Воспитание военнослужащих-контрактников – процесс многогранный и сложный, поэтому наличие большого спектра методов дает возможность офицерам для оптимального выбора, а затем для коррекции и маневра в воспитательном воздействии. Степень реализации методов зависит от педагогически грамотного и умелого их применения.
Технологию воспитания военнослужащих в этом случае можно представить следующим образом. В процессе боевой и военно-политической подготовки, выполнения служебных обязанностей и других видов деятельности военнослужащих, проходящих службу по контракту, возникают различные факторы, воздействующие на их психику, личность. Преломляясь через сознание военнослужащего, это порождает у него определенные мотивы поведения, которые определяют его поступки. Проявляясь в различных действиях, мотивы могут стать необходимыми, устойчивыми и превратиться в установки.
Многократное повторение тех или иных действий ведет к созданию системы установок, которые определяют поведение военнослужащего в самых разнообразных ситуациях. Установка – это готовность, предрасположенность военнослужащего к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; она обеспечивает неуклонный, целенаправленный характер осуществления профессиональной деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности военнослужащего. Речь идет именно о готовности к предстоящим боевым действиям. Это развивает и делает устойчивыми определенные черты характера, превращает их в качественные характеристики личности.
В связи с этим особое место в содержании воспитательных воздействий и взаимодействий в работе с военнослужащими по контракту занимает изучение и учет уровня их профессиональной воспитанности и удовлетворенности службой.
Важнейшей предпосылкой совершенствования системы отношений офицеров-воспитателей с этой категорией военнослужащих выступает глубокое знание ими индивидуальных качеств подчиненных и особенностей их взаимоотношений, в том числе и на национальной почве. Главный источник такого знания – постоянные контакты с подчиненными, наблюдение за их поведением в экстремальной обстановке, личное присутствие офицера на различных мероприятиях, беседы с активом, с военнослужащими-контрактниками, изучение коллективного мнения, его влияния на жизнедеятельность коллектива в целом [1].
Изучение военнослужащих предполагает кропотливую, систематическую работу со всеми и по всем вопросам. С первых дней пребывания в части изучаются профессиональные качества военнослужащего. От этого зависит выбор специальности и должности, которую он будет занимать, а значит, степень удовлетворенности службой и качество выполнения им своих функциональных обязанностей. Подобное создает условия для совершенствования воспитательной работы и профессионализации личности военнослужащего. Каждое воздействие строится с учетом социализации личности, индивидуальных, социально-психологических, физиологических, возрастных особенностей и уровня развития профессиональных качеств [2].
Важный и сложный элемент процесса воспитания – согласованная и скоординированная педагогическая деятельность командиров, офицеров-воспитателей, органов военного управления, государственных и административных органов. Поэтому одна из главных задач командиров, офицеров-воспитателей – согласование и координация педагогических усилий. Каждый офицер должен знать свои возможности и обязанности по воспитанию военнослужащих, проходящих службу по контракту, чтобы избежать в работе однообразия, дублирования.
Воспитание рядового и сержантского состава, проходящего службу по контракту, выражается в целенаправленной деятельности должностных лиц по профессиональному становлению и развитию личности военнослужащего, формированию у него профессиональных, морально-боевых качеств и стремления к совершенствованию в соответствии с требованиями руководящих документов, статуса защитника Отечества. Профессиональное воспитание военнослужащих-контрактников можно назвать главной задачей работы командира. Она отмечается и в нормативных документах:
Принцип обеспечения высокого уровня профессионализма создания и совершенствования системы воспитания военнослужащих по контракту Вооруженных Сил Российской Федерации является одним из основных принципов их строительства.
Строгое следование принципам воспитания активно способствует снятию, разрешению противоречий в воспитательном процессе, обеспечивает последовательное, плавное (безболезненное) вхождение каждой развивающейся личности в систему коллективных отношений и усвоение социального опыта.
Знание принципов и умелое их использование позволяют командиру найти правильный подход к своим подчиненным, творчески решать педагогические задачи с учетом всех объективных и субъективных факторов, конкретных условий; оптимально строить процесс воспитания, а также управлять им; диагностировать и прогнозировать результаты его воздействий. Коллектив контрактников представляет собой специфический общественный организм, преследующий особые цели. Наряду с воспитанием всех тех качеств личности, которые свойственны гражданину Российской Федерации, много внимания уделяется формированию у военнослужащих высокого чувства воинского долга, мужества, бдительности, выносливости, войскового товарищества и других важных качеств, предусмотренных военной присягой и воинскими уставами, необходимых для выполнения задач военной службы.
Воспитание в процессе воинской деятельности, ратного труда требует от офицеров такой организации работы, которая позволила бы мобилизовать военнослужащих на выполнение тех или иных служебных задач, поскольку контрактники не проводят все свое время в части, как военнослужащие по призыву, и все же до 40% их времени занимает профессиональная деятельность [3].
Из результатов социологических и социально-психологических исследований можно говорить о некоторых тенденциях в развитии стиля воспитания личного состава. Многие командиры все более осознают необходимость сокращения сферы действия жесткого авторитарного единоличного и распространения демократического стиля управления воинскими коллективами. Демократичность – это не панибратство, а гибкость во взаимоотношениях с подчиненными. Демократичность в своей основе представляет собой власть, которая не подавляет подчиненных, а тактично направляет их деятельность по наиболее актуальному пути.
В деятельности офицера огромное место занимают проблемы соблюдения принципов социальной справедливости в отношении военнослужащих, проходящих службу по контракту; демократизации военно-служебных отношений; оказания юридической помощи, выполнения законов и правовых актов по вопросам соблюдения правопорядка, социальной и правовой защиты личного состава. Решение проблем достигается путем предоставления самостоятельности, соразмерной квалификации и выполняемым функциям военнослужащих, привлечения контрактников к сложным и ответственным видам деятельности, постановке целей, оценке выполненного задания, подготовке к принятию решения [1, 4].
Воспитание этой категории военнослужащих осуществляется во всех видах военно-профессиональной деятельности: в ходе занятий, во время несения караульной службы, при выполнении регламентных и хозяйственных работ, проведении учений и выполнении боевых задач.
Военнослужащий, проходящий службу по контракту, воспитывается также коллективом и самими условиями профессиональной деятельности. В целом такое опосредованное воспитание играет важную роль. Офицер следит за организацией в воинском коллективе условий военно-профессиональной деятельности – за четким и приемлемым регламентом, рациональной организацией труда, качественным и своевременным материально-техническим обеспечением, постановкой конкретных и реальных задач, оказанием помощи и контролем.
Сформировать необходимые военно-профессиональные качества у военнослужащих-контрактников, добиться методически правильной организации процесса их воспитания можно следующими методами и способами:
- систематическим анализом, изучением и учетом особенностей воспитания военнослужащих в конкретных видах воинской деятельности;
- постоянным поиском и умелым использованием резервов воспитательного воздействия на военнослужащих при выполнении ими задач боевого, учебного, служебного, общественного и другого характера;
- определением первоочередных воспитательных мер и требований на каждом участке деятельности военнослужащего, строгим контролем воспитателя за их выполнением; планированием воспитания во всех видах ратного труда, которое основывается на использовании соответствующих документов и материалов (перспективные и текущие планы, социально-педагогический портрет, педагогические дневники и др.);
- постановкой личному составу воспитательных целей и задач во всех видах деятельности независимо от ее характера (боевой, учебной, служебной, общественной, хозяйственной, бытовой и т.п.);
- обучением подчиненных должностных лиц способам и приемам руководства воспитанием военнослужащих в конкретных видах ратного труда.
Контрактники зачастую занимают в подразделениях должности командиров отделений. Соответственно, следует формировать у них следующие качества:
- решительность, умение мгновенно и обоснованно переходить от размышления к действию, и наоборот;
- умение управлять подчиненными, воспитывать их;
- постоянную психологическую готовность принять на себя ответственность за все последствия отданных приказов;
- самообладание и оправданный риск;
- практический тип мышления;
- волю и упорство в достижении поставленных целей [1, 5].
Активно воздействуют на воспитание условия профессиональной деятельности. От офицеров требуются усилия по созданию комфортных условий как в материальной, так и в социальной, коммуникативной сферах.
При этом в воспитательных целях необходимо использовать любой вид профессиональной деятельности. Немалую роль играют также состязательность, разнообразие выполняемых действий, изменение содержания воспитательных воздействий, определение перспектив и ориентиров, подведение итогов, оценка деятельности каждого военнослужащего, признание значимости его вклада в общее дело, выражение способности каждого реализовать себя как профессионала.
Важно обеспечить единство процессов обучения, воспитания, развития и морально-психологической подготовки. Они составляют одно целое, что и приводит к достижению положительных результатов.
Профессиональная деятельность контрактников построена так, что времени для массовых воспитательных мероприятий практически нет, да и эффективность их с данной категорией военнослужащих низка. Высокая эффективность воспитательного процесса достигается прежде всего благодаря высокой психолого-педагогической подготовленности офицеров, наличию у них организаторских и управленческих качеств, авторитета у военнослужащих, проходящих службу по контракту, умению формировать психическую устойчивость и физическую выносливость.
Основной способ создания психической устойчивости и физической выносливости – проведение занятий и тренировок:
- в сложных природно-географических и погодно-климатических условиях региона предполагаемых боевых действий (низкие и высокие температуры воздуха, пониженное содержание в нем кислорода, интенсивные осадки и ветер);
- в усложненной эргономической обстановке (интенсивный шум, вибрация конструкции, слабая освещенность, пульсация света, резкие неприятные запахи, длительные действия без отдыха в средствах индивидуальной защиты);
- с имитацией активных и нестандартных действий противника (диверсии, засады, налеты средств воздушного нападения, массированное использование снайперов, противодействие местного населения);
- при изменении информации, необходимой для принятия решений в ходе боевых действий;
- с объявлением больших потерь в личном составе, отказов в технике и оружии, выполнением поставленных задач сокращенными силами;
- с длительными задержками подразделений на месте, ожиданием, неожиданными командами на передвижение.
Необходимо также соблюдать принцип сочетания высокой требовательности к личности с уважением ее достоинства и заботой о ней [6].
Кроме того, офицеры должны учитывать и разницу в возрасте. В практике войск много случаев, когда командиру-лейтенанту 21-22 года, а солдату-контрактнику – 30-40. В такой ситуации требовательность должна выражаться особенно тактично, с уважением личности военнослужащего и его возраста, без грубости и тем более унижения. Позволить себе «высокую командирскую нотку» офицер может лишь в экстремальной обстановке, при условии общего уважения к нему.
Таким образом, процесс воспитания солдат и сержантов, проходящих службу по контракту, включает ряд ключевых моментов:
- определение места, роли, научных и организационных основ воспитания, целеполагание;
- оптимальный выбор и использование методов, форм, средств и приемов;
- изучение и учет индивидуальных и групповых особенностей военнослужащих;
- согласованная педагогическая деятельность органов военного управления, государственных и административных органов.
Литература
1 Военная педагогика: учебник для вузов / под ред. О.Ю. Ефремова. – СПб.: Питер, 2008. – 640 с.
2 Методики военного профессионального психологического отбора: методическое пособие / Под. ред. В.И. Лазуткина и др. – М.: Воениздат, 2005. – 528 с.
3 Дубограй Е.В. Религиозность военнослужащих Вооруженных сил России: духовные ценности и нормы поведения // Материалы XIX Международных Рождественских образовательных чтений. – М.: МГУ, 2011.
4 Голубев А.Ю. О духовном воспитании в Российской армии // Военная мысль. – 2004. – №4.
5 http://ruskline.ru/analitika/2011/02/04/religioznost voennosluzhawihvooruzhennyh_sil_rossii_duhovnye_cennosti_i_normy_povedeniya
6 Дубровский А.В. Профессионализация в военной сфере / Военная реформа: История и перспективы: Сб. статей / под ред. Н.А. Чалдымова. – М., 1991. – С.95-100.