НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТА-НИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТА-НИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ

Шаповалов Л.А. 1
1ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), факультет«4»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В процессе формирования профессиональной компетентности организация профессионального воспитания играет одну из важнейших ролей.

Как показывает практика, основная часть профессионального воспитания военнослужащих-контрактников осуществляется в ходе проведения занятий по боевой и общественно-государственной подготовке (37%). Соответственно, это выдвигает высокие требования к проведению занятий, к формированию профессиональных качеств в ходе них. Анализ программ боевой подготовки показывает, что они направлены на формирование знаний, навыков и умений по определённым военно-специальным дисциплинам, но нарастающей последовательности приобретения профессиональных качеств в комплексе предусматривают не всегда. Зачастую они не определяют, какие профессиональные качества у военнослужащего-контрактника необходимо сформировать в первую очередь, а какие - в последующие, исходя из его военной специальности, профессии и в целом его статуса как военного профессионала. Поэтому на практике получается так, что каждый воспитатель обращает внимание на формирование нужных на его взгляд качеств. Иногда наблюдается разрыв процессов обучения и воспитания военнослужащих контрактной службы. Чтобы избежать его, необходимо в процессе занятий по боевой подготовке в полной мере учитывать факторы, влияющие на формирование профессиональных качеств: добиваться соответствия уровня развития материально-технической базы проведения занятий современным подходам к подготовке профессионалов; использовать современные идеи и методики организации работы по специальности; формировать интерес к профессии и чувство удовлетворённости в ходе занятий; обеспечивать на занятиях строгий воинский порядок; командирам всех степеней показывать личный пример в своей профессиональной деятельности и выполнении обязанностей; не допускать срывов занятий из-за отвлечения личного состава на хозяйственные работы и отсутствия материального обеспечения хода занятий [1].

Кульминационной сферой профессиональной деятельности для всех подразделений и частей является проведение различных учений и, как итог их деятельности – проверка боевой и мобилизационной подготовки в конце учебного периода. На этом этапе профессиональной деятельности необходима мобилизация всех профессиональных качеств военнослужащих-контрактников; здесь за короткий промежуток времени проверяются и эффективность проведенных занятий, и качество включённого в них профессионального воспитания [2].

Без профессиональной деятельности, связанной с выполнением функциональных обязанностей в условиях боевой учёбы, с необходимостью совершенствовать свой профессиональный уровень нет и профессионального воспитания. И сколько бы много ни организовывалось массовых воспитательных мероприятий по привитию военнослужащим профессиональных качеств, они не могут заменить формирование умений и навыков профессионала как военного специалиста в ходе практической деятельности.

В процессе оптимизации профессионального воспитания необходимо учитывать и другие сферы профессиональной деятельности, связанные с выполнением служебных обязанностей, где может непосредственно проводиться профессиональное воспитание. К ним можно отнести такие как: работа с материальной частью техники и вооружения; участие в проведении воинских ритуалов, профессиональных праздников, различных видах информирования (политическом, правовом); подведение итогов боевой подготовки и воинской дисциплины; выполнение специфических задач (командировки, сопровождение грузов, повседневное обеспечение профессиональной деятельности). В практике войск большое количество времени уделяется такому виду профессиональной деятельности, как работа над материальной частью техники и вооружения. Так, например, 47% военнослужащих-контрактников, участвовавших в опросе, заявили о том, что работа с закреплённой техникой и вооружением вызывает у них чувство ответственности и профессиональной удовлетворённости; в этой деятельности они видят результат своего труда и способны показать высокую квалификацию. Проведение профессионального воспитания во всех этих сферах способствует формированию таких важных профессиональных качеств как: компетентность, ответственность, исполнительность, работоспособность, уверенность в своих силах, внимательность, хорошая память, самообладание, способность переносить тяготы и лишения, бдительность, точность, наблюдательность и другие. Эти сферы профессиональной деятельности способствуют формированию как специальных, так и индивидуальных, личностных, профессиональных качеств.

Формирование общих социальных и личностных качеств, прежде всего, связано со сферами жизнедеятельности, влияющими на военнослужащего-контрактника: информационно-рекламной; ритуалов, формы одежды, символики и атрибутики; сослуживцев, круга знакомых, семьи; процесса работы над собой.

Важное место в профессиональном воспитании военнослужащих контрактной службы занимают воинские традиции, ритуалы, символика, атрибутика.В приказе генерала А.А.Брусилова мы можем прочитать: «Сознание принадлежности к известной части имеет слишком большое значение, а принадлежность эта выражается, прежде всего, в известных частях одежды. Считаю, что командир части, который не принял всех мер к тому, чтобы прибывающих к нему людей немедленно одеть в этот мундир, который имеет честь сам носить, такой командир не понимает основ воинского воспитания» [2].

К сожалению, сейчас многих командиров можно отнести к не понимающим основ профессионального воспитания. Во многих частях ощущается нехватка военной формы одежды, военнослужащие контрактной службы экипируются в лучшем случае в течение пяти-шести месяцев. Первые месяцы после заключения контракта они ходят или в смешанной форме, или в гражданской. Много у контрактников забот и с приобретением символики (шевронов, эмблем, знаков и т.д.). Всё вышеперечисленное отрицательно сказывается на профессиональном воспитании данной категории военнослужащих [3].

В ходе опроса 46% военнослужащих-контрактников заявили, что стесняются носить военную форму одежды вне службы. Конечно, это проблема не только командиров воинских частей, но и общества, государства, Министерства обороны.

Особое место в оптимизации процесса профессионального воспитания военнослужащих контрактной службы занимает самовоспитание – работа его над собой. Как отмечает В.И. Вдовюк: «Самовоспитание является вторичным по отношению к условиям жизни и воспитанию, так как оно возникает тогда, когда человек всем ходом жизни и воспитания оказывается подготовленным к нему, то есть когда он достигает определённого уровня сознания и самосознания, жизненного опыта» [4].

К сожалению, на сегодняшний день условия жизни и службы мало способствуют самовоспитанию военнослужащих контрактной службы. Из опроса только 21% военнослужащих-контрактников заявили о том, что они занимаются самосовершенствованием. Ими оказались те военнослужащие, которые собираются поступать в военные училища, гражданские вузы или повышать классную квалификацию. Остальные рассчитывают на старый багаж знаний и опыта.

Достичь понимания военнослужащими-контрактниками необходимости самовоспитания можно при постоянном воздействии на них в процессе профессионального воспитания, личным примером показывая необходимость работы над собой, формируя потребность в самовоспитании, ставя военнослужащим задачи по формированию профессиональных качеств, указывая недостатки и пути преодоления их, поощряя лучших и показывая их опыт и прогресс в профессиональной деятельности, подчёркивая их авторитет среди сослуживцев, внушая необходимость самовоспитания.

Материальным мотивом, подталкивающим военнослужащего-контрактника к самовоспитанию, должен стать дифференцированный подход к оплате их профессиональной деятельности, по принципу: больше работаешь над собой, совершенствуешь свои профессиональные качества – больше получаешь материальных стимулов.

Для единства действий воспитателей необходима идея, на которой основывается жизнь военнослужащих контрактной службы - идея профессионализма. Из неё должен вытекать статус военнослужащего-контрактника и, сообразуясь с ним, разрабатываться программа профессионального воспитания. В программе в сжатой форме, доступной для офицеров-руководителей, должны быть сосредоточены научные сведения, установки, направления, принципы и содержание воспитательной деятельности всего офицерского коллектива воинской части.

На основе этой программы командир части при участии заместителя командира по военно-политической работе определяет цели, задачи и ключевые сферы профессионального воспитания военнослужащих контрактной службы. Затем заместитель командира по военно-политической работе совместно с начальником штаба определяют комплекс необходимых мер профессионального воспитания и учитывают их при разработке планов боевой подготовки. На заместителя командира по военно-политической работе, как наиболее подготовленного педагога, ложится вся ответственность за подготовку офицеров части к профессиональному воспитанию военнослужащих-контрактников, за методическое обеспечение процесса профессионального воспитания, анализ и выработку конкретных предложений по его улучшению.

Таким образом, развитие военно-профессиональной компетентности военнослужащих выступает приоритетной задачей, решение которой определяет успешность воинского труда каждого военнослужащего и подразделения (части) в целом. Достижение ее высшего уровня – воинского мастерства – дело непростое и творческое. Каждая воинская специальность имеет своеобразные, только ей присущие особенности, и от компетентности, творчества военного руководителя, умения реализовывать наиболее эффективные подходы и задействовать продуктивные модели, алгоритмы и технологии во многом зависит достижение наивысших уровней профессионализма конкретных военнослужащих и всего подразделения. Знание офицером сущности и содержания, общих закономерностей, основных условий и факторов формирования военно-профессиональной компетентности и ее высшего уровня – воинского мастерства – позволит решать эту многогранную и трудную задачу на твердой научной основе.

Литература

1 О долге и чести воинской в российской армии: собрание материалов, документов и статей / Под ред. В.Н.Лобова. – М.: Воениздат, 1991. – 164 с.

2 Стратегия духа. Основы воспитания войск по взглядам А.В. Суворова и М.И. Драгомирова // Российский военный сборник. – М.: ВУ, 2000.

3 Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации / Под общ. ред. И.И.Резника. – М.: ГУВР, 2005. – 341 с.

4 Вдовюк В.И. Военно-педагогическая этика советского офицера. – М.: ВПА, 1981. – 150 с.

Просмотров работы: 0