Современная тенденция гуманизации военного образования предполагает изменение требований к профессиональной подготовке будущих офицеров, оценки эффективности их воспитательной и познавательной деятельности. Это обусловливает необходимость поиска новых подходов к организации взаимодействий и отношений между участниками образовательного процесса, характеризующихся не подчинением, не подавлением, а сотрудничеством, открытостью, доверием, человеческим участием и поддержкой.
Низкий уровень гуманистической направленности учебной деятельности у преподавателей и курсантов военных вузов порождает сложности в общении, что связано с недопониманием педагогических аспектов практики воспитания военнослужащих. Гуманизация основ учебного процесса в военном вузе видится в смещении акцентов на оптимальное развитие диалогичности общения преподавателя и курсанта как коллег, объединенных общностью целей и задач деятельности. В методическом плане это означает понимание обучаемыми необходимости реализации воспитательного аспекта образования как части гуманитарного, практическую направленность обучения, развитие форм самостоятельной работы. Активное участие в образовательном процессе и преподавателя, и курсанта со всей полнотой раскрывает принцип диалогичности. Его ведущей линией являются субъект-субъектные отношения.
Педагогические условия, в которых осуществляется влияние взаимодействия преподавателя и курсантов на их обоюдное личностное развитие, могут быть изначально определены как позитивные (стимулирующие) и негативные (тормозящие). Первые из них всемерно способствуют эффективности рассматриваемого влияния, повышают его продуктивность и положительно сказываются на достижении поставленной цели. Вторые, наоборот, замедляют течение процесса, препятствуют его эффективному осуществлению, снижают конечные результаты [1].
Задача педагога состоит в том, чтобы тщательно изучить характер действия тех или иных условий, научиться регулировать их влияние на педагогический процесс путем нейтрализации негативных и усиления положительных тенденций развития педагогического процесса.
В практике воспитания конкретные педагогические условия реализуются как требования к организации процесса, обстоятельства и среда его протекания, а также как определенная совокупность факторов, правил, действий и отношений, создающих реальные предпосылки для его успешного функционирования и развития. Поскольку позитивные педагогические условия создают предпосылки для продуктивного функционирования и развития исследуемого процесса, они могут выступать как своего рода потенциальные показатели успешности влияния педагогического взаимодействия на развитие личности. Как уже отмечалось, связь факторов и условий является закономерной. Раскрывая сущность основных условий, стимулирующих процесс взаимодействия педагога и курсанта в плане повышения его эффективности для их взаимосвязанного развития, постараемся проследить связь обосновываемых нами условий с рассмотренными выше факторами.
Согласно основным положениям гуманистического подхода к воспитанию, ориентированному на помощь обучаемым в актуализации их сущностных сил и реализации их внутренних потенциалов, результативным педагогическое взаимодействие можно считать в том случае, когда оно обеспечивает продвижение его участников по пути собственного развития. Причем, используя арсенал предоставленных ему средств, оно способствует осуществлению этого процесса как развития осознанного, интенсивного и продуктивного. Поэтому, рассматривая условия эффективности педагогического взаимодействия, мы определяем и условия его наиболее продуктивного влияния на развитие личности, а опосредованно через это – условия продуктивности самого процесса личностного развития [2].
Как свидетельствуют результаты проведенного исследования, в группе факторов, влияющих на развитие личности, педагогическое взаимодействие занимает ведущее место. Оно присутствует на всех возрастных этапах профессионального обучения и воспитания, входит в зону значимых как для курсанта, так и для взаимодействующего с ним педагога видов контакта и является по своей сути его универсальной формой.
В соответствии с этими положениями можно заключить, что гуманизация педагогических взаимодействий его участников в высшей военной школе возможна при реализации следующих условий:
- реализация общей целевой направленности на гуманизацию образовательного процесса в военном вузе;
- понимание и принятие педагогом и курсантом основ гуманизации профессионального обучения в военном вузе;
- наличие гуманистически ориентированной педагогической позиции преподавателя, необходимой для реализации субъект-субъектного подхода в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла;
- организация педагогической поддержки развития курсантов в педагогическом взаимодействии, основанной на знании их внутренних потенциалов, возрастных, индивидуальных и образовательных возможностей;
выполнение преподавателем функции организатора атмосферы, раскрывающей творческий потенциал курсантов, реализация им демократического стиля общения с курсантами;
- использование в педагогическом взаимодействии гуманистически-ориентированных форм, методов, средств;
- включение курсантов в преобразовательную творческую деятельность, в ходе которой будут усваиваться общечеловеческие ценности, вырабатываться умения межличностного взаимодействия (моделирование жизненных ситуаций, проведение ролевых и деловых игр, применение метода анализа конкретных ситуаций, просмотр видео и прослушивание аудиокурсов с последующим обязательным анализом проявления межличностных умений героями фрагментов);
- организация сотрудничества и диалогического общения на занятиях (создание ситуации оказания взаимного содействия друг другу при решении учебных задач в общении и совместной деятельности; организация кооперативной коммуникативной оценочной деятельности, направленной на развитие рефлексивных и эмпатийных умений у курсантов);
- адекватная оценка продуктивности педагогических взаимодействий преподавателей и курсантов в процесс изучения психолого-педагогических дисциплин [3].
Совершенствование процесса педагогического взаимодействия, как уже отмечалось, основывается на позитивных изменениях в его структуре и содержании, укреплении субъектных позиций его участников, развитии их общности и укреплении складывающихся между ними взаимоотношений, которые, в свою очередь, обусловлены уровнем его собственного развития.
Педагогическая поддержка личностного роста участников взаимодействия состоит в создании обстоятельств, благоприятствующих его интенсивному и продуктивному протеканию. Это происходит за счет обеспечения каждой личности реальных возможностей для укрепления процессов «самости»; для реализации путем обмена с окружающими и, в первую очередь, с педагогом, своих внутренних потенциалов, их всемерного пополнения и обогащения; для мотивационного роста личности, возвышения ее потребностей, возникновения у нее более глубоких личностных смыслов и ценностей.
Реализация этих условий при обучении психолого-педагогическим дисциплинам требует учета специфики данных учебных предметов и их методики преподавания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байкова Л.А. Гуманизация педагогической системы образовательного учреждения. Теория и опыт: монография. – Рязань: РГПУ, 2000.
2. Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования. – М.: Гелиос АРВ, 2000.
3. Шипякова А.А. Проблемы гуманизации педагогического взаимодействия в военном вузе // Аспирантский вестник. – Рязань: РГПУ, 2006.