Под лесными дорогами понимают, расположенные на лесной территории и находящиеся в ведении лесных организаций.
В зависимости от назначения лесные дороги подразделяют на следующие виды: лесохозяйственные, обеспечивающие постоянное выполнение всего комплекса лесохозяйственных работ; лесовозные, предназначенные в основном для вывозки древесины; противопожарные, обеспечивающие проезд в пожароопасные районы; служебно-контрольные, обеспечивающие постоянный надзор за какими-либо сооружениями; хозяйственные, предназначенные для перевозки хозяйственных грузов от путей общего пользования до предприятий. Наличие сети хорошо устроенных дорог на территории лесного массива обеспечивает наиболее полное использование лесных богатств, повышает общую культуру и эффективность лесохозяйственного производства. Применение различного рода усложненных систем рубок и ведение интенсивного лесного хозяйства возможно только в том случае, когда проложена хорошая транспортная сеть и оказывается доступным любой участок леса. Лесохозяйственные дороги имеют существенные особенности: они должны обеспечивать постоянный доступ в каждый квартал лесного массива вне зависимости от наличия в нем спелых лесонасаждений; сеть лесохозяйственных дорог должна охватывать всю территорию лесного массива, включая участки с незначительным запасом и подлежащие облесению.
Основными элементами дороги являются: специально подготовленное земляное полотно в виде профилированной грунтовой полосы, насыпи или выемки; дорожная одежда, устраиваемая на поверхности подготовленного земляного полотна; водопропускные сооружения — мосты или трубы. Ось дороги, проложенная и закрепленная на местности, называется трассой.
При проектировании дороги вычерчивают специальные чертежи.
Дороги, эксплуатируемые 5-10 лет, имеют меньше повреждений. Все виды разрушений, как на ранних стадиях эксплуатации, так и по истечении 20-30 лет возникают чаще всего из-за несвоевременных мероприятий по текущему ремонту и содержанию ошибок при проектировании, превращения допустимых нагрузок на дорожное полотно и метеорологических условий.
Визуальное обследование дорожной одежды проводилось для установления процента деформированной поверхности покрытия и определения объема работ по его текущему ремонту. Обследование проводилось до наступления расчетного периода, когда дефекты хорошо заметны. Все дефекты разделялись по видам, каждый из которых имел свои характерные особенности. Полученные в результате анализа данные о дороге позволили разделить на ее характерные участки, отличающиеся от других хотя бы одним из следующих признаков: конструкцией дорожной одежды; грунтом земляного полотна; типом местности по условиям увлажнения; технологией устройства дорожной одежды и качеством применяемых материалов.
Деформации земляного полотна зависят от грунтово-гидрологических условий, воздействия климатических факторов, сложившегося водно-теплового режима и конструкции земляного полотна, условия эксплуатации дороги, технологии строительства своевремнного ремонта автомобильной дороги.
В современных условиях эксплуатации, строительства и ремонта дорог особо важное значение имеет анализ механизмов разрушения, которым подвергается дорожное полотно в процессе эксплуатации.
По внешнему виду и характеру образования выделяют следующие типы деформаций земляного полотна: выбоины, колейность, гребенка, истирание и износ, размыв, подтопление, зарастачение обочин откосов.
Современные технологии ремонта и содержания дорог разделяют:
по полосе отвода, земляному полотну и водоотводу:
систематическое поддержаниеприлегающих к дороге земельных участков в пределах полосы отвода в чистоте и порядке;очисткаот мусора и посторонних предметов; скашивание травы; ликвидациянежелательнойрастительностихимическимспособом;мусора,льдаиснега;
срезка, подсыпка, планировка иуплотнение неукрепленных обочин, подсыпка,планировка и уплотнение щебеночных игравийных
обочин; устранение деформаций и повреждений на укрепленных обочинах;
ликвидация оползней и размывов земляного полотна с засевом трав и другие противооползневые мероприятия;
ликвидация съездов и въездов в неустановленных местах; устройство и профилирование летних тракторных путей;
выполнение мероприятий по охране окружающей среды;
установление и обозначение границ полосы отвода лесных автомобильных дорог;
восстановление кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укрепления; прочистка и устранение дефектов их укреплений ливневой канализации, дренажных устройств, подводящих отводящих русел у мостов и труб, быстротоков, перепадов, водоотводных лотков и др.;
очистка дорожных покрытий от мусора, пыли, уборка посторонних предметов;
устранение мелких деформаций и повреждений покрытий( заделка выбоин, просадок, выкрашивания и других дефектов);
исправление профиля покрытий переходного и низших типов дорожных одежд с добавлением и без добавления материалов;
уход за участками дорог с пучинистыми и слабыми грунтами.
Список использованных источников
Леонович И. И., Оковитый А. Л. Эксплуатация лесных дорог. Минск: Выш. шк., 1972. 448с.
НасковецМ.Т.,КоринГ.С.,ДрачиловскийА.И.Применениегеотекстильногоматериала «Спанбел» при строительстве опытных объектов лесных дорог второстепенного значения и ре- зультаты их испытаний // Труды БГТУ. 2013, № 2: Лесная и деревообраб. пром-сть. 2013;
В.Г. Атрохин, И.К. Иевинь. Рубки ухода и промежуточное лесопользование. Агропромиздат. Москва. 1985;
Кувалдин Б.И. Лесохозяйственные дороги (устройство и содержание). «Лесная промышленность». Москва. 1976.