В имеющихся в распоряжении литературных и справочных источниках сложно отыскать полное определение дефиниции «психологическое просвещение».
Наиболее раннее – близкое ему определение, предлагаемое К.К. Платоновым: «Психологические проблемы пропаганды – определяются возможностями психологической науки содействовать повышению эффективности пропаганды как основной формы идеологической работы путем учета психологических закономерностей воздействия личности пропагандиста и его пропагандистской деятельности, в частности с учетом психологических особенностей речевого общения».
Согласно В.В. Пахальяну, «просвещение направляется на своевременное и адресное распределение информации, позволяющей предупредить появление типичных трудностей в развитии, в освоении деятельности, в общении … и т.п.».
Краткое определение «психологического просвещения» приведено И.В. Дубровиной: «Психологическое просвещение – это приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям». Правда, описывая психологическое просвещение всего на двух страницах пособия, автор возносит его до категории основного вида деятельности практического психолога, тем самым, вырывая психологическое просвещение из содержания уже сложившихся основных видов деятельности (т.е. из психопрофилактической работы) и расширяя набор «основ».
Л.Ф. Чупров формулирует свое рабочее определение психологического просвещения, определяя его как раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.
В интересах психологической подготовки военнослужащих психологическое просвещение следует понимать как систематическое и организованное распространение среди личного состава психологической информации в целях формирования у него понимания закономерностей функционирования психики и поведения людей в экстремальных условиях боевой обстановки, знаний о путях и способах управления возможностями собственной психики и оказания психологической помощи сослуживцам.
Исходя из этого определения, можно говорить о следующих задачах психологического просвещения:
формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума);
информирование личного состоава воинской части (подразделения) и населения территории дислокации гарнизона по вопросам психологического знания;
формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации и в целях собственного развития.
профилактика дидактогений (ятрогений).
Психологическое просвещение несёт в себе функциональные возможности широкого диапазона. Употребив слово «возможности», мы имели в виду два аспекта. Во-первых, то, что функции просвещения в практической работе должностных лиц подразделений реализуются далеко не в полной мере, и можно говорить о перспективах их разворачивания. Во-вторых, то, что функциональная полезность психологического просвещения не априорна и напрямую связана с тем, как оно осуществляется. Именно поэтому вопрос о функциях следует обсуждать. Не только для того, чтобы показать: да, это нужно. Но и потому, что, удерживая функциональные возможности как ориентиры, можно более сознательно и целесообразно выстраивать работу, приближая её результативность к желаемому максимуму.
Раскроем сущность и место психологического просвещения в деятельности должностных лиц воинских подразделений.
Практика показывает, что, зачастую простое знание тех психологических явлений, с которыми может столкнуться военнослужащий в сложных условиях, позволяет психологически подготовиться к встрече с неблагоприятными событиями. Ознакомление людей с типами возможных реакций на боевые стресс-факторы выполняет функцию своеобразной «прививки», действующей по принципу «предупрежден – защищен». На этот факт еще в начале прошлого века указывал известный военный психолог Г.Е. Шумков. Он подчеркивал, что для психологической подготовки военнослужащих к бою необходимо «честно, откровенно, правдиво и деловито познакомить воинов с их будущей деятельностью и обстановкой. Они должны отчетливо осознавать, что война не торжественная прогулка и даже не ряд возвышающих душу боев, а сплошные тяготы бивуачной, походной, сторожевой службы с их трудностями, лишениями, болезнями и потерями. Что современные войны выигрываются не лихими, самоуверенными наскоками и распущенными знаменами, ... а настойчивым измором врага, нередко подвергаясь крайнему истощению, неудачам и даже поражениям, захлебываясь порой в крови. Автор указывал, что «... предварительное ознакомление воинов с реальными событиями в бою – в смысле боевой деятельности и в смысле психических переживаний – есть предварительное накопление боевого опыта, а следовательно и рациональная работа с вредным влиянием сильных переживаний на психику воинов при чувствах тревоги и страха».
Учитывая действие психологической закономерности, выраженной в формуле «чего не знаю – того боюсь», организаторы деятельности людей в экстремальных условиях должны стремиться в полной мере обеспечить их необходимой информацией о психологических особенностях этой деятельности. Определенный опыт такой работы приобретен командирами и воспитательными органами нашей армии в ходе боевых действий в Чечне, а теперь и Сирийской Арабской Республике. В войска были направлены разработанные учеными рекомендации о методах экспресс-оценки психических состояний военнослужащих и оказания им экстренной психологической помощи, приемах психической саморегуляции, путях социально-психологической реадаптации участников боевых событий и др.
Подобный опыт был накоплен в армии США при работе с личным составом, действовавшим в зоне Персидского залива при подготовке и проведении операции «Буря в пустыне». Военнослужащим были выданы памятки о способах эффективного выживания в пустыне, другие информационные материалы, отражающие специфику проявления человеческой психики в боевой обстановке.
В «Руководстве по психологической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации» психологическое просвещение личного состава определяется как одно из направлений психологической работы.
В руководстве указывается, что психологическое просвещение достигается:
проведением занятий в системе профессионально-должностной и общественно-государственной подготовки по психолого-педагогическим вопросам, а также в процессе повседневной жизнедеятельности: в ходе бесед, лекций, проведения демонстрационных психологических практикумов, тренингов, группового психологического консультирования лиц, обратившихся по поводу тех или иных проблем;
оказанием консультативной помощи руководителям групп общественно-государственной подготовки по психолого-педагоги-ческой проблематике;
организацией циклов лекций, вечеров вопросов и ответов по актуальной психологической проблематике для различных категорий военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил;
проведением консультаций для командиров (начальников), других категорий военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала по интересующим их вопросам психологии;
привлечением к пропаганде психолого-педагогических знаний наиболее подготовленных в вопросах психологии военнослужащих, членов их семей и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил.
Литература
Руководство по психологической работе в Вооруженных Силах Российских Федерации. М.: ГУВР ВС РФ, 2007.
Методические рекомендации по организации психологической подготовки личного состава. М.: ГУРЛС ВС РФ, 2016.
Караяни А.Г. Военная психология: учебник в 2 ч. – М.: Юрайт, 2016.
Надирашвили Ш.А. Психология пропаганды. – Тбилиси, Мецниереба, 1978.
Политико-психологический словарь: учебное пособие / Д.В. Ольшанский. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
Тимко С.А., Жайворонок А.В.Пропаганда и агитация в деятельности органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2013, № 4(55). – С. 43-47.
Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика // PEM: Psychology. Educology. Medicine. – 2013. – No 1.sr; – 75 с.
Чупров Л.Ф. Актуальные задачи психологического просвещения // Психология XXI столетия (Международный конгресс «Психология 21 века» 26-28 октября 2012). – Т. 2. – Ярославль, 2012 . – С. 321-323.