ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКИ КАК ЭЛЕМЕНТА ИНТЕГРАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И МУЗЫКИ (НА ПРИМЕРЕ СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ») - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКИ КАК ЭЛЕМЕНТА ИНТЕГРАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И МУЗЫКИ (НА ПРИМЕРЕ СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ»)

Егорова И.О. 1
1СОФ НИУ БелГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитое общество требует, чтобы люди в нём были образованными, творческими и инициативными. Задача по воспитанию таких граждан лежит в первую очередь на семье, однако и школа может сделать многое для этого. Использование современных образовательных технологий снабжает учителя целым арсеналом новых орудий, и немаловажную роль среди них играют интегрированные уроки. Интеграция позволяет педагогу не просто донести до учеников новые знания, но и обеспечить целостное представление о культуре, решать одновременно целый ряд учебных и воспитательных задач. Кроме того, интегрирование в рамках нескольких учебных дисциплин позволяет использовать на уроках совместную деятельность учеников, что не просто обеспечивает их новыми знаниями и умениями, но и позволяет использовать их субъективные отношения для реализации творческого потенциала как самих учеников, так и учителя – как участников единого воспитательно-учебного процесса.

Говоря об интеграции надо помнить, что этот термин означает следующее: две различных учебных дисциплины используются одновременно, влияя друг на друга (а также, что самое главное – на учеников), в результате чего учебный материал обогащается. Правильно найденная точка пересечения позволяет использовать потенциал двух (а при возможности – и и более) предметов, обеспечивая учащимся «стереоскопический» взгляд на мир, в результате которого конкретное произведение или явление культуры перестаёт быть изолированным феноменом и становится частью комплексного знания, включённого в общий культурный или научный контекст. В результате школьники учатся сравнивать, сопоставлять и анализировать явления науки и культуры, находя новые взаимосвязи и оценивая изучаемую тему с разных сторон. Как следствие, положительными результатами оказываются:

Более полный анализ и углубление полученных знаний.

Развитие творческих способностей и умения находить скрытые взаимосвязи между различными явлениями.

Повышается интерес и снижается утомляемость на уроках.

Полнее раскрываются способности каждого ученика, что позволяет педагогу спланировать дальнейшую индивидуальную работу с каждым из них.

Однако надо помнить: интегрированные уроки требуют от учителя

По своей подготовки интегрированные уроки гораздо более трудоёмкими, нежели обычные, однако они как ничто другое позволяют педагогу раскрыть свой творческий потенциал. Проведение интегрированных уроков, таким образом, решает целую совокупность задач и стимулируют творческую активность не только учеников, но и учителей. В начальных классах уроки такого типа могут проводиться силами одного учителя, но позднее наилучшим решением будет совместное проведение урока.

Особенно ярко проявляются результаты при проведении интегрированных уроков по таким предметам, как литература и изобразительное искусство (ИЗО). Связано это с тем, что литературный текст как ничто другое способствует яркому и образному восприятию у школьников, а художественное творчество развивает внимание и воображение, когда учащиеся получают возможность с помощью изобразительных средств выразить своё отношение к изучаемому произведению. Хотя интегрированные уроки и требуют от учителя большей подготовки и труда, чем обычные, они позволяют раскрыть творческий потенциал как учеников, так и самого учителя.

Особенно значимых результатов можно добиться, проводя интегрированные уроки по таким предметам, как литература и музыка. В этом случае образное и эмоциональное воздействие литературного текста сочетается со столь же ярким эмоциональным и образным воздействием со стороны музыкального произведения. Особенно ярко это проявляется при использовании в качестве изучаемого произведения сказок – как народных, так и литературных. Поэтому рассмотрим вариант с использованием сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». При её использовании интегрированный урок будет проходить следующим образом:

1 этап – постановка целей и задач, решаемых в ходе урока. Конкретный выбор всегда остаётся за педагогом, но обычно в качестве цели ставится дать возможность учащимся увидеть всю красоту и многогранность произведения Пушкина, научить понимать музыку, соотносить образы литературных и музыкальных героев, оценивать их поступки.

2 этап – словарная работа. В связи с тем, что язык Пушкина и современный русский литературный язык значительно разошлись за прошедшие века, необходимо, чтобы школьники не испытывали трудности с пониманием устаревших слов. Также на этом этапе они могут узнать термины, относящиеся конкретно к рассмотрению литературных и музыкальных произведений.

3 этап – получение новой и актуализация уже имеющейся информации. Здесь дети должны вспомнить основные моменты биографии А. С. Пушкина и Н. А. Римского-Корсакова (как автора самой известной музыкальной интерпретации «Сказки о царе Салтане…»). Необходимо, чтобы учащиеся заранее прочитали текст сказки самостоятельно, чтобы иметь возможность не отвлекаться и вспоминать фабулу произведения по необходимости.

4 этап – текстовая работа. Школьникам предлагается перечитать текст сказки и сравнить вызываемые ей образы с конкретными местами оперы (например, описания полёта Гвидона в образе шмеля по тексту – с фрагментами оперы «Полёт шмеля), указав свои ощущения от перечитывания текста и прослушивания музыки.

5 этап – работа с музыкой. Здесь обратная задача – прослушать фрагменты музыки Римского-Корсакова и сравнить свои ощущения от прослушивания конкретных музыкальных произведений и частей текста стихотворной сказки.

6 этап – анализ содержания сказки и оперы. Здесь школьникам предлагается самостоятельно сделать и озвучить выводы, касающиеся персонажей произведения (например, почему Гвидон, карая двух из трёх злодеек, третью пощадил; почему отрицательные персонажи пошли на предательство своей подруги; какие выводы можно сделать из содержания сказки и т. д.). Это один из самых содержательных этапов в плане творческого развития учащихся, поскольку на нём всё зависит исключительно от настроения учащихся и опыта педагога, проводящего урок.

7 этап – использование дополнительных элементов, позволяющих глубже раскрыть тему. Например, им может быть слайд с картиной М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». Здесь учителю необходимо объяснить школьникам, как соотносятся текст произведения и иллюстрации к нему. Дополнительно можно сделать короткий рассказ (который озвучит учитель или кто-то из учеников, получивший дополнительное задание в рамках подготовки к уроку – если ранее продемонстрировал своё желание участвовать в дополнительной деятельности на уроке и умение работать с источниками) о том, какие выразительные средства используют художники, в чём состоит умение иллюстратора по выбору момента для создания картины, чем живописец, пишущий картину по мотивам, отличается от художника, делающего иллюстрацию для книжного издания произведения и т. д. Если планируется проведение интегрированного урока по литературе и ИЗО, на этом можно остановиться подробнее, если же интеграция касается курсов литературы и музыки, то этот этап является «проходным» и даёт учащимся лишь возможность оценить интерпретацию изучаемого произведения с помощью художественного языка дополнительной отрасли искусства, в дальнейшем вновь сосредоточившись на изучении текста и музыки, написанной по нему.

8 этап – личный анализ текста учащимися. Он проводится по возможности, если времени и сил учителя хватает на то, чтобы хотя бы опросить школьников о том, что они поняли из пройденного на уроке произведения. Здесь могут задаваться вопросы типа: «В чём разница между фольклорными сказками, изученными ранее, и литературной сказкой А. С. Пушкина?», «Какое зло было наказано в сказке – и в какой мере? Почему мера наказания различается для разных злодеек?», «Что стало с героями после того, как закончилось произведение?» и т. п.

В рамках интегрированного урока также могут быть использованы и дополнительные моменты. В связи с этим перечень этапов, приведённый выше, является лишь ориентировочным, но ни в коем случае не окончательным. Разработка конкретного сценария урока должна отражать как задачи, стоящие перед учителем, так и возможности, которыми обладает класс, участвующий в проведении интегрированного урока.

В результате школьники должны поучаствовать в решении следующих задач, связанных с проведением интегрированного занятия:

• Образовательные. Школьники знакомятся с биографиями Пушкина и Римского-Корсакова, узнают, как соотносятся текст сказки и музыкальные элементы оперы по её мотивам, какие могут использоваться выразительные средства при создании произведений столь разных жанров и т. д.

• Воспитательно-нравственные. Школьники осознают эстетическую и нравственную ценность текста сказки и созданной по ней музыки, у них воспитывается интерес к чтению и самостоятельному творчеству, закрепляются навыки анализа и совместной работы.

• Развивающие. На уроке этого типа развиваются творческие способности учеников, их логическое и образное мышление, речевые навыки и воображение.

Проводя интегрированные уроки литературы и музыки, дети учатся правильно воспринимать информацию и выражать свои впечатления и ощущения, художественно описывать образ. Но при этом важно помнить: они – не самоцель, они – метод, позволяющий решать образовательные и воспитательные задачи на более глубоком уровне, чем при традиционной форме проведения уроков.

ЛИТЕРАТУРА:

Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе. – М: Начальная школа , 2012.

Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система // Педагогика. 1997. №4. С. 24-28.

Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах. – М: Начальная школа , 2011.

Лаврушина А.А. Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона. Тезисы III региональной научно-практической конференции. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2009. – 119–120 с.

Львов М.Р., Горецкий В.Г. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 464 с.

Пузанкова Е.Н., Бочкова Н. В. Современная педагогическая интеграция, ее арактеристики // Образование и общество. 2009. № 1.С. 9-13.

Пушкарёва М.Д., Снежневская М.А. Связь классных и внеклассных занятий по литературе.- М.: Просвещение, 1963. – 142 с.

Пушкин А.С. Избранные произведения. – М.: Детская литература, 1969. – 398 с.

Сквозняков В. «Ещё одна высокая, важная песня». О сказках Пушкина.// Дет. Литература. 1974. – 216 с.

Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М: Педагогика, 2010.

Шестипалова К.П. К изучению поэтического произведения в начальной школе. – М.: Московское городское педагогическое общество, 1999. – 188 с.

Просмотров работы: 8