МЛАДШИЕ КОМАНДИРЫ – ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

МЛАДШИЕ КОМАНДИРЫ – ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Просветов В.Д. 1
1ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), факультет«4»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В своей деятельности младшим командирам, как правило, приходится иметь дело с микрогруппами, т.е. малыми группами военнослужащих, насчитывающими два-три и более человек, связанных общими интересами. Практическое отношение командира (начальника) к микрогруппам должно зависеть от их направленности (положительной или отрицательной).

Микрогруппы с положительной направленностью возникают на основе стремления военнослужащих к сотрудничеству и взаимопомощи на основе общих интересов, например, к военной специальности, рационализаторству, спорту и т.д. Взгляды и мнения при этом обычно совпадают с мнением всего коллектива. Взаимоотношения членов такой микрогруппы не носят конфликтного характера и способствуют формированию коллективизма и воспитанию лучших черт личности каждого.

Микрогруппы с отрицательной направленностью чаще всего формируются на основе эгоистических устремлений одного или нескольких наиболее сильных и влиятельных среди военнослужащих личностей.

Таким образом, знание психологических основ структуры коллектива, взаимоотношений между военнослужащими способствует созданию условий, при которых подчиненные и без приказов (приказаний) активно сотрудничают в интересах выполнения подразделению поставленных задач.

В основе решения задачи оптимизации взаимоотношений военнослужащих лежит повышение общей и коммуникативной культуры каждого солдата, сержанта, прапорщика, офицера. Очевидным является тот факт, что культурные и коммуникативно-компетентные люди, как правило, строят свои взаимоотношения на гуманистических принципах. Основой культуры взаимоотношений принято считать знания о сущности, содержании, принципах, функциях и специфике оптимальных способов, приемов и средств построения и поддержания благоприятных взаимоотношений с окружающими (сослуживцами, командирами и др.).

На основе элементарных основообразующих знаний формируются более сложные элементы культуры взаимоотношений: умения, навыки и привычки эффективного социального взаимодействия с окружающими.

К числу наиболее важных умений и навыков взаимодействия младших командиров следует отнести следующие:

- быстрое установление контактов с окружающими;

- оказание благоприятного впечатления;

- чувство эмоционального состояния партнеров по общению и взаимодействию;

- предотвращение конфликтов в совместной деятельности (общении) и особенно в сложных ситуациях взаимодействия;

- убеждающее и внушающее воздействие на окружающих;

- концентрация на актуальных и значимых ситуациях совместных действий (общения) и сторонах личности партнера;

- демонстрация искренности, заинтересованности, доброжелательности к людям и др.

Совершенствование коммуникативных умений и навыков предполагает развитие у младших командиров умений говорить, слушать, слышать, понимать, обеспечивать принятие передаваемой информации.

Умение говоритьпредполагает свободное владение речью, точную формулировку своих мыслей, изложение их в доступной для собеседника форме, ориентированность в общении на реакцию собеседника.

Умение слушатьпредполагает прием информации. Однако можно слушать, но не слышать. Этого при беседе следует избегать.

Умение слышатьозначает восприятие и понимание передаваемой информации. При этом нужно всячески избегать типичных ошибок, например, перебивать собеседника.

Умение пониматьозначает способность осмысливать, постигать содержание, смысл, значение передаваемой информации. На обыденном языке это выражается в словах: «Все должны говорить на одном языке, в терминах, понятных для собеседника».

Умение обеспечивать принятие передаваемой информациисостоит в том, чтобы сформулированное сообщение не противоречило бы взглядам и установкам принимающего информацию. Если же противоречия обнаруживаются, то необходимо их устранить (разъяснить позицию, сделать сообщение исчерпывающе полным, непротиворечивым, недвусмысленным).

Прочно сформированные и глубоко осознанные знания, умения и навыки постепенно «автоматизируются» во внутреннем плане и таким образом трансформируются в привычки – устойчивые формы нашего поведения.

Необходимо учитывать, что только осознанная персональная потребность и убежденность в необходимости добрых отношений с окружающими позволят достигнуть успеха во взаимоотношениях с окружающими. Показателями эффективности таких достижений следует считать наличие уравновешенности, чуткости, чувства юмора, искренности, оптимизма, доброжелательности, терпимости к другим взглядам (оценкам), открытости и другие положительные черты характера.

Работа по формированию здоровых взаимоотношений между военнослужащими приобретает особое значение в период приема молодого пополнения, на этапе изменения неформальной структуры личного состава подразделения – образование новых связей, контактов, зарождение новых взаимоотношений. Новичков при этом необходимо ориентировать на уважение к знаниям и умениям старослужащих, на вежливое признание их достижений, в то же время поддерживать в них чувство собственного достоинства. Военнослужащих старших периодов службы следует ориентировать на восприятие молодежи в качестве нуждающихся в поддержке младших сослуживцев, неопытных в службе и легкоранимых в незнакомой обстановке. В этом отношении оправдывают себя вечера на тему «Представляюсь коллективу», встречи по профессиям, по увлечениям. Хорошо сближаются военнослужащие на основе общности их судеб до службы в армии.

Большое влияние на процесс формирования взаимоотношений военнослужащих оказывает бытовая сфера. Если в служебных взаимоотношениях контакты являются вынужденно необходимыми и строго регламентированными, то в быту они устанавливаются более естественно, под влиянием эмоциональных увлечений и случайных впечатлений.

Регулирование взаимоотношений в сфере общественной деятельности заключается в том, чтобы создавать, направлять мнения и мотивацию военнослужащих на интересы и потребности коллектива. Нужно помочь им обрести уверенность в себе, правильно и принципиально оценивать свои действия и поступки товарищей. Для этого младшим командирам необходимо постоянно вести индивидуальную воспитательную работу с подчиненными, прививать им активную жизненную позицию.

Младшие командиры должны знать увлечения подчиненных, постоянно заботиться об удовлетворении их нужд и запросов, об обеспечении их всеми положенными нормами довольствия, организации интересного и содержательного отдыха и досуга. От того, насколько умело решаются эти задачи, во многом зависит и психологический настрой военнослужащих на эффективную служебно-боевую деятельность.

Младшему командиру следует помнить, что подчиненным надо всячески помогать, относиться к ним и их ошибкам как можно терпеливее, стараясь исправлять их постепенно и путем преимущественного убеждения, а не подавления.

Основные пути оптимизации взаимоотношений всех категорий военнослужащих в воинском коллективе.

1. Постоянное изучение взаимоотношений между военнослужащими в коллективе, выявление реальных отношений между ними, проявление при этом гибкости и учет их психологического состояния.

2. Работа по изучению, формированию и укреплению взаимоотношений между военнослужащими должна проводиться планово, целенаправленно, систематически.

3. Строгая организация жизни и деятельности военнослужащих подразделения с опорой на устав.

4. Обеспечение объективности и справедливости в обсуждении основных процессов и явлений, происходящих в воинском коллективе.

5. Привлечение к работе по формированию и укреплению взаимоотношений членов коллектива военнослужащих, пользующихся доверием и авторитетом.

6. Соблюдение такта в ходе бесед с подчиненными.

7. Правильное использование общественного мнения для формирования и укрепления взаимоотношений.

8. Неразглашение среди конфликтующим военнослужащим той информации, которая может укрепить ошибочную позицию и неверное отношение друг к другу.

9. Контроль поведения лиц, выведенных из конфликта, и корректировка их поступков, побуждение к проявлению порядочности, совести, разума.

Основными способами совершенствования у младших командиров практических умений и навыков общения в условиях воинской службы могут быть:

- публичные выступления на собраниях, занятиях по ВПП и других мероприятиях воспитательной работы;

- самостоятельные тренировки (тренинги) аргументации доказательства в споре, дискуссии;

- индивидуальные беседы с командирами, сослуживцами, построенные на принципах и в форме диалога;

- составление и последующий критический анализ (разбор, оценка), а также переработка собственных письменных материалов (письмо, текст беседы, обращение к какому-либо лицу и т.п.);

- самонаблюдение и самоотчет о своем поведении в различных ситуациях межличностных отношений (свободное общение, доверительная беседа, деловой разговор, критическое общение, конфликтное общение и др.);

- аутогенные тренировки с целью повышения доверия к себе и уверенности в своих силах;

- групповые социально-психологические тренинги, консультирование и коррекция затрудненного общения (взаимодействия) под руководством войсковых психологов.

Литература

1 Абдуллаев С.З., Кузьменко Е.Л. Роль младших командиров в профилактике социального конфликта в воинском коллективе // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2018. Т.1. С.5-7.

2 Мигунова С.Ю. Исследование взаимоотношений между курсантами института МЧС и командирами младшего звена // http://doc.knigi-x.ru/22raznoe/257511-1-udk-3166-issledovanie-vzaimootnosheniy-mezhdu-kursantami-instituta-mchs-komandirami-mladshego-zvena-2014.php

3 Сержант и воинский коллектив. Роль сержантского состава в укреплении дружбы и войскового товарищества, сплочении воинского коллектива // https://shtab.su/konspekt/ogp/serzghant_i_voinskiy_kollektiv_rol_serzghantskogo_sostava_v_ukreplenii_druzghbu_i_voyskovogo_tovarishestva_splochenii_voinskogo_kollektiva_.html

4 Сизов Д.С., Спирина Т.П., Кузнецов А.В.Младшие командиры в процессе обучения и работы с личным составом // Сборник материалов III всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура в системе профессионального образования: идеи, технологии и перспективы». Омск: ОГАУ, 2018. С.157-159.

Просмотров работы: 14