые клубы; и помещения для азартных игр;
профессиональные или любительские спортивные команды или спортивные мероприятия, проходящие на территории - по сезону, цене за один билет, условиям бронирования мест, организации групповых посещений и специальному транспорту, имеющемуся в наличии;
краткосрочные выставки различного характера;
любительские шоу, выставки, показы, соревнования или собрания групп по интересам;
ежегодные мероприятия - по месту проведения, датам, входной плате, условиям бронирования мест для участия и характеру самого мероприятия;
иные места посещения;
иные достопримечательности;
многое другое в зависимости от фантазии тех, кто составляет перечень.
Усовершенствованный перечень ресурсов включает также такие показатели, как:
расстояния до и от всех мест в округе - по времени и в километрах с указанием часов "пик", праздничных дней и других транспортных факторов,
номера телефонов ГИБДД на случай аварии,
материальную базу для обслуживания лиц с ограниченными возможностями,
средства связи - телефон, телекс, факс, электронная почта, курьерская служба и доступные услуги доставки,
банковские услуги - обмен иностранной валюты (где, какие виды валюты, в какие часы), тип банкоматов для обработки платежных карт и т.д.,
местные официальные и неофициальные праздники, которые отмечаются помимо государственных и национальных праздников.
Опыт туристской индустрии показывает, что огромное количество посетителей не будут даже рассматривать возможность посещения нового района, если в самом начале они не смогут найти информацию о данном месте. Все это может означать, что придется проделать огромную работу.
Однажды получив данные, необходимо проводить их независимую проверку. Один из парадоксов в туризме заключается в том, что приезжие обычно узнают намного больше об объектах места посещения, чем местные жители. Суть в том, что необходимо проводить тщательную ревизию перечня ресурсов так, как будто сами впервые прибыли в свой район. Только тогда можно быть уверенным, что списки полны и точны.
Этап 3: Анализ рынка.
Туристский внутренний рынок состоит из двух основных элементов:
потребители туристских услуг;
поставщики туристских услуг.
Ясно, что каждый из этих элементов представляет собой большую и сложную группу лиц и компаний.
Потребитель туристских услуг (турист) - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.
Путешествуя с целью отдыха или бизнеса, эти потребители могут иметь широкий диапазон интересов (студент университета, деловой человек или специалист и др.).
Как только специалисты поймут, кто путешествует, где путешествует и почему путешествует, они смогут сформировать одну или большое количество программ вокруг любого основного туристского продукта, которое выберут в целях стимулирования на рынок.
Поставщики туристских услуг (провайдеры):
туристские средства массовой информации,
перевозчики и средства размещения,
турагенты,
туроператоры.
Они либо обеспечивают потребителей туристскими услугами в соответствии с их требованиями, либо помогают им сделать выбор при организации путешествия. Чтобы работать эффективно, поставщикам (провайдерам) требуется всесторонняя помощь со стороны тех, кто принимает туристов, которых они поставляют.
Средства массовой информации оказывают сильное влияние на всех туристов. Они тонко реагируют на все что они читают, видят или слышат о регионе, районе или каком-либо конкретном туристском объекте. Они изучают туристские СМИ с тем, чтобы получить информацию, на которой отчасти основываются их решения о путешествии. Туристские средства массовой информации включают в себя прессу туристской индустрии, редакторов и репортеров по туристским проблемам в крупнейших газетах и специализированных журналах, продюсеров телевизионных и радиопрограмм, связанных с туристской тематикой, и писателей, которые готовят книги, путеводители и комментарии о местах, которые можно посетить, достопримечательностях, которые можно увидеть, и о том, что можно делать, находясь вдали от дома.
Большинство публикаций в туристских средствах массовой информации создают впечатление, что они оплачиваются за счет рекламы. Значительное количество печатных материалов в туристской прессе и разделах о путешествиях в крупнейших газетах, а также множество телевизионных и радиопередач посвящены оплаченным туристской индустрией рекламным объявлениям о специальных предложениях и новых туристских программах. Несмотря на это, почти все средства массовой информации отводят значительное место и время независимой от туристской рекламы содержательной информации. На тематику и точки зрения, освещенные в этих материалах, может зачастую влиять контакт с издателями, репортерами и внештатными журналистами. Кроме того, хорошо написанные статьи и очерки, тщательно спланированные специальные мероприятия, неформально составленные экскурсии в туристский центр и другие методы организации связей с общественностью могут использоваться для оказания влияния на то, что сообщается об районе или поставщике в туристских публикациях.
Но не только туристы отслеживают информационный поток в туристских СМИ. Должностные лица провайдеров туристских услуг- авиакомпаний, гостиниц, агентств по аренде автомобилей, турагентств и туроператоров - также читают и следят за материалом, который может быть доступен их потенциальным клиентам.
Специалисты по туризму читают туристские СМИ не только для того, чтобы выяснить, что могут написать об их компании или их сегмента туристской отрасли, но и чтобы поддерживать требуемый уровень знаний о том, что может происходить в других сегментах рынка.
Кроме того, должностные лица компаний-провайдеров туристических услуг предпочитают узнавать, что они могли бы продавать туристам-индивидуалам или тургруппам, у путешествующей публики, которая обычно обращается к ним за идеями и рекомендациями. Туристские СМИ могут быть особенно важны для новых или менее известных туристских центров - тех, которые не воспеты в песнях, фильмах, книгах или исторических хрониках. В то время как ни одна, отдельно взятая статья не может гарантировать успех новой программы стимулирования продукта, одна-единственная отрицательная статья может похоронить почти все надежды района, преуспевавшей в течение по меньшей мере трех-пяти лет.
Из-за чувствительности туризма к неблагоприятной огласке для устранения последствий негативных событий все туристские центры и компании нуждаются в детализированной программе действий на случай непредвиденных обстоятельств; эта программа должна регулярно обновляться.
Туризм предполагает перемещение людей из одного места в другое. Данные перемещения осуществляются при содействии компаний предоставляющих услуги по перевозке. Выбор перевозчика зависит от вида транспорта, который планируется использовать для организации обслуживания туристов. В связи с этим используется следующая классификация транспортных средств:
1) воздушный транспорт:
рейсы по расписанию;
рейсы вне расписания;
прочие воздушные перевозки;
2) водный транспорт:
пассажирские линии и паромы;
круизы;
прочие;
3) сухопутный транспорт:
железнодорожный транспорт;
междугородные и городские автобусы, прочий общественный транспорт;
частные автомашины вместимостью до 8 человек;
прокат автотранспортных средств;
прочие средства сухопутного транспорта.
Средства размещения представлены следующими разновидностями:
гостиницы;
мотели;
молодежные гостиницы (хостелы);
дома отдыха, пансионаты;
гостиницы с оказанием лечебно-оздоровительных услуг.
Выбор того или иного средства размещения зависит от основной цели тура, а также от желаемого уровня обслуживания.
Большинство путешественников обращаются к турагентам для выписки билетов, бронирования мест в гостиницах, организации аренды автомобилей и составления маршрутов во избежание неудобных ожиданий, ненужных задержек, неподходящих видов размещения и других часто встречающихся во время путешествия проблем.
Возможности турагента в организации поездки путешественника могут быть огромны. Если информация турагента относительно посещаемой территории свежая и полная и если на вопросы можно ответить быстро и легко, то, вероятнее всего, способный и добросовестный турагент направит клиента в данный туристский центр.
Если турагент пускает пыль в глаза относительно неизвестного места или владеет устаревшей информацией, работая с ценным клиентом, то он рискует обречь этого клиента на плохой отдых или направить его туда, где его ожидают дорогостоящие или обескураживающие сюрпризы. Если турагент может избежать подобные виды рисков, то, конечно, так и поступит.
Если турагенты - розничные продавцы в туристском бизнесе, то туроператоров можно назвать оптовыми торговцами. Это специалисты, которые комплектуют пакеты туристских услуг, договариваясь о специальных тарифах в авиакомпаниях, бронируя блоки номеров в гостиницах, заключая договора с наземными службами и работая с другими местными поставщиками туристских услуг.
Туроператоры продают основные компоненты своих туров большому количеству туристов по фиксированным ценам непосредственно напрямую или через турагентов.
Оптовики договариваются с поставщиками туристских услуг о снижении стоимости фиксированного тура до максимально возможного уровня. После включения прибыли для себя туроператоры выставляют цену пакета услуг для покупателей в сумме, которая, как они надеются, будет и привлекательной, и конкурентной. Турагенты, авиакомпании и другие компании продают эти пакеты туров своим клиентам, зарабатывая фиксированные комиссионные, уже включенные в цену каждого реализуемого пакета услуг. Некоторые туроператоры предоставляют дополнительные премии за увеличение объема продаж и за реализацию более дорогих вариантов туров и услуг.
Как только операторы организовали закупку мест на транспорте и номеров в гостиницах, они покупают другие компоненты - достопримечательности, питание, музеи, экскурсии, необходимые для окончательной комплектации пакета тур-услуг для отдыха. На этом этапе они готовы издавать и рассылать в больших количествах дорогие, цветные брошюры, содержащие подробное описание каждого пакета услуг для потенциальных клиентов.