НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ОФИЦЕРОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЗАЩИТЕ ВОЙСК - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ОФИЦЕРОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЗАЩИТЕ ВОЙСК

Симаков В.А. 1
1ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), факультет«4»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Среди угроз национальной безопасности Российской Федерации выделены угрозы в информационной сфере. Отмечается, что большую «опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним» [1].

Вооруженные Силы РФ становятся объектом информационного воздействия со стороны противника. В этих условиях они должны обеспечивать на достаточном уровне собственную информационную безопасность, которая является залогом успешного решения задач по нейтрализации угроз в информационной сфере государству в целом. Совершенствование военно-профессионального образования офицерских кадров в высшей военной школе обусловлена необходимостью улучшения подготовки квалифицированных специалистов для обеспечения надежной военной безопасности государства. Организация информационной защиты для военных кадров имеет конкретно-прикладной характер и зависит от специфики вида Вооружённых Сил (рода войск), его места в организации вооружённой борьбы и решаемых задач. Как правило, выводы и конкретные рекомендации по организации мероприятий информационной защиты поступают в готовом виде. Однако, осмысление, понимание значения мероприятий информационной защиты и информационного противоборства в целом, для выполнения боевой задачи возможно при наличии у командного состава войск необходимых знаний, осведомлённости о явлениях, определяющих значимость информационного обеспечения деятельности войск.

Определяющим требованием к системе военного образования в соответствии с Государственным образовательным стандартом и Квалификационными требованиями (ГОС ВПО и КТ), руководящими документами Министерства обороны Российской Федерации является подготовка военных специалистов с заданным уровнем обученности в отведённые сроки с наименьшими материальными затратами, имеющих устойчивые профессиональные практические навыки [2].

В соответствии с ГОС ВПО и КТ для различных специальностей военного профессионального образования учебным планом предусматривается обучение информационной защите для решения следующих задач [2]:

- овладения, совершенствования и углубления методологических знаний основ национальной и военной безопасности государства, военной доктрины Российской Федерации с целью формирования методологической культуры и кругозора будущего офицера;

- развития абстрактно-логического мышления, собственного компетентного мнения, умения принимать обоснованные решения в нестандартных условиях обстановки и организовывать их выполнение, самостоятельно действовать в пределах предоставленных прав;

- формирования у курсантов высокой духовности, развитого чувства патриотизма, офицерской чести и воинского долга, моральной и психологической готовности к защите Отечества;

- овладения компьютерными технологиями сбора, хранения, обработки и использования информации, применяемой в сфере военно-профессиональной деятельности;

- оптимизации содержания, форм и способов морально-психологического обеспечения подготовки и ведения боевых действий, а также изучения морально-психологических возможностей противника;

- формирования практических навыков по согласованию и взаимодействию боевого руководства войсками с деятельностью государственных, общественно-политических организаций, партий и движений;

- совершенствования оперативно-тактического и творческого мышления;

- формирования у обучаемых умелого ведения боевых действий за интересы государства, пониманию политических факторов и аспектов современной вооружённой борьбы, пониманию проблем сдерживания на различных уровнях и безопасности страны в целом.

Фундаментальную основу подготовки военных специалистов образует комплекс общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, обеспечивающих овладение курсантами военного вуза знаниями законов общественного развития, путей научного познания, формирование мировоззрения, нравственных убеждений, верности Конституционному долгу, высокой общей и политической культуры, умениям прогнозировать и управлять социальными процессами в воинских коллективах. Видный военачальник, генерал армии Штеменко С.М. отмечал: «Военный руководитель не только должен хорошо знать военные вопросы и видеть перспективы их развития. Он обязан уметь ориентироваться в сложном переплетении политических, экономических, технических проблем, правильно понимать их и предвидеть» [3].

В общем педагогическом процессе в военном вузе задача обучения информационной защите как практике деятельности командира может быть реализована в разделе «Морально-психологическое обеспечение деятельности войск» дисциплины «Воспитательная работа» и заключаться в формировании навыков анализа и оценки эффективности мер информационной защиты подразделений, морально-психологического состояния личного состава, обеспечивающих организацию учебного процесса на профилирующих кафедрах. Рассмотрение методики информационной защиты в других дисциплинах связано с многоаспектностью данного вида деятельности, указывает на её значимость и необходимость овладения знаниями основ организации информационной защиты войск.

В актах и докладах ГАК по основным результатам проведения итоговой аттестации выпускников ВУЗов МО РФ указывается на:

- выпускники не всегда могут делать верные выводы, вытекающие из количественно-качественного соотношения сил и средств противоборствующих сторон;

- ограниченное применение на занятиях интенсивных средств и активных методов обучения, а также компьютеров;

- отсутствие у некоторых курсантов внутренней мотивации приобретения качественных знаний в течение всего периода обучения в училище.

В ходе государственной аттестации отмечено, что выпускники не связывают приобретённые знания с современной социально-политической и экономической обстановкой, не учитывают современное состояние и перспективы развития средств и способов противоборства между государствами, достижений науки.

Отдельным аспектом определено, что сложность современной системы государственных отношений, в том числе применение вооружённых сил для разрешения конфликтов, объективно определяет затруднения, которые испытывают курсанты при оценке информационной обстановки и определении направлений деятельности по защите в информационной сфере.

Требования к уровню обученности организации информационной защиты и недостаточность развития умений и навыков обучаемых указывают на необходимость повышения эффективности образовательного процесса. Успех решаемых педагогических задач в значительной мере зависит то применяемых методов обучения. В силу этого, совершенствование методов является ключевым моментом в повышении эффективности педагогического процесса в военном вузе вообще и обучению курсантов организации и осуществлению информационной защиты в частности.

Особенностью обучения информационной защите является то, что в отводимые сроки, установленные по программе обучения, необходимо осуществить синтез знаний из предметных областей различных гуманитарных дисциплин, которые входят в методику информационной защиты и образуют блок исходных данных – информационных, социологических, военных, технических и т.д., после чего сформировать умения по организации информационной защиты. Согласно современным требованиям специалист в области управления должен уметь приобретать новые знания и использовать для этого современные информационные образовательные технологии; владеть компьютерными технологиями сбора хранения, обработки и использования информации, применяемой в сфере его профессиональной деятельности [3, 5].

Удовлетворение указанных требований происходит при помощи методики обучения, как совокупности применяемых методов. В учебном процессе военного вуза для ознакомления обучаемых с предметной областью применяются лекции и самостоятельные занятия под руководством преподавателя; для передачи формирования знаний – лекции, групповые, лабораторные занятия и самостоятельные занятия под руководством преподавателя; умения формируются на всех видах практических занятий; навыки – на практических занятиях с тренировками, в ходе войсковых тренировок.

Цель оценки эффективности в военном деле «заключается в поиске оптимальных решений и планов действий войск, а также характеристик систем вооружения» [6]. Исходя из этого под оптимизацией процесса воинского обучения следует понимать выбор и осуществление преподавателем системы мер воздействия, которая позволяет получать максимально возможные для конкретных условий результаты без перегрузки участников процесса обучения в соответствии с поставленными учебными целями.

Совершенствование может быть осуществлено за счет рационализации и/или модернизации и всегда привносит частичное, избирательное улучшение процесса. Повышение эффективности обучения, как правило, отождествляется с повышением его результативности независимо от того, каким путем были достигнуты эти более высокие результаты. Исходя из этого, совершенствование методов обучения означает не только их модернизацию на основе информационных технологий, но проектирование (обоснование) целесообразной организации обучения по их использованию. Так как эффективность проявляется в отдельных элементах и действиях за счёт улучшения их свойств («эффективный – дающий эффект, действенный» [7]), следовательно, эффект – это результат некоторого действия, приводящий к искомым результатам. Но искомый результат есть результат, достижимый в пределах некоторого интервала времени, то есть это – цель [6]. В нашем случае целью является подготовка военного специалиста в соответствии с предъявленными требованиями, в соответствии с руководящими документами.

Одним из приоритетных направлений повышения эффективности обучения информационной защите является создание и использование в учебном процессе автоматизированных информационно-справочных систем. Эти системы могут работать в качестве автоматизированных консультационных пунктов для преподавателей и обучаемых, обеспечивают автоматизированный поиск информации, возможность её добавления и обновления (например, через сеть Internet).

Современные компьютерные программы позволяют осуществить переход к индивидуальному обучению, обеспечить эффективную самостоятельную работу каждого обучаемого, они становятся дидактическими стимулами для запуска механизмов мышления. Компьютер способен воспринимать, обрабатывать и передавать обучаемому учебную и управляющую информацию, а также обрабатывать информацию, поступающую от обучаемого.

Таким образом, обобщая сказанное, следует отметить, что информационная защита для военных кадров имеет конкретно-прикладной характер. Фундаментальную основу подготовки офицеров информационной защите образует комплекс общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а задача обучения информационной защите как практике деятельности может быть реализована в разделе «Морально-психологическое обеспечение деятельности войск» дисциплины «Воспитательная работа». Применение информационных технологий в процессе преподавания гуманитарных дисциплин существенно расширяет возможности обучения и приведёт в конечном итоге к рационализации процесса обучения офицерских кадров информационной защите войск в высшей военной школе.

Список литературы

1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 52, ст. 5909.

2. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (по специальностям подготовки). – М., 1995.

3. Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. Кн.1 – М.: Воениздат, 1985. – 447 с.

4. Основные результаты проведения итоговой аттестации выпускников военных ВУЗов МО РФ 2007 / 2008 гг. – М.: ГУК и ВР МО РФ, 2009.

5. Концепция информатизации системы военного образования. Утверждена Министром обороны РФ 21.06.2000.

6. Познанцев Н.Н. Теоретические основы оценки эффективности функционирования систем вооружения: конспект лекций. – М.: ВАГШ, 2004. – 38 с.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1998. – С. 549.

Просмотров работы: 8