КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА

Репников М.Д. 1
1ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), факультет«4»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в связи с актуализацией культурологического подхода в подготовке будущих офицеров ВС РФ все чаще мастерство и профессионализм заменяется понятием коммуникативная культура, которую В.С. Леднев определяет как единство эмоциональной, нравственной культуры и культуры речи. И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов добавляют к определению культуру человеческих взаимоотношений. Коммуникативная культура представляется условием и предпосылкой эффективности профессиональной деятельности, показателем профессиональной компетентности и профессионального самосовершенствования. Достаточно абстрактное понятие коммуникативной культуры конкретизируется в профессионально – коммуникативной направленности личности обучающегося и будущего специалиста, осмыслении значимости общения в профессиональной деятельности, принятии творческого характера труда, фоновых знаниях, коммуникативных умениях и навыках и качествах личности, структурным компонентом профессиональной культуры личности, но и основанием становления будущего специалиста. Данный подход основывается на том, что в центре внимания находится человек, специалист, решающий определенные профессиональные задачи, достигающий определенных поставленных профессиональных целей, вступающий во взаимодействие и познающий и преобразующий мир и самого себя.

Для специалиста, как субъекта профессиональной деятельности, способом познания и преобразования мира выступает профессиональная культура, а способом преобразования себя – коммуникативная культура. Коммуникативная культура здесь представляет собой совокупность тех специальных коммуникативных знаний, навыков и умений, с помощью которых человек преодолевает возникновение психологических трудностей и прогнозирует результативность межличностного и делового профессионального взаимодействия.

Психолого-педагогические исследования все больше внимания уделяют вопросу свободного развития личности, ее нестандартному формированию, умению адаптироваться в различных культурных средах. Найти верную стратегию и тактику общения, осмысленно проникнуть в культуру собеседника, сохранив при этом свою самобытность, найти общий язык и ключ к решению проблемы может только человек, овладевший как элементами коммуникативности, так и достигший уровня развития более высокого порядка, использующий не метод «проб и ошибок», а опирающийся на определенную стратегию.

Особая роль в этом процессе отводится системе коммуникативной культуры, призванной дать ключевые представления и навыки, обеспечивающие социально приемлемый уровень межличностного взаимодействия.

Можно сказать иначе: новая задача и новый критерий воспитания и обучения будущих офицеров – учить культуре общения, т.е. формировать коммуникативную культуру.

Коммуникативная культура, как компонент профессиональной культуры личности будущего специалиста, по определению А.В. Мудрика есть «система знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе и умение органично, естественно и непринужденно реализовать их в деловом и эмоциональном общении». Коммуникативная культура занимает ведущее место в общекультурном и профессиональном становлении личности. Являясь одной из приоритетных задач профессионального образования, коммуникативная культура рассматривается как важнейшая составляющая гуманитарного образования, как специальный объект моделирования педагогических систем в единстве их структурных и функциональных компонентов.

Коммуникативная культура, рассматриваемая в рамках педагогического процесса, отражающего единство целевого, содержательного и процессуального аспектов образовательной деятельности, предстает, по определению В.С. Леднева, совокупностью ценностных структур в виде эмоциональной или нравственной культуры, культуры мышления и культуры речи, в свою очередь представляющих собой «инвариантные компоненты структуры деятельности, обеспечивающие систему инвариантно- деятельностных качеств личности.

В основе коммуникативной культуры лежит общая культура личности, которая представляет собой высокий уровень ее развития, выражающийся в системе потребностей, социальных качеств, в стиле деятельности и поведения. Поэтому в максимальной степени коммуникативная культура включает сущностные личностные характеристики, а именно – способности, знания, умения, навыки, ценностные ориентации, установки, особенности характера.

Таким образом, коммуникативная культура является средством и условием воспитания и развития личности, показателем осознания личностью ценностей межличностного и межкультурного общения, его способом и формой, основой взаимопонимания и взаимодействия. Она представляет собой культуру человеческих взаимоотношений, основу которых составляет общительность, коммуникабельность-способность испытывать удовольствие от процесса общения, которая в свою очередь «...проявляется в устойчивом стремлении к контактам с людьми и которое сочетается с быстротой установления контактов».

Коммуникативная культура личности реализуется в коммуникативных знаниях, умениях и навыках.

Под коммуникативными знаниями подразумевается обобщенный опыт человечества в коммуникативной деятельности, т.е. отражение в сознании людей коммуникативных ситуаций в их причинно-следственных связях и отношениях. Ценность коммуникативных знаний была понята людьми давно. Древнегреческий философ Демокрит говорил о том, что «…воспитание развивает у молодого человека 3 дара: благостно мыслить, безупречно говорить, должное делать».

Под коммуникативными умениями понимается комплекс коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности к межличностному и межкультурному общению, позволяющий творчески использовать коммуникативные знания.

В работах А.А. Бодалева четко очерчивается круг умений, необходимых для общения, они сводятся к умению понимать другого человека, для чего необходимо, прежде всего, знание ценностных ориентации другого человека, которые находят выражение в его идеалах, потребностях и интересах, в уровне притязаний. Не менее важным, чем умение понимать других, является умение внести в центр своей системы ценностных ориентации другого человека. Это сложное умение чувствования бытия другого человека, о котором писал В.А. Сухомлинский: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир».

К коммуникативным навыкам, как практическому применению коммуникативных знаний и умений, относят автоматизированные компоненты сознательных действий, способствующих быстрому и точному отражению коммуникативной ситуации и определяющих успешность восприятия, понимания объективного мира и адекватного воздействия на него.

В настоящее время понятие профессиональная культура будущего специалиста все чаще заменяется понятием коммуникативная культура, при этом коммуникативная культура характеризуется как условие и предпосылка эффективности профессиональной деятельности и как цель профессионального самосовершенствования. Коммуникативная культура личности будущего специалиста выступает необходимым условием эффективного осуществления его профессиональной деятельности. Характеризуя коммуникативную культуру личности во взаимосвязи с профессиональной культурой, мы считаем, что без формирования первой невозможно полноценное развитие личности будущего офицера.

Таким образом, коммуникативная культура личности будущего офицера Вооруженных сил – это качественная характеристика субъекта профессиональной деятельности, интегрирующая ценности; профессиональной деятельности и ценности общения как условия и средства собственного духовного роста, позволяющего реализовать свою гуманистическую сущность.

Назначение коммуникативной культуры – раскрыть и развить сущностные силы обучающихся в целостном взаимодействии с окружающими. Но так как обучающийся создает себя сам, то коммуникативная культура в этом процессе выступает формой его самопроектирования.

Иными словами, обучающийся, преобразуя окружающую среду при помощи коммуникативной культуры, понимаемой как технология и результат его деятельности, создает новые детерминанты своего поведения, и преобразуя самого себя оказывает существенное влияние на окружающих. Как справедливо отмечает В.С. Библер: «Культура – это форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма детерминации нашей жизни, сознания, решения и перерешения своей судьбы в сознании ее исторической и всеобщей ответственности». Самодетерминация определяет личную ответственность человека за свои поступки, сознание, мышление, судьбу и т.д.

«Культура, взятая как способ деятельности, – отмечают В.Е. Давидович и Ю.А. Жданов, – это не замкнутая, а открытая система. Ее алгоритмы, как это ни парадоксально, – это открытые алгоритмы. Они несут в себе разламывающий и корректирующий момент, которым-то и является практическая энергия действующего общественного человека». В образовательном процессе и преподаватель, и получающий высшее военное образование курсант осуществляют деятельность, являющую диалектическое единство порождающей и порождаемой деятельности, выражающее личностную культуру каждого из субъектов.

Коммуникативная культура рассматривается как компонент профессиональной культуры личности курсанта, представляющая собой систему регулятивов, несущих в себе комплекс общекультурных знаний, способностей, совокупность умений и навыков общения, культуру речи, которые формируются в процессе обучения в военном вузе при наличии определенных ценностных установок.

Использованные источники:

1. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как о личности / А.А. Бодалев. – Л.: ЛГУ, 1970. – 135 с.

2. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации / под ред. А.А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1987. – 164 с.

Просмотров работы: 68