Строительство лесных дорог - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Строительство лесных дорог

Зенькович В.А. 1
1Ухтинский государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В проекте строительства дороги предусмотрены меры обеспечения экологической безопасности строительных работ, необходимые для минимизации загрязнения водоемов и грунтовых вод. Лесные дороги стараются прокладывать главным образом на минеральных почвах, в обход участков со слабыми грунтами, а также огибать ручьи, заболоченные места и выходы грунтовых вод.

Уменьшить вымывание из почвы питательных веществ и твердых частиц можно с помощью канав, построенных в виде прерывистой линии. Между траншеями на расстоянии 20 м друг от друга оставляют перемычки из нетронутого грунта.

Для предотвращения выноса почвенных частиц и размыва дна в русле канавы рекомендуется устраивать гасители из грунта, валунов или глыб. Благодаря такой конструкции управляемый поток воды перетекает поверх сооружения.

На пересеченной местности воду можно отводить за границы дорожной полосы. Цель - минимизировать объем воды, заполняющей канаву. Через определенные отрезки линию канавы отводят в сторону (перпендикулярно дороге). Расстояние между водоотводными канавами составляет несколько десятков метров. Водоотводная канава заканчивается дренажной ямой.

Сильное течение на участке расположения водопропускной трубы можно ослабить с помощью гасителей или струенаправляющих конструкций. Препятствовать грязевому потоку, который мешает выполнению работ по сооружению моста и водопропускной

Сначала выполняется подготовка основания земляного полотна. С поверхности в пределах всей дорожной полосы убирают камни, пни корчуют. По возможности камни и пни закапывают в грунт основания. На каменистых участках почвы камни собирают в кучи и временно сохраняют в таком виде. Если камней немного, их вместе с перевернутыми пнями укладывают в нижний слой основания. При насыпях высотой более 1 м пни можно оставлять невыкорчеванными.

Этапы строительства дороги на минеральных грунтах:

расчистка поверхности;

снятие плодородного грунта с поверхности, занимаемой боковыми канавами (резервами);

строительство канав и профилирование откосов;

перемещение грунта из выемки на насыпь;

планировка поверхности;

рекультивация ландшафта

трубы, можно с помощью плотины или изменения направления русла потока.

Для строительства дороги следует использовать экскаватор массой минимум 20 т. Экскаватор должен быть оснащен ковшом с гидравлическим механизмом поворота, усиленной гусеничной защитой, т. е. адаптирован для работы в лесу. Для строительства лесной дороги подходят бульдозеры массой от 15 до 25 т, оснащенные поворотным отвалом.

Доставка техники на рабочий участок осуществляется тягачом в сцепе с полуприцепной или грузовой платформой. При транспортировке следует уделять особое внимание технике безопасности.

В комплект необходимого оборудования также входят универсальный и планировочный ковши. Кроме того, могут потребоваться приспособления для подъемных работ (ленты или цепи для подъема и перемещения труб), а также базовый комплект безопасности: лопата, огнетушитель, аптечка и препарат для очистки почвы от моторного масла. Для работы в темное время суток машина должна быть оснащена довольно мощными осветительными приборами.

Базовым условием организации строительства лесной дороги является максимальное использование местного грунта при возведении насыпи. Рекультивационные работы планируют с учетом ландшафта, который сформируется в будущем.

Новая дорога готова к эксплуатации после завершения устройства дорожной «одежды». Материал укладывают на сухое и плотное земляное полотно. Важным критерием устойчивости конструкции дороги является заранее подготовленное к последней фазе строительства основание. В зависимости от свойств грунта период просушивания основания может составлять от одного до двух лет. В ином случае устройство покрытия можно выполнять в зимний период, по замерзшему земляному полотну. Плюс этого варианта - минимизация нагрузки на поверхность основания в ходе строительных работ.

Элементами дорожной конструкции являются земляное полотно и дорожная «одежда». Конструктивные слои дорожной «одежды» обычно объединяют в три группы: слой изоляции и фильтрации, слой, несущий и распределяющий нагрузку, а также слой износа.

Параметры поперечного профиля дороги: ширина проезжей части, заложение откосов, уклон проезжей части и глубина боковой канавы - определяются в инструкциях в зависимости от назначения дороги.

Также в соответствии с инструкцией принимаются параметры разъездных и разворотных площадок, примыканий и уширений.

Технику следует вести по центру полосы отвода: так легче придерживаться направления линии дороги и соблюдать ширину проезжей части в пределах проектных отметок.

В процессе уборки крупных камней и корчевания пней необходимо учитывать риски повреждения техники. Нагрузкой на конструкцию машины можно управлять путем разделения рабочего процесса на отдельные операции.

Крупный камень легче извлечь из земли, если его предварительно окопать со всех сторон.

Толщина несущего слоя должна быть 10-20 см. Для его устройства используют крупнозернистый гравий, каменную крошку или гранитный щебень с зернами фракции крупностью 0-55 мм. Задача этого слоя - равномерно распределять нагрузку на основание и усилить конструкцию покрытия. Перед нанесением самого верхнего слоя дорожного покрытия - слоя износа - поверхность профилируют и уплотняют.

Слой износа улучшает проезжаемость дороги, непосредственно воспринимает и распределяет нагрузку на основные слои дорожной «одежды». Еще одной задачей верхнего слоя является направление поверхностного стока воды в боковые канавы. Для строительства слоя износа используют вяжущие, устойчивые к нагрузкам гравийные или щебеночные смеси крупностью 0-32 мм. Дробленый материал, содержащий слишком крупные частицы, может повредить колеса автотранспорта. Слой толщиной 5-10 см отсыпают ровным ковром, профилирование можно выполнять бульдозером или автогрейдером. Слой износа не должен смешиваться с нижними слоями. Готовую поверхность укатывают катком, уплотнение происходит также в результате проходов транспорта. Таким образом достигается прочность поверхности дорожного покрытия.

К элементам обустройства дороги относятся дорожные ограждения, дорожные знаки, шлагбаумы и километровые столбы. В соответствии с условиями использования на лесных дорогах устанавливают официально утвержденные дорожные знаки. К предупреждающим знакам, например, относятся: «Перекресток», «Крутой подъем», «Узкий участок дороги» и др. Если параметры дороги не соответствуют ее категории, то об этом водителей информируют специальные знаки. Также дорожные знаки оповещают об ограничениях, касающихся эксплуатации дороги. Например, знак «Ограничение массы» может быть актуален на участке возле моста, а также во время распутицы. Дорожные ограждения устанавливают с целью обеспечения безопасности движения, например, на высоких насыпях.

Список используемых источников

1.Патякин В.И., Салминец Э.О., Бессараб Г.А. и др. Лесоэксплуатация. М.: Издательский центр «Академия», 2006.317 с.

2.Грехов Г.Ф., Тюрин Н.А., Бессараб Г.А., Яблочкин А.А. Сухопутный транспорт леса: Учебное пособие. СПб.: СПБГЛТА, 2007108 с.

3.Салминен Э.О. Проектирование лесных предприятий: Учебное пособие. СПб.: СПБГЛТА, 2002.155 с.

4.Ильин Б.А. Лесные дороги. Ч. 1,2.О.:ЛТА, 1980–1981.

5.Тюрин Н.А., Борозна А.А. Сухопутный транспорт леса. СПб.: СПБГЛТА, 1993.38 с.

6.Грехов Г.Ф, Бессараб Г.А идр. Дорожное грунтоведение: Методические указания. СПб.: СПбГЛТА, 2005

7.Инструкция по проектированию лесозаготовительных предприятий. ВСН 01–82. Л.: Гипролестранс, 1983.

Просмотров работы: 73