К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ

Обозный И.С. 1
1ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), факультет«4»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Определить истинные духовные ориентиры и сделать их центром мировоззрения и миропонимания личности военнослужащего – важнейшая задача воинского воспитания.

Духовность армии естественным путем вытекает из духовности соответствующего общества, при этом имея свои особенности, весьма точно определенные известным русским мыслителем И.А. Ильиным.

Во-первых, армия – это «сосредоточенное воплощение государственной силы», государственной власти, как «элемент государственного бытия», как организованное множество людей, систематически «воспитывающих себя к победе и ради нее – к смерти и убиению во имя государственной цели».

Во-вторых, «каждый воин… должен носить в душе сознание государственной цели и ее волевое и эмоциональное «приятие». Поэтому служение в вооруженных силах должно быть проникнуто «живым вдохновением государственности».

В-третьих, родовая черта военнослужащего: он есть «гражданин, принявший на себя сосредоточенное бремя гражданского звания и бытия», связавший свое дело с вопросом «о личной жизни и смерти», что определяет то высокое достоинство, ту высокую ответственность и то чувство чести, без которых невозможна армия и с которым сопряжено воинское звание. Отсюда – воин «должен верить в духовную правоту своей Родины, своего государства и своего жизненного дела» и черпать свои силы и решимость в самой государственной цели и воле к ней.

В-четвертых, военная подготовка нелепа и гибельна без духовного воспитания человека, «…армия вне достоинства и чести эфемерна как воинская сила, но подлинна как источник государственного разрушения и гибели».

Роль офицеров в армии чрезвычайно поднимается в своем значении и усложняется тем обстоятельством, что, будучи воспитателями, они в то же время являются для подчиненных тем образцом, идеалом военнослужащего, к какому они сами обязаны побуждать стремиться своих воспитанников. Отсюда видно, что «качество армии зависит от качества офицерского корпуса». В этом смысле офицеры являются краеугольным камнем всего военного строя, они составляют душу армии, хранилище ее преданий и традиций. Чем качество офицерского состава выше, чем больше они отвечают своему назначению, тем и вся армия является более подготовленной, тем более она будет отвечать и в мирное время государственным требованиям. Для того чтобы офицер удовлетворял своему назначению от него требуется здоровье, твердость в основах воспитания, требуемых вообще от каждого солдата, свойства характера, необходимые для воспитания подчиненных, твердое знание всего того, что требуется от подчиненных, проявление во всем примера, сила воли, ум, общее и военное образование, военное дарование, искренняя преданность военному делу, бескорыстие, способность руководить чувствами других людей. Словом, качества военного духа: нравственные, умственные и физические...

Решение задачи совершенствования духовно-нравственного воспитания, остро стоящей перед Вооруженными Силами РФ, требует максимально серьезного, глубокого и критического анализа его состояния и эффективности. В современных условиях сущность духовно-нравственного воспитания заключается в целенаправленной деятельности офицеров-воспитателей по формированию системы нравственных представлений, развитии нравственных чувств, выработке правильных оценок и отношений, которые могут служить в жизни руководством к действию.

В структуре духовно-нравственного воспитания военнослужащих российской армии выделяются такие важные социально-психологические элементы, как: нравственный идеал, предполагающий в себе определённую систему ценностей, целей, смыслов, идей, потребностей и интересов (содержащие основополагающие идеи общества); система моральных норм, установок, требований, закрепляющихся и сохраняющихся в психологии групп, коллективов, общества в целом через общественное мнение, установки, нормы, морально-психологический климат, коллективные (групповые) настроения, традиции, система взаимоотношений, авторитеты и т.д.

Важным направлением совершенствования духовно-нравственного воспитания как средства формирования позитивного имиджа армии является оптимизация его содержания, что включает:

- постановку правильно разработанных целей и задач духовно-нравственного воспитания его субъектами;

- совершенствование практической организации духовно-нравствен-ного воспитания;

- оптимизацию методики и умелое применение методов духовно-нравственного воспитания;

- создание необходимых условий для достижения его эффективности.

Офицер одновременно является и организатором воспитания подчиненных и, по всей видимости, активным участником формирования имиджа армии. Данное утверждение не выглядит спорным, поскольку почти у каждого офицера есть семья, он общается с большим количеством людей в армейских коллективах и вне их. Он поддерживает (или вынужден поддерживать) контакты с родителями и родственниками военнослужащих, он ездит в общественном транспорте. То есть, везде через офицера идут мощные информационные потоки о положении дел в армии, о материальном положении военнослужащих, о коррупции, недостатках в армии и т.п.

Включение офицера в воспитательный процесс предполагает его переход в «воспитательную позицию», то есть осуществление взаимодействия, направленного на изменение самих людей и отношений между ними. Такие позиции могут иметь не только субъект-объектную, но и субъект-субъектную направленность. Таким образом, организация педагогической среды является важнейшим условием успешности и реализации духовно-нравственного воспитания военнослужащих и формирования имиджа Вооруженных Сил.

Проведенный теоретический анализ позволяет определить структуру творческого потенциала офицеров, направленного как на духовно-нравственное воспитание военнослужащих, так и на формирование имиджа армии в целом. В ней выделяются такие компоненты:

- сформированность общего интеллекта, который дает возможность системно развивать креативные качества педагога, обеспечивает творческое восприятие, понимание, принятие ценностей и формирование в соответствии с ними модели, алгоритма и технологии обучения и воспитания;

- склонность к творчеству. Она проявляется в повышенной чувствительности, избирательности, мобильности личностно-профессиональных качеств, обеспечивает более продуктивное и творческое решение задач обучения и воспитания;

- направленность в новаторстве, поиске оптимальных решений, овладении инновационным стилем педагогической деятельности. Это позволяет творчески подходить к педагогическому анализу, оцениванию, быстрому формированию многоаспектных ассоциативных информационных массивов, которые обеспечивают нестандартный познавательный интерес военнослужащих;

- проницательность, интуиция, настойчивость, решительность и инвариантность действий, обеспечивающие овладение творческим индивидуальным стилем решения воспитательных задач;

- позитивная эмоционально-чувственная активность и высокая волевая регуляция в педагогическом процессе.

Из вышесказанного можно выделить несколько моментов в структуре элементы творческого потенциала офицеров-воспитателей.

Во-первых, офицер, обладающий такими качествами, как креативность, творчество, новаторство (и рядом других вышеперечисленных), конечно своими действиями будет формировать позитивный имидж Вооруженных Сил.

Во-вторых, еще раз подчеркнем, что офицерский состав в российской армии должен измениться качественно, принципиально. То есть, подготовка офицеров по старой схеме (то есть для массовой армии, готовящейся к широкомасштабной войне) должна быть прекращена. Будущий офицер-воспитатель должен быть не только интеллигентом в погонах и профессионалом своего дела, но и должен стать педагогом – в полном смысле «инженером человеческих душ». Воспитательной работой в армии должны заниматься не только специальные органы, но все офицеры. Пожалуй, можно даже поставить вопрос и еще жестче: офицер, который не умеет (или не хочет) воспитывать подчиненных – это малополезный для армии человек. Так было в прошлом, так будет и в будущем.

Таким образом, вырисовывается важнейшая для Вооруженных Сил РФ проблема – проблема совершенствования духовно-нравственного воспитания военнослужащих. Её решение имеет большое практическое и методологическое значение для создания принципиально нового действующего, выигрышного имиджа армии, направленного на повышение высокой боевой готовности. В тоже время, нужно не забывать слова педагога и ученого В. Зеньковского, который говорил, что «…воспитание не может заменить всю жизнь, являясь её частью. Там только, где воспитание находит поддержку в самой жизни, оно может сыграть свою роль…». То есть без непосредственной поддержки государства, общества результаты воспитания не могут быть успешными.

Использованные источники:

1. Левченко Ю.А. Теория и методика воспитания. Духовное воспитание курсантов военных вузов: учебно-методическое пособие. – Воронеж: ВАИУ, 2009. – 56 с.

2. Лисица Ю.Т. И.А.Ильин: Историко-биографический очерк // И.А. Ильин. Собрание сочинений: в 10 т.  Т. 1.  М.: Русская книга, 1993.

3. Сулейманов С. Армия без воспитателей // Независимое военное обозрение.  2002.  №14.

Просмотров работы: 23