Основные методы изучения и оценки туристского потенциала территории - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Основные методы изучения и оценки туристского потенциала территории

Ле Тхи Ми 1
1Ивановский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В большинстве случаев оценка туристского потенциала территорий проводится не в качестве самоцели, а как неотъемлемая часть разработки региональных программ развития туризма.

При разработке региональных программ развития туризма используют четыре основных методологических подхода к оценке туристского потенциала территории.

Первыми и наиболее разработанными в настоящее время являются методы, разработанные в рамках рекреационного подхода, который включает:

общие сведения об объекте (площадь, численность жи­телей, географическое положение);

ландшафтные характеристики и природно-рекреационные ресурсы (реки, озера, возвышенности, гидроминераль­ные ресурсы);

памятники исторического и культурного наследия (ис­торические достопримечательности, места исторических событий);

инфраструктуру туризма (транспорт, связь, ресторанно-гостиничное хозяйство, лечебно-оздоровительные пункты, центры спортивного туризма).

Вторым методологическим подходом к обоснованию турист­ского продукта является экономическая оценка рекреационных ресурсов, историко-культурного наследия исследуемых объектов, состояния их матери­ально-технической базы.

Третья группа методов разработана в рамках маркетингового подхода.Его сущность заключается, прежде всего, в анализе сегментов предполагаемого рынка. Стоимость туристских путевок и чис­ленность субъектов пребывания дают основание для выяв­ления оптимальной прибыли путем варьирования этими по­казателями.

Четвертый методологический подход - межотраслевой. Начальным пунктом разработки является общая характе­ристика территории (площадь территории, численность населения, его структура и т.д.).

Для оценки территориальные данные следует сравнить с областными или общероссийскими.

Следующим пунктом в разработке программы являет­ся оценка состояние экономики. Здесь необходимо дать общую характеристику основных отраслей территории и выявить их полезность или негативное воздействие с точки зрения туризма.

В дальнейшем, в ВКР будут применены и реализованы все группы методов к оценке туристского потенциала Фурмановского муниципального района, но основное внимание будет акцентировано в рамках двух подходов: 1) рекреационный, 2) межотраслевой.

Это связано с тем, что экономический подход к оценке туристского потенциала применяется в ВКР Маркеловой Анны Петровны, а маркетинговый подход в работе Сокериной Ирины Владимировны.

Оценка туристского потенциала предполагает использование определенных инструментов (методов). Каждому из подходов присущи как строго свои методы, так и общие методы.

Методы, используемые при рекреационном подходе:

проведение наблюдений;

метод сравнительного анализа;

заполнение аналитических форм;

опрос экспертов.

Методы, используемые при межотраслевом подходе:

социально-экономическое прогнозирование;

метод сравнительного анализа;

метод статистической оценки;

опрос экспертов.

Методы, используемые при экономическом подходе:

затратный метод;

метод сравнительных продаж;

доходный метод;

метод сравнительного анализа;

опрос экспертов;

сравнительно-исторический метод;

заполнение аналитических форм.

Методы, используемые при маркетинговом подходе:

проведение исследования рынка;

маркетинговый прогноз;

опрос экспертов.

Применение описанных выше методик в рамках указанных подходов оценки туристского потенциала территории идет поэтапно. В существующих исследованиях применяется следующее выделение основных этапов проведения оценки туристского потенциала территории.

Этап 1: Определение туристского продукта.

Принятие решения о том, что именно муниципальной образование будет продавать потенциальным посетителям, на первый взгляд кажется простым. Однако довольно часто оно становится самой трудно разрешимой задачей среди всех про­блем, связанных с развитием туризма. Очевид­но, что если чиновники не могут принять это важ­ное решение и придерживаться его по меньшей мере три года, то практически нет никакого смысла реализовывать любые другие элементы плана маркетинга или раз­мышлять о доходах, которые могли бы быть получены в ре­зультате успешной маркетинговой деятельности.

Муниципальное образование не сможет эффектив­но продавать имеющиеся туристс­кие продукты, если не уверены в том, что именно будет про­даваться, и поэтому не могут последовательно придерживаться продажи какого-либо одного продукта в течение длительного периода времени.

У некоторых муниципальных образований нет ника­кой проблемы выбора решения о том, что продавать. Они про­сто продают образ, сформировавшийся за период их истори­ческого развития. Другие утвердились на рынке через кино, телевидение, журналы, участие знаменитостей и устную рекламу. Третьи, увеличивают туристские продажи за счет уча­стия в каком-либо ежегодном событии или использования известной достопримечательности.

Положительное воздействие на туризм могут оказывать и со­бытия, имеющие негативный оттенок. Празднования важнейших годовщин также могут привлечь вни­мание туристов. Несмотря на то, что юби­лейные события являются достаточно эффективными разовыми средствами, однако большинство из них оказываются забытыми, как только заканчивается празднование, поэтому их повторное воздействие на бизнес очень маловероятно.

Недостаточная известность территории или ее до­стопримечательностей требует от чиновников или предпринимателей фор­мирования новых услуг или инфраструктуры, являющихся мощ­ным стимулом для приезда путешественников. Ими могли бы быть:

пляжи, аллеи, природные богатства, а также другие при­родные особенности территории или туристского объекта;

особая атмосфера, возникающая благодаря известным ис­торическим фактам;

благоприятные условия для спорта или особые лечебные ресурсы, обнаруженные поблизости;

отдельно стоящий ресторан, известная по преданиям го­стиница или какое-либо необычное рукотворное соору­жение;

преобладающая сельскохозяйственная продукция, изве­стное промышленное предприятие или важное корпора­тивное здание;

чуткое отношение к людям с физическими недостатками и терпимое отношение к людям с нетрадиционной сексу­альной ориентацией.

Несмотря на то, что продвижение на рынке любой из этих особенностей для привлечения тех, кто ей инте­ресуется, может показаться трудным и дорогостоящим делом, следует помнить, что большинство путешественников, имею­щих особые интересы, располагают внушительными свободными доходами и подключены к специальным информационным сетям и дистрибьютерным систем.

В процессе принятия решения о выборе узнаваемых услуг или объектов, с которыми будет ассоциироваться их территория, необходимо подчеркнуть то, что с их точки зре­ния они делают лучше других, или совершенствуют то, что вы­деляет их среди соседей. К этому не следует относиться легковесно.

В некоторых случаях муниципальные образования буквально случайно наталкиваются на то, что делает их отличными от других. Неважно, что привлечет толпу, как когда-то говаривали старые коммивояжеры. Некоторые вынуждены сами создать свой собствен­ный "отличительный знак". Другие превращают старые и пришедшие в упадок тер­ритории в туристские достопримечательности благодаря осу­ществлению весьма хитроумных программ реконструкции.

Хотя внимание в основном сосредоточено на привлече­нии первичных посетителей, нельзя забывать, что туристский продукт должен быть заслуживающим внимания независимо от того, насколько необычным или новым он выглядит. Турис­ты, довольные каким-либо местом - тем, что они видели, ка­кой им был оказан прием и что они узнали, вероятнее всего, будут говорить о нем положительно и впос­ледствии могут приехать еще раз; те же, кто останется недово­лен, будут, вероятно, отрицательно отзываться о своем опыте и отговорят других от такого путешествия.

Для начала необходимо определение индивидуального, доминирующего ту­ристского продукта, чего-то материального и легко узнаваемого, что привлечет туристов к достопримечательностям территории.

В рекламном лозунге должна быть указана специфика туристского продукта территории. Если она еще не сформировала свой имидж или не выявила потенциальный туристский спрос своей основной целевой аудитории, влияние такого рода рекламы в самом начале деятель­ности по продвижению туристского продукта, скорее всего, будет очень незначительным.

Для того чтобы правильно взяться за ре­шение вопросов выбора и описания предлагаемого специфи­ческого туристского продукта, необходимо выявить свой туристский продукт, отталкиваясь от причины, по которой к ним может приехать ту­рист, вероятно, никогда не слышавший о данном месте и в луч­шем случае имеющий лишь смутное представление о его место­расположении.

Предложения по определению основных средств привлечения туристов в регион, город или на конкретный ту­ристский объект должны быть конкретными, понятными и убе­дительными.

Стимулирование туризма - жесткий, кон­курентный бизнес, и им следует управлять соответствую­щим образом. Если к нему относиться так же, как к не­коммерческому муниципальному предприятию или управ­лять теми, кто может быть в него вовлечен, в соответствии с некоей косной государственной доктриной справедли­вости или уравниловки, то дело обречено с самого нача­ла. Конечно, не стоит отвергать за­коны, относящиеся к гражданским правам, или приоста­навливать действие других положений конституционного законодательства. Просто необходимо осознаем, что в бизнесе могут наступать на ноги и травмировать чувства. Но если этот бизнес станет прибыльным, то игра стоит свеч.

Выбор туристского объекта для стимулирования на туристском рынке всегда больше зависит от же­ланий и финансовых возможностей турис­тов, чем от взглядов местных предпринимателей или ту­ристских властей (иными словами, характер спроса опре­деляет предложение). Эту основополагающую концепцию многим очень тяжело принять. Однако если они ее не примут, то потратят время впустую.

Для многих государственных служа­щих продвижение частного туристского объекта на госу­дарственные средства может быть психологически труд­ным делом. Однако в сфере туризма та­кие способы стимулирования жизненно необходимы.

Решение о том, что должно продвигаться на рынке туризма, может охватывать широкий пе­речень туристских продуктов, необходимо рассматривать и подавать их как единый продукт. Обычно длинные спис­ки достопримечательностей запутывают туристов, в тот момент, когда они пытаются представить себе всего лишь предоставляемые услуги.

Туристский продукт должен быть понятен и настолько очевиден, насколько позволяет ситуация.

Насколько это возможно, туристский продукт должен до­стоверно отражать состояние достопримечательности или иного туристского объекта. Если достоинства туристско­го объекта преувеличены или он покажется туристу недостойным внимания, известие об этом быстро распро­странится и туристский поток, вероятно, иссякнет.

Не существует никакой панацеи и никаких волшебных магнитов для привлечения туристов в определенный регион или на туристский объект.

Выбрать туристский продукт или особый объект привлечения туристов для продажи будет легче, если принять во внимание следующие факторы:

Одно и то же муниципальное образование может выходить на рынок с разными туристскими продук­тами для различных континентов.

Таким же образом продукты, которые выбыли из списка лучших при отборе с позиций описания достоинств для туристских продаж, совсем не обязатель­но должны быть забыты. Эти туристские продукты мо­гут быть предложены туристам после того, как они при­будут, или храниться в резерве для после­дующих маркетинговых кампаний.

Выбор продукта, сделанный в начале форми­рования программы развития туризма, может некоторое время рассматриваться как временный. На дальнейших этапах реализации программы станет ясно, каким образом первоначально выбранный продукт может быть отшлифован, улучшен и усовершенствован для того, чтобы гарантировать удовлетворение интересов и потребностей новых потоков иностранных туристов.

Как только этот первый решающий этап по определению ос­новного туристского продукта пройден, наступает время переходить к составлению перечня туристских ресурсов, которые будут поддерживать путешественника, ког­да он прибудет на туристский объект или в туристский регион.

Этап 2: Инвентаризация ресурсов.

На втором этапе необходимо создать каталог ресурсов, доступных туристам внутри территории.

Следует определить основные достопримечательно­сти административной территории, плюсы и минусы ее имиджа, гостиничные и транспортные возможности, финансовая поли­тика, особые достоинства, спортивные возможности туристов, доступ­ность самого района (близость трассам федерального значения), цены и т.п.

Требуется разработка всеобъемлющего перечня услуг, которые предоставляются в настоящее время, а также тех, ко­торые могут ожидаться в течение ближайших лет. В зна­чительной степени необработанные данные, необходимые для разработки этого перечня, вероятно, уже имеются в архивах. Их можно легко получить.

В ката­лог для потенциальных посетителей, должны быть внесены следующие услуги:

достопримечательности региона - особые или примеча­тельные природные, исторические и рукотворные объек­ты, помогающие сделать посещение этих мест незабываемым;

авиа, железнодорожное и автобусное сообщение;

общее количество и тип гостиничных номеров и других видов краткосрочного размещения, имеющихся в нали­чии или поблизости с указанием харак­терных особенностей рекламируемых мест посещения (спутниковое телевидение, лучшие киноканалы, бассейн, тренажерный зал и т.п.);

средний ценовой диапазон, сезонный, а также недельный, уровень загрузки различных мест размещения;

имеющиеся возможности для организации конгрессов, включая размер и тип помещений; возможности организации питания; оснащенность электроприборами; аренда демонстрационнного оборудования, возможности орга­низации синхронного перевода и квалификация перевод­чиков-синхронистов; тип аудиовизуального оборудования на месте;

рестораны в районе - по цене, типу, размеру, специфи­ческим особенностям, оценка и обзор независимыми экс­пертами, если таковые имеются;

агентства по аренде автомобилей в районе, типы транс­портных средств и имеющееся дополнительное оборудо­вание (багажники на крыше, "зимняя" резина), а также предоставление услуг по использова­нию арендованного автомобиля в один конец;

возможности аренды другого оборудования - по видам, стоимости и условиям;

бесплатные туристские средства и услуги, если таковые имеются;

информационные центры для посетителей - по располо­жению, видам услуг, режиму работы;

местные туроператоры или гиды - по ценам, видам ис­пользуемого транспорта, областям специализации, режи­му работы;

культовые сооружения - по наименованию, расположе­нию, расписанию службы и список всех религиозных групп, которые организуют там регулярные встречи;

имеющийся медицинский персонал и объекты, включая специальные клиники, институты и программы, с подроб­ной информацией о количестве койко-мест, стоимости, условиях оплаты и ограничени­ях, если таковые имеются;

ближайшие музеи - по типу коллекций и/или специаль­ных программ, размеру входной платы, ожидаемым дарениям, режиму работы, наличию возможностей для мо­лодежи, пожилых людей, лиц с ограниченными возмож­ностями;

возможности покупок, учитывая наличие крупнейших торговых центров в регионе, универмагов, магазинов на­родных ремесел, специализированных магазинов, мага­зинов сниженных цен, барахолок, толкучек, уличных ба­заров и других торговых объектов;

профессиональные театры, театры, предлагающие ужин, любительские театральные группы, и театры с нерегуляр­ной вечерней программой;

количество, размеры и типы кинотеатров на территории, с указанием средних цен на билеты, льготных про­грамм и обычного режима работы;

рекреационные возможности - корты для игры в теннис, бадминтон, баскетбол и волейбол; поля для игры в футбол; катки, лыжные трас­сы по пересеченной местности и на лыжных склонах; беговые и велосипедные дорожки; манежи и трассы для верховой езды; гимнастические залы и клубы здоровья; карточные и другие игровые клубы; и помещения для азартных игр;

профессиональные или любительские спортивные коман­ды или спортивные мероприятия, проходящие на терри­тории - по сезону, цене за один билет, условиям брониро­вания мест, организации групповых посещений и специ­альному транспорту, имеющемуся в наличии;

краткосрочные выставки различного характера;

любительские шоу, выставки, показы, соревнования или собрания групп по интересам;

ежегодные мероприятия - по месту проведения, датам, входной плате, условиям бронирования мест для участия и характеру самого мероприятия;

иные места посещения;

иные достопримечательности;

многое другое в зависимости от фантазии тех, кто со­ставляет перечень.

Усовершенствованный перечень ресурсов включает также та­кие показатели, как:

расстояния до и от всех мест в округе - по времени и в километрах с указанием часов "пик", праздничных дней и других транспортных факторов,

номера телефонов ГИБДД на случай аварии,

материальную базу для обслуживания лиц с ограничен­ными возможностями,

средства связи - телефон, телекс, факс, электронная по­чта, курьерская служба и доступные услуги доставки,

банковские услуги - обмен иностранной валюты (где, какие виды валюты, в какие часы), тип банкоматов для обработки платежных карт и т.д.,

местные официальные и неофициальные праздники, ко­торые отмечаются помимо государственных и нацио­нальных праздников.

Опыт туристской индустрии показывает, что огромное количество посетителей не будут даже рассматривать возможность посещения нового района, если в самом начале они не смогут найти информацию о данном месте. Все это может означать, что придется проделать огромную работу.

Однажды получив данные, необходимо проводить их незави­симую проверку. Один из парадоксов в туризме заключается в том, что приезжие обычно узнают намного больше об объек­тах места посещения, чем местные жители. Суть в том, что необходимо прово­дить тщательную ревизию перечня ресурсов так, как будто сами впервые прибыли в свой район. Только тогда можно быть уверенным, что списки полны и точны.

Этап 3: Анализ рынка.

Туристский внутренний рынок состоит из двух основных элементов:

потребители туристских услуг;

поставщики туристских услуг.

Ясно, что каждый из этих элементов представляет собой боль­шую и сложную группу лиц и компаний.

Потребитель туристских услуг (турист) - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.

Путешествуя с целью отдыха или бизнеса, эти потреби­тели могут иметь широкий диапазон интересов (студент университета, деловой человек или специалист и др.).

Как только специалисты поймут, кто путешествует, где путешествует и почему путешествует, они смогут сформи­ровать одну или большое количество программ вокруг любого основного туристского продукта, которое выберут в целях сти­мулирования на рынок.

Поставщики туристских услуг (провайдеры):

туристские средства массовой информации,

перевозчики и средства размещения,

турагенты,

туроператоры.

Они либо обеспечивают потребителей туристскими услуга­ми в соответствии с их требованиями, либо помогают им сде­лать выбор при организации путешествия. Чтобы работать эффективно, поставщикам (провайдерам) требуется всесторонняя помощь со стороны тех, кто принимает туристов, которых они постав­ляют.

Средства массовой информации оказывают сильное влияние на всех туристов. Они тонко реагируют на все что они читают, видят или слышат о регионе, районе или каком-либо конкретном туристском объекте. Они изучают ту­ристские СМИ с тем, чтобы получить информацию, на кото­рой отчасти основываются их решения о путешествии. Турист­ские средства массовой информации включают в себя прессу туристской индустрии, редакторов и репортеров по туристским проблемам в крупнейших газетах и специализированных жур­налах, продюсеров телевизионных и радиопрограмм, связан­ных с туристской тематикой, и писателей, которые готовят кни­ги, путеводители и комментарии о местах, которые можно посетить, достопримечательностях, которые можно увидеть, и о том, что можно делать, находясь вдали от дома.

Большинство публикаций в туристских средствах массовой информации создают впечатление, что они оплачиваются за счет рекламы. Значительное количество печатных материалов в туристской прессе и разделах о путешествиях в крупнейших газетах, а также множество телевизионных и радиопередач посвящены оплаченным туристской индустрией рекламным объявлениям о специальных предложениях и новых туристских программах. Несмотря на это, почти все средства массовой ин­формации отводят значительное место и время независимой от туристской рекламы содержательной информации. На темати­ку и точки зрения, освещенные в этих материалах, может зача­стую влиять контакт с издателями, репортерами и внештатны­ми журналистами. Кроме того, хорошо написанные статьи и очерки, тщательно сплани­рованные специальные мероприятия, неформально составлен­ные экскурсии в туристский центр и другие методы организа­ции связей с общественностью могут использоваться для оказания влияния на то, что сообщается об районе или постав­щике в туристских публикациях.

Но не только туристы отслеживают информа­ционный поток в туристских СМИ. Должностные лица провай­деров туристских услуг- авиакомпаний, гостиниц, агентств по аренде автомобилей, турагентств и туроператоров - также чи­тают и следят за материалом, который может быть доступен их потенциальным клиентам.

Специалисты по туризму читают туристские СМИ не только для того, чтобы выяснить, что могут написать об их компании или их сегмента туристской отрасли, но и чтобы поддерживать тре­буемый уровень знаний о том, что может происходить в других сегментах рынка.

Кроме того, должностные лица компаний-провайдеров турис­тических услуг предпочитают узнавать, что они могли бы про­давать туристам-индивидуалам или тургруппам, у путешествующей публики, которая обычно обращается к ним за идеями и рекомендациями. Туристские СМИ могут быть особенно важ­ны для новых или менее известных туристских центров - тех, которые не воспеты в песнях, фильмах, книгах или историчес­ких хрониках. В то время как ни одна, отдельно взятая статья не может гарантировать успех новой программы стимулирова­ния продукта, одна-единственная отрицательная статья может похоронить почти все надежды района, преуспевавшей в те­чение по меньшей мере трех-пяти лет.

Из-за чувствительности туризма к неблагоприятной ог­ласке для устранения последствий негативных событий все ту­ристские центры и компании нуждаются в детализированной программе действий на случай непредвиденных обстоятельств; эта программа должна регулярно обновляться.

Туризм предполагает перемещение людей из одного места в другое. Данные перемещения осуществляются при содействии компаний предоставляющих услуги по перевозке. Выбор перевозчика зависит от вида транспорта, который планируется использовать для организации обслуживания туристов. В связи с этим используется следующая классификация транспортных средств:

1) воздушный транспорт:

рейсы по расписанию;

рейсы вне расписания;

прочие воздушные перевозки;

2) водный транспорт:

пассажирские линии и паромы;

круизы;

прочие;

3) сухопутный транспорт:

железнодорожный транспорт;

междугородные и городские автобусы, прочий общественный транспорт;

частные автомашины вместимостью до 8 человек;

прокат автотранспортных средств;

прочие средства сухопутного транспорта.

Средства размещения представлены следующими разновидностями:

гостиницы;

мотели;

молодежные гостиницы (хостелы);

дома отдыха, пансионаты;

гостиницы с оказанием лечебно-оздоровительных услуг.

Выбор того или иного средства размещения зависит от основной цели тура, а также от желаемого уровня обслуживания.

Большинство путешественников обращаются к турагентам для выписки билетов, бронирования мест в гостиницах, организации аренды автомобилей и составления маршрутов во избежание неудобных ожиданий, ненужных задержек, непод­ходящих видов размещения и других часто встречающихся во время путешествия проблем.

Возможности турагента в организации поездки путешествен­ника могут быть огромны. Если инфор­мация турагента относительно посещаемой территории свежая и полная и если на вопросы можно ответить быстро и легко, то, вероятнее всего, способный и добросовестный турагент напра­вит клиента в данный туристский центр.

Если турагент пускает пыль в глаза относительно неизвестного места или владеет устаревшей ин­формацией, работая с ценным клиентом, то он рискует обречь этого клиента на плохой отдых или направить его туда, где его ожидают дорогостоящие или обескураживающие сюрпризы. Если турагент может избежать подобные виды рисков, то, ко­нечно, так и поступит.

Если турагенты - розничные продавцы в туристском бизнесе, то туроператоров можно назвать оптовыми торговцами. Это специалисты, которые комплектуют пакеты туристских услуг, договариваясь о специальных тарифах в авиакомпаниях, бро­нируя блоки номеров в гостиницах, заключая договора с на­земными службами и работая с другими местными поставщи­ками туристских услуг.

Туроператоры продают основные компоненты своих туров большому количеству туристов по фиксированным ценам не­посредственно напрямую или через турагентов.

Оптовики договариваются с поставщиками туристских услуг о снижении стоимости фиксированного тура до максимально возможного уровня. После включения прибыли для себя ту­роператоры выставляют цену пакета услуг для покупателей в сумме, которая, как они надеются, будет и привлекательной, и конкурентной. Турагенты, авиакомпании и другие компа­нии продают эти пакеты туров своим клиентам, зарабатывая фиксированные комиссионные, уже включенные в цену каж­дого реализуемого пакета услуг. Некоторые туроператоры предоставляют дополнительные премии за увеличение объе­ма продаж и за реализацию более дорогих вариантов туров и услуг.

Как только операторы организовали закупку мест на тран­спорте и номеров в гостиницах, они покупают другие компо­ненты - достопримечательности, питание, музеи, экскурсии, необходимые для окончательной комплектации пакета тур-услуг для отдыха. На этом этапе они готовы издавать и рассы­лать в больших количествах дорогие, цветные брошюры, со­держащие подробное описание каждого пакета услуг для потенциальных клиентов.

Просмотров работы: 1665