Содержание, ремонт и эксплуатация дорог - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Содержание, ремонт и эксплуатация дорог

Гасанова И.В. 1
1Ухтинский государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Содержание лесовозной дороги предусматривает работу по уходу за земляным полотном, дорожным покрытием и искусственными сооружениями. Процесс проектирования транспортных сооружений характеризуется постоянным усложнением решаемых задач, значительным увеличением объемов научной и технической информации, которую необходимо учитывать при принятии инженерных решений[1].

При проектировании лесных автомобильных дорог необходимо учитывать комплекс требований, среди которых важнейшими являются: обеспечение рационального транспортного освоения лесных территорий; повышение эффективности работы лесовозного транспорта, воспроизводство и охрана лесных ресурсов; экономия денежных и материальных ресурсов при проектировании, строительстве и эксплуатации дорог с использованием местных дорожно-строительных материалов[1]. Поиск проектного решения, в наибольшей степени отвечающего этим требованиям, является достаточно сложной задачей и связан с большими затратами труда высококвалифицированных специалистов[1].

При проектировании продольного профиля УЖД нужно стремиться к возможно большей длине элементов продольного профиля (шага проектирования), которые должны быть не менее длины поезда и не уменьшаться менее 100м – на магистралях и 50 м – на ветках и усах[2].

На слайде номер 2 представлены основные моменты содержания дорог, среди которых указаны различия в содержании лесных дорог по временам года.

Путь железных дорог состоит из верхнего и нижнего строения. К нижнему строению относят земляное полотно и искусственные сооружения. Основным отличием земляного полотна УЖД от земляного полотна автомобильных дорог является его небольшая ширина, которая составляет для дорог 1 категории – 3,8…4 м; 2 категории – 3,6…3,8м; 3 категории – 3,3…3,5 м; внутренних путей с маневровым движением – 3…3,2м; со сроком эксплуатации до 5 лет – 2,7…3м. сравнительно небольшая ширина земляного полотна на УЖД позволяет значительно уменьшить площадь корчевки и ширину просеки[2].

Операции по ремонту лесных дорог включают в себя: ремонт земляного полотна и водоотводных сооружений; ремонт дорожной одежды; текущий ремонт дорог и искусственных сооружений; оценка состояния лесных дорог и сооружений.

Ширину земляного полотна увеличивают на кривых участках на 0,2 м с наружной стороны. На усах ширина земляного полотна на кривых участках не увеличивается. Для обеспечения стока воды верхнюю часть земляного полотна оформляют в виде сливной призмы. Поперечное сечение этой призмы для полотна железных дорог имеет трапециевидную форму для однопутных УДЖ. Ширина трапеции поверху составляет 1,2 м, высоту 0,1 м – на магистралях 1 и 2 категории и 0,06 м – на дорогах 3 категории и ветках, а основание трапеции принимается равной основной ширине части земляного полотна, ширина его поверху меньше длины шпалы, что позволяет влаге из-под шпал. Для внутренних железных дорог сливная призма оформляется треугольной формы, высотой 0,15м. Верхняя часть земляного полотна выполняется горизонтальной, если полотно устраивается в скальных или хорошо дренированных грунтах[2].

Наклон верхней части земляного полотна в сторону водоотвода принимают в пределах 5…100 – при дренирующих грунтах, 10…200 – при недренирующих грунтах. Крутизну откосов земляного полотна насыпей выемок в зависимости от свойств грунтов, условий местности, высоты насыпи и глубины выемки принимают в пределах 1:1…1:3.

На болотах земляное полотно должно возвышаться не менее, чем на 0,6 м, а при посадке на минеральное дно при сохранении торфа или частичном выторфировании – не менее, чем на 0,8м. Большую часть земляного возводят с помощью бульдозеров, укатку поверхности производят катками с реверсивным движением, а создание поверхности в виде сливной призмы – специальными скребками. Усы и ветки УЖД зимнего действия можно устраивать без земляного полотна, выполнив лишь планировку поверхности земли. При этом для устройства пути можно применять клетки из бревен и подбивку шпал грунтом и снегом[3].

На болотах можно укладывать путь на выстилки их хвороста, лежни, удлиненные шпалы и деревянные клетки. Верхнее строение пути представляет собой часть железнодорожного пути, включающее рельсы, рельсовые скрепления, рельсовые опоры (шпалы), противоугоны и балластный слой. Верхнее строение обеспечивает направленное движение колес подвижного состава, воспринимаемая давление от колес и передавая его на нижнее строение пути. Непосредственное давление колес воспринимают рельсы. Рельсы представляют собой по форме видоизмененный двутавр с утолщенной верхней частью и уширенной нижней, соединенные шейкой.. Такое строение обеспечивает долговечность, жесткость и устойчивость. Этому также способствует их соединение друг с другом с помощью болтов и накладок. Основными опорами для рельс лесовозных УЖД служат деревянные шпалы[3].

Два рельса нормальной длины, прикрепленные к шпалам, называют звеном. Для крепления рельсов к шпалам применяют заостренные стержни, называемые костылями. Для удержания от смещения рельсов по шпалам под действием силы тяги, тормозных усилий, ударов колес в стыках рельсов используют специальные клиновые, болтовые или пружинные противоугоны[3].

Основанием для рельсовых опор служит балластный слой в форме призмы. Для балластного слоя используют щебень, гравий и крупнозернистый песок. Для перевода подвижного состава с одного пути на другой использую стрелочные переводы. Для обеспечения перехода колес подвижного состава через пересечение рельсов служат крестовины[3].

Основными задачами службы эксплуатации лесовозной автомобильной дороги являются: организация высокопроизводительной работы лесовозного автотранспорта, использование наиболее совершенной технологии содержания и ремонта дорог, широкое использование на зимних дорогах ледяных покрытий и мер по продлению зимнего сезона, повышение безопасности движения и др.

Библиографический список:

1. Бурмистрова, О. Н., Пильник Ю. Н., Сушков С. И., Е. А. Первакова Проектирование лесных автомобильных дорог в CREDO: учебное пособие для подготовки студентов по направлению подготовки 35.03.02 (35.04.02) «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» / О. Н. Бурмистрова., Пильник Ю. Н. и др. – Ухта : УГТУ, 2015. – 113 с., ил.

2. Транспорт леса. В 2 т. Т. 1. Сухопутный транспорт: учебник для студ. вузов / Э. О. Салминен [и др.]; под ред. Э. О. Салминена. - М.: ИЦ «Академия», 2009. - 368 с.

3. Ю.В. Шелгунов, А.К. Горюнов, И.В. Ярцев. Лесоэксплуатация и транспорт леса: Учебник для вузов. – Лесн. пром-сть, 1989. – 250 с.

Просмотров работы: 4