ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В РЕГИОНАЛЬ-НОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В РЕГИОНАЛЬ-НОМ ОБРАЗОВАНИИ

Скачков А.И. 1
1ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), факультет«4»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В российской национальной системе образования идея непрерывности образования получила новый толчок в развитии после 1917 года, чему способствовало формирование новой системы непрерывного профессионального образования. Появлялись новые формы и виды образовательных учреждений, в том числе и для образования взрослых, повышения квалификации работающих и дополнительного образования. К концу 1960-х годов концепция непрерывного образования на территории нашей страны была выстроена в усеченном виде. Но сама идея обучения через всю жизнь не была поддержана государственными ресурсами и не стала центральной концепцией системы образования. Эпизодические обращения к этой проблеме были основаны скорее на интуиции отдельных ученых и практиков. Доминирующей стала идея непрерывного профессионального образования в различных отраслях народного хозяйства [4].

В конструкции непрерывного образования выделяют три этап: довузовский, вузовский и послевузовский. Исходя из приведенной периодизации, фундаментом непрерывного образования является первый этап (довузовский) – «выбор профессии, когда происходит ориентация человека в мире профессий, выбор определенного вида деятельности в качестве профессионального труда (на этапе профильного образования в старших классах школы)…». Именно этот этап осуществляется в школе и от того, как будет функционировать профессиональная ориентация на этом этапе и зависит успешность личности в будущей профессиональной деятельности.

Мы исходим из того, что существует прямопропорциональная связь между тем, как организована профессиональная ориентация в школе и эффективностью вузовского образования (все проблемы выпускника высшей школы закладываются на довузовском этапе). И как следствие, успешность или «неуспешность» человека в будущей профессиональной деятельности на протяжении всей жизни.

Одним из противоречий педагогической науки и практики является необходимостью модернизации системы профессиональной ориентации молодежи с учетом региональных особенностей и накопленного опыта в этой сфере, с одной стороны, и отсутствием моделей развития, с другой. Необходимо изучить особенности региона, оказывающие влияние на систему профессиональной (военно-профессиональной) ориентации.

Одним из направлений профессиональной ориентации является военно-профессиональная ориентация молодежи, которая осуществляется в целях формирования военно-профессиональной направленности гражданина и развития его способности осуществлять осознанное профессиональное самоопределение на основе сопоставления представлений о самом себе и требований, которые предъявляют к человеку воинские должности, военно-учетные специальности.

Военно-профессиональная ориентация - комплекс научно обоснованных организационных и психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у граждан психологической готовности к овладению военно-учетными специальностями, призыву на военную службу, обучению в военных образовательных учреждениях профессионального образования по соответствующим специальностям и поступлению на военную службу по контракту. Военно-профессиональная ориентация является важным элементом обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе и их военно-патриотического воспитания [1].

Стоит отметить, что, на наш взгляд, под военно-профессиональной ориентацией на довузовском этапе следует понимать ориентацию молодежи в целом на «силовой блок» как отрасль.

Военно-профессиональная ориентация осуществляется:

- в целях формирования военно-профессиональной направленности гражданина и развития его способности осуществлять осознанное профессиональное самоопределение на основе сопоставления представлений о самом себе и требований, которые предъявляют к человеку воинские должности, военно-учетные специальности;

- для повышения качества комплектования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований.

Военно-профессиональная ориентация граждан решает следующие задачи:

- формирование позитивного отношения общества к Вооруженным Силам, разъяснение населению страны положений Конституции и федеральных законов по вопросам обороны, воинской обязанности и военной службы, основных задач и предназначения Армии и Флота, содержания и порядка прохождения военной службы;

- формирование у молодежи военно-профессиональной направленности, сознательного выбора воинской должности (специальности); 

- разъяснение требований военно-профессиональной деятельности к психофизиологическим и социально-психологическим качествам человека, оказание практической помощи в выборе конкретной воинской должности (специальности);

- пропаганда истории Отечества, славных боевых традиций его Вооруженных Сил;

- предварительная оценка и учет наиболее подготовленных граждан, способных овладеть знаниями и практическими навыками для службы в Вооруженных Силах [1].

Из Приказа МО РФ №100 от 24 апреля 2010 г. «Об утверждении инструкции об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства Обороны Российской Федерации»:

Военно-профессиональная ориентация граждан на обучение в военно-учебных заведениях проводится в интересах полного и качественного комплектования вузов курсантами.

Военно-профессиональная ориентация направлена на привлечение граждан к обучению в военно-учебных заведениях на основании потребности Вооруженных Сил в специалистах, формирование у них готовности к выбору военной службы в качестве своей профессиональной деятельности.

Основными направлениями военно-профессиональной ориентации являются военно-профессиональное просвещение и военно-профессиональное консультирование.

Военно-профессиональное просвещение организуется и проводится в рамках военно-патриотического воспитания граждан и включает мероприятия, популяризирующие военную службу в Вооруженных Силах. В ходе военно-профессионального просвещения выявляются лица, проявившие интерес к военной службе. С ними в последующем проводится военно-профессиональное консультирование, в ходе которого с учетом их личностных качеств разъясняются социально-экономические преимущества получения образования в военно-учебных заведениях и дальнейшей военной службы, оказывается помощь в выборе военно-учебных заведений и специальности.

Военно-профессиональная ориентация граждан осуществляется представителями военных округов, объединений видов (родов войск) Вооруженных Сил, военно-учебных заведений, суворовских военных училищ, воинских частей, военных комиссариатов субъектов Российской Федерации [3].

На основе аксиологического и деятельностного подходов Н.К. Костиной [2] был разработан ценностно-практический подход к ориентации учащихся на военно-профессиональную деятельность, суть которого заключается в комплексном формировании позитивного отношения к службе в армии как социально значимой профессиональной деятельности, ценностного отношения к ВС РФ в целом в ходе включения учащихся в систематическую практическую военно-профессиональную деятельность, способствующую изучению быта военного специалиста и боевой техники, развитию практических умений и ценностных ориентаций.

Ценностно-практический подход – это методологический подход к ориентации учащихся, при котором доминирует сочетание принципа позитивного ценностного отношения к военной службе и принципа вовлечения учащихся в практическую военно-профессиональную деятельность. Необходимым становится развитие у учащихся ценностных ориентаций, значимых для военно-профессиональной деятельности, таких как: любовь к Родине, самопожертвование во благо других, активная социально значимая деятельность, здоровье, ответственность и исполнительность; предпочтения, соответствующие профессиям «человек-человек», «человек-техника», «человек-знаковая система» и профессиональным типам «конвенциальный», «реалистический» и «предприимчивый». Активизируются рефлексия и самопознание, развиваются умения нравственного самоанализа, личностного и профессионального самоопределения.

Ориентация на военно-профессиональную деятельность на основе ценностно-практического подхода – это специальная педагогическая деятельность, направленная на создание воспитательно-образовательных и социально-психологических ситуаций, при которых у учащихся развиваются ценностные установки, профессиональные предпочтения и интересы, необходимые для успешного выбора и дальнейшего осуществления военно-профессиональной деятельности [2].

Профессиональная ориентация учащихся должна быть органически увязана с ценностями, определяющими поведение человека, его активность при выполнении профессиональных функций.

Таким образом, ориентация на военно-профессиональную деятельность на основе ценностно-практического подхода – это специальная педагогическая деятельность, направленная на создание воспитательно-образовательных и социально-психологических ситуаций, при которых у учащихся развиваются ценностные установки, профессиональные предпочтения и интересы, необходимые для успешного выбора и дальнейшего осуществления военно-профессиональной деятельности.

Основными компонентами военно-профессиональной ориентации старшеклассников являются: диагностика учащихся, военно-профессиональное просвещение, военно-профессиональная консультация, военно-практическая деятельность, рефлексивная деятельность и самодиагностика. Данные компоненты тесно взаимосвязаны, причем если диагностика, военно-профессиональное просвещение и военно-профессиональная консультация являются этапами относительно последовательными друг другу, то рефлексивная деятельность учащихся пронизывает вышеназванные этапы. Практическая деятельность существует как самостоятельный этап и в то же время является средством, в ходе которого осуществляется просвещение, консультация и рефлексия [2].

На основе ценностно-практического подхода (Н.К. Костина) мы предлагаем комплекс мероприятий, который является механизмом создания условий для развития военно-профессиональной направленности молодежи, осуществления военно-профессиональной ориентации на довузовском этапе непрерывного образования.

К мероприятиям военно-профессиональной ориентации молодежи на довузовском этапе следует отнести:

Разработка и представление администрации общеобразовательных организаций введение элективных курсов военно-профессиональной направленности в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.

Активизация сотрудничества ввузов со школами с целью расширения сети профильных классов. Важно вовлекать учащихся этих классов в военно-профессиональную деятельность

Проведение олимпиад по профильным предметам.

Проведение творческих конкурсов военно-патриотической направленности для учащихся школ и студентов колледжей. Важно вовлекать потенциальных абитуриентов в различные виды творческой деятельности военно-патриотической направленности.

Организация и проведение «круглого» стола для преподавателей-организаторов ОБЖ «Проблемы военно-патриотического воспитания молодежи»

Проведение ежегодной научно-практической конференции «Военно-профессиональная ориентация молодежи: опыт, теория, перспективы»

Проведение творческих конкурсов военно-патриотической направленности для курсантов военного вуза

Организация экскурсий в музей военного вуза, на учебный аэродром и т.п.

Проведение курсантами военного вуза тематических классных часов, внеклассных мероприятий в школах, психологических диагностик.

Выступления представителей ввуза в прессе, по радио и телевидению, создание тематического сайта.

Организация военно-профориентационного мероприятия «Служу России» в районах области и городе.

Проведение «Дней открытых дверей».

Военно-профориентационное консультирование учащихся, направленное на выбор ими военной профессии.

Критериями эффективности системы «ориентации на военно-профессиональную деятельность» в контексте ценностно-практического подхода является:

- совокупность профессионально значимых ценностных ориентаций: любовь к Родине, осознание значимости готовности к самопожертвованию во благо других, ответственность, исполнительность, активная деятельная жизнь, здоровье;

- сформированность профессиональных типов личности: «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-человек»;

- сформированность личностных предпочтений, связанных с «реалистическим», «конвенциальным», «предприимчивым» типами личности [2].

Совокупность этих ценностных ориентаций и профессиональных предпочтений наиболее отвечает запросам военно-профессиональной деятельности

Возможности по осуществлению военно-профессиональной ориентации молодежи имеются как у различных образовательной организации, так и у учреждений культуры, военкоматов, воинских частей, органов государственной власти и других субъектов, расположенных на территории региона. Здесь стоит подчеркнуть, что именно учет региональных особенностей необходим при организации военно-профессиональной ориентации.

Анализ подходов к пониманию региона и регионального образования позволил определить основные особенности региона, которые непосредственно формируют своеобразие региональной системы образования, являющуюся основным социальным институтом, ответственным за решение проблемы военно-профессиональной ориентации. Своеобразие региона определяет своеобразие региональной системы образования и региональной системы профориентации (военно - профессиональной ориентации).

К особенностям региона, которые формируют своеобразие региональной системы профориентации (военно-профессиональной ориентации) на довузовском этапе, мы относим следующие:

1. Образовательные особенности региона:

количественный, качественный и отраслевой состав образовательных организаций, расположенных на территории региона, их возможности;

расположение на территории региона военных образовательных организаций (в том числе довузовских).

2. Социокультурные особенности региона:

особый тип жителя (этнографический, конфессиональный, социокультурный состав), его мировоззрение, менталитет, ценности, уровень культурного развития;

культурно-исторические традиции и особенности региона;

наличие на территории региона учреждений культуры.

3. Экономические особенности региона:

количественный, качественный и отраслевой состав предприятий народного хозяйства, расположенных на территории региона, уровень их развития;

количество воинских частей, расположенный на территории региона, их видовой состав;

уровень финансирования и материально-технического развития системы образования региона;

конъюнктура рынка труда региона, его потребности в кадрах.

Таким образом, становится очевидным, что регион определяет индивидуальность региональной системы профориентации, а она, в то же время, воздействует на развитие самого региона и его различных сфер жизнедеятельности.

Военно-профессиональную ориентацию, на наш взгляд, на довузовском этапе необходимо осуществлять с учетом региональных особенностей.

Литература

Военная профессиология / Под ред. А.Г. Караяни, Ю.Г. Сулимова. — М., ВУ, 2005.

Костина Н.К. Ценностно-практический подход к ориентации учащихся профильных классов на военно-профессиональную деятельность// автореф. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук, Рязань, 2010

Приказ МО РФ №100 от 24 апреля 2010 г. «Об утверждении инструкции об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства Обороны Российской Федерации»

Становление системы непрерывного образования в России: законодательное и экономическое обеспечение. - М.: Издание Государственной Думы, 2010. - 192 с.

Просмотров работы: 112