СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА

Котков А.Р. 1, Сафонова А.В. 2
1ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), факультет«4»
2Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В российском обществе в последнее десятилетие произошли кардинальные преобразования в экономической, политической, социальной и духовной сферах. Этот процесс затронул и Вооруженные Силы. Для того, чтобы могущество российской армии было незыблемым, необходимо не только оснащение современным вооружением, но, в первую очередь, укомплектованность ее профессиональными кадрами. Авторитет армии определяется статусом офицеров, уровнем их профессионального, культурного и нравственного потенциала.

Основным социальным институтом, в котором осуществляется профессиональная подготовка и адаптация будущего офицера является военно-учебное заведение. Приоритетным направлением в подготовке будущих офицеров, наряду с традиционно высоким уровнем сформированности профессиональных навыков и умений, является формирование личностных качеств офицеров. Военные университеты и академии должны воспитать для армии командира, обладающего социальной грамотностью, гибкостью мышления, способностью оперативно реагировать на перемены, рефлексировать, выстраивать толерантные отношения, как с отдельными людьми, так и с различными социально-профессиональными группами [1].

Жизнь курсантов как особой социально-профессиональной группы отличается от условий жизни студентов гражданских вузов. Несмотря на то, что основным видом деятельности и курсантов, и студентов является учеба, уровень физического и морально-психологического напряжения у них отличается в разы.

Учеба и воинская служба одновременно, строгая регламентация и жесткий контроль жизнедеятельности уставами, ограниченность свободы действий и, самое главное, закрытость по отношению к внешней среде накладывают отпечаток на формирование личности будущего командира. И в этом кроется одно из главных противоречий процесса социализации: заложенная природой потребность каждого молодого человека в самостоятельном приобретении опыта ограничивается нормативностью службы. Второе противоречие заключается в том, что армейская служба требует от офицера – командира решения не только конкретных профессиональных задач, но и организации собственного быта, и установления отношений с социальным окружением. Пребывание же в течение пяти лет обучения в окружении постоянного контингента курсантов и командиров в дальнейшем затруднит реализацию профессиональных обязанностей офицера в условиях постоянно меняющихся композиционных связей (состав подчиненных, социальное окружение и др.) [2].

Перед военным вузом стоит непростая задача, заключающаяся в том, чтобы сформировать такой механизм социальной адаптации военнослужащих, который превращал бы курсантов в органичную часть социума. Чтобы курсанты проходили социализацию наиболее успешно, необходимо обеспечить индивидуальный подход к каждой личности, так как для успешной социализации большое значение имеют уровень воспитания и самовоспитания, общекультурного и интеллектуального развития, лично-психологические и функциональные качества будущих офицеров. Для успешной социализации военнослужащих военный вуз, кроме вооружения знаниями через множество дисциплин по избранной специальности, должен обеспечить адекватное социокультурное развитие курсантов по следующей цепочке: знания – осознание – деятельность – опыт – убеждение.

В настоящее время большинство курсантов пока еще не в полной мере соответствуют социальному заказу [3].

Современные концепции социализации представлены в трудах А.В. Мудрика, И.А. Липского, М. И. Рожкова и других исследователей в области социальной педагогики.

А.В. Мудрик в своих работах соотносит социальное становление личности с решением социально-культурных и социально-психологических задач. И.А. Липский рассматривает социальное становление как процесс поступательного превращения человека в субъект социальной деятельности и социального общения. Из их работ следует, что социальное становление – это сложный процесс освоения человеком опыта социальных отношений. Социализация личности является одновременно и процессом, и результатом. Процесс представляет собой социальное развитие личности, формирование ее в ходе воспитания, образования и самовоспитания. Результатом социализации является уровень социальной зрелости человека на определенном этапе жизни: постоянное стремление к самосовершенствованию, способность к адекватному осознанию своей роли в обществе, умение самостоятельно ставить цели и выбирать пути для их достижения, сформированность комплекса социально значимых качеств личности [1].

В.А. Копылов под социализацией курсанта (будущего офицера) понимает приобретение курсантом определенных норм, ценностей и навыков качественной жизнедеятельности в образовательно-воспитательной среде вуза. Образовательно-воспитательная среда представляет собой систему условий для образовательного, социокультурного и профессионального роста курсанта и решает социальные, мировоззренческие и культурологические задачи: социальные задачи направлены на формирование у курсантов военно-профессионального опыта; решение мировоззренческих задач, формирует у курсанта систему взглядов на окружающий мир, активную жизненную позицию, убеждения, поведение; формирование и развитие общей и профессиональной культуры происходит в ходе реализации культурологических задач [3]. Все эти задачи направлены на то, чтобы выпускники военных вузов, прибыв к месту прохождения службы в качестве офицеров, могли быстро адаптироваться к новой обстановке.

Таким образом, видим, что военный вуз как институт социализации должен создать социокультурную среду, обеспечивающую качественную организацию деятельности по педагогической поддержке процесса социализации личности курсанта, включая создание программы социализации курсантов [4].

Существуют различные подходы к рассмотрению механизмов социализации. Так французский социальный психолог Г. Тард считал основным механизмом подражание. Американский исследователь У. Бронфенбренер механизмом социализации называл приспособление субъекта к изменяющимся условиям окружающего социума. Э. Дюркгейм важным механизмом социализации считал принуждение индивида обществом и контроль [5].

Обобщая накопленный опыт по социализации личности, А.В. Мудрик выделяет несколько универсальных механизмов социализации, которые реализуются и используются в процессе воспитания личности.

К психологическим и социально-психологическим механизмам он относит импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, идентификацию и рефлексию.

Каждый из этих механизмов, пусть и в разной степени, присущ социализации военнослужащих. Импринтинг (запечатление) позволяет курсанту фиксировать особенности воздействующих на него людей и объектов. Экзистенциальный нажим представляет собой неосознаваемое усвоение курсантами норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами – командирами, начальниками, товарищами.

В микросоциуме военного вуза подражание, какому либо примеру, как произвольное, так и непроизвольное, является один из путей усвоения человеком социального опыта. С подражанием неразрывно связана идентификация (курсант отождествляет себя с другими людьми, человеком, группой, образом командира). В процессе внутреннего диалога (рефлексии), курсант принимает или отвергает те или иные ценности, которые значимы для общества сверстников и вышестоящих лиц. Рефлексия поможет будущему офицеру, анализирующему своё место в окружающей реальности, формироваться в личностном плане [6].

Современная социальная психология различает традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный механизмы социализации личности, каждый из которых направлен на достижение определенных уровней воспитанности.

Стилизованный механизм социализации является наиболее выраженным механизмом в условиях военного вуза, так как действует в рамках определенной субкультуры. Она формирует определенный стиль жизни и мышления, поведение, типичное для людей одного возраста и одной профессии, пусть и разного культурного уровня. Но влияние специфики военного вуза на социализацию молодого человека зависит от значимости агентов социализации, т.е. людей, формирующих личностные и профессиональные качества будущих офицеров в стенах военного учебного заведения. Такими агентами являются, в первую очередь, командиры и преподаватели. Их роль в воспитании курсантов огромна, и от того, насколько они профессиональны и авторитетны, зависит скорость и качество социализации военнослужащих. Стилизованный механизм социализации неразрывно связан с традиционным механизмом, который представляет собой усвоение курсантом норм поведения его ближайшего окружения. Вплотную к стилизованному и традиционному механизмам примыкает межличностный механизм социализации, который обеспечивает взаимодействие курсанта с субъективно значимыми для него лицами. Это могут быть не только командиры и преподаватели, но и сверстники [6].

По мнению курсантов, именно воспитательная работа командиров, основанная на личном опыте, превращает курсантов в настоящих офицеров. Метод личного примера и опыт командира, обладающего качествами настоящего мужчины и бойца, преобладает над методами вербального убеждения в процессе социализации личности курсанта. Этот метод предъявляет большие требования к личности командира, к его морально-этическим и профессиональным качествам. Метод вербального убеждения совершенно не работает в случае, когда источник убеждения является аморфной, либо деформированной личностью как в профессиональном, так и в нравственном плане [4].

Не менее активным агентом социализации курсантов являются средства массовой информации. Они оказывают большое влияние на курсантов, и в особенности старшекурсников, которые уже самостоятельно могут проанализировать полученную информацию, и сделать собственные выводы, пусть не всегда верные с точки зрения общепринятых норм. СМИ, могут эффективно способствовать или препятствовать успешной социализации курсантов [2].

Социализация и воспитание будущих офицеров средствами информационного пространства способствуют формированию патриотических чувств, морального духа воина – защитника, бойца. Средства массовой информации знакомят молодого военнослужащего с социально-политическим направлением политики государства, новшествами в российской военной науке.

Институциональный механизм социализации в условиях военного вуза проявляется не в полную меру, так как взаимодействие курсанта с другими институтами общества ограничено. С целью усиления этого механизма необходимо расширение кружковых, клубных и иных форм работы с привлечением гражданских лиц, в процессе взаимодействия с которыми курсант преумножает опыт общения, поведения, бесконфликтного общения. Рефлексивный механизм является важнейшим для людей-интровертов [6].

Выше перечисленные механизмы в обучении и воспитании курсантов реализуется через систему организационно-педагогических мероприятий, обеспечивающих формирование навыков адекватной оценки социальной ситуации и адекватного социокультурного поведения в военно-профессиональной деятельности. Особое внимание уделяется формированию нравственных качеств личности курсантов, актуальных для сложных социальных процессов: стессоустойчивость к внешним проявлениям социального окружения, честь, верность воинскому долгу, бескорыстность и многие другие положительные качества.

В процессе обучения и воспитания в военном учебном заведении необходимо создать такие условия, чтобы курсант был не только объектом, но и субъектом образовательной деятельности. Именно в этом случае процесс социализации происходит более эффективно и целенаправленно. Этому способствует реализация личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов, которые являются важнейшим условием достижения результатов социализации личности курсанта.

Большие потенциальные возможности для успешной реализации социальной адаптации курсантов заложены в программах таких предметов гуманитарного цикла как «Социология», «Культурология», «Философия», «История России» и других. Однако наряду с ними должны реализовываться программы грамотных тренингов по воспитанию толерантности и коммуникабельности, выработке умения урегулирования конфликтов, обучения приемам самоконтроля и коррекции. Принятие курсантом военных ценностей и специфического образа жизни происходит неоднозначно. С одной стороны, армейская жизнь предполагает создание духа коллективизма и единства, но на первых порах у курсантов отсутствуют необходимые навыки межличностной коммуникации. И если курсант не приобретет эти навыки в вузе, ему в дальнейшем, когда он станет офицером и формирование воинского коллектива станет его первоочередной задачей, будет очень трудно.

Программа социализации будущих офицеров должна обязательно включать подготовку курсантов к будущей семейной жизни. Им в обязательном порядке должны читаться курсы по этике и психологии семейной жизни, азбуке гармоничных семейных отношений. И курсы эти не должны быть кратковременными.

Служба в современной армии сопряжена со все возрастающими психологическими нагрузками на военнослужащего, которые ведут к его психологической напряженности и стрессам. Умению управлять своим психологическим здоровьем, снимать стрессовые нагрузки и душевный дисбаланс также необходимо обучать курсантов. Причем эта работа должна проводиться в двух направлениях: по обучению способам устранения стрессовых состояний и по пути изменения самого курсанта, т.е. изменения когнитивных оценок ситуации или личностных стратегий поведения.

Несмотря на то, что процессу социализации курсантов во время обучения в вузе уделяется внимание, но в целом его можно и необходимо оптимизировать, чтобы у сегодняшних курсантов не было значительного разочарования, вызванного несовпадением ожиданий от выбранной профессии с реальностью военной службы. Это может привести к снижению уровня профессионализма военнослужащих, что в конечном итоге скажется на обороноспособности страны [3].

Результативность процесса социализации курсантов будет успешной лишь в том случае, если профессиональные ценности будут переведены в плоскость индивидуальных интересов социализирующейся личности. В основе социализации личности курсантов должен лежать индивидуальный подход к особенностям их личности (характера, интеллекта и т.д.), степени адаптации к военной службе.

Именно во время учебы должна произойти социально-психологическая адаптация курсантов и сформироваться фундамент успешности их будущей воинской службы. Поэтому велика роль образовательной среды военного вуза в адаптации курсантов – будущих офицеров. Она должена адаптировать молодого военнослужащего к несению службы и исполнению служебных обязанностей: соблюдению воинской дисциплины и распорядка дня, субординации, готовности к подчинению. Здесь курсант проходит школу формирования взаимоотношений с командирами — офицерами и сержантским составом. Здесь закладывается стиль поведения в конфликтных ситуациях и умение не создавать их. Большое значение имеет адаптация в воинском коллективе, в общении, которая характеризуется социометрическим статусом, позицией в учебной группе.

В настоящее время социализация будущих офицеров в образовательной среде военного вуза приобретает большое значение еще и по следующим причинам. Приступая к воинской службе, сопряженной с риском и высокой ответственностью, офицер должен быть вооружен психолого-педагогическими знаниями и умениями в области воспитания и обучения вверенных ему молодых военнослужащих. А контингент, которым ему предстоит командовать в будущем, будет самым разнообразным. Общеизвестно, что в современном обществе имеется большое количество социальных групп и неформальных течений, которые негативно относятся к российским традициям и устоям нашего народа. Будущий офицер уже в стенах вуза должен приобрести навыки по аргументации своей позиции и доведения ее до сознания подчиненных. Он должен уметь противодействовать групповому давлению, гасить и ликвидировать неуставные отношения. Вузовская адаптация должна сочетать обучение приемам воинского диктата и рационального, гуманного применения силы. Наибольшие трудности у курсантов связаны с распределением внутригрупповых ролей, методами работы с персоналом, навыками первичного формирования коллектива.

Для эффективного введения курсанта в военно-социальную среду должна быть усилена роль практики (стажировок) в войсках. Анкетирование молодых офицеров показывает, что недостаточный опыт в период обучения сказывается на начальном этапе их офицерской службы. Молодые офицеры испытывают трудности в работе с военнослужащим -контрактниками, не могут установить контакт с окружающим социумом, организовать культурную жизнь подчиненных и др. [4]

Непрерывность процесса социализации и воспитания в образовательной среде военного вуза создаст задел на дальнейшее самосовершенствование личности офицера.

Политика государства ориентирована на воспитание таких офицерских кадров, которые способны действовать на опережение событий, на профилактику процессов, на ускорение развития. Это позволит осуществить прорыв России на передовые позиции военного, экономического и социально-политического прогресса.

Список литературы

Болтыков О.В. Педагогическое обеспечение социального становления курсантов военного вуза, социального взросления курсантов: автореф. дис. … канд. пед. наук / О.В. Болтыков. – Кострома, 2010. – 21 с.

Тарская О.Ю. Социализация курсантов военно-учебных заведений: патриотический и социокультурный аспекты: автореф. дис. … канд. социологических наук / О.Ю. Тарская. – Саратов, 2000. – 18 с.

Копылов В.А. Социализация курсантов высшего военного учебного заведения в образовательной, военно-профессиональной деятельности: автореф.дис. ... канд. пед. наук / В.А. Копылов. ‒ Казань, 2005. ‒ 23 с.

Куготов С.В. Психолого-педагогические особенности социализации курсантов – будущих офицеров внутренних войск: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.В. Куготов.– Владикавказ, 2003. ‒ 23 с.

А нтоневич С.Н.Социализация курсантов военного вуза: автореф. дис. ... канд. социологических наук / С.Н.Антоневич. ‒ Москва, 2002. ‒ 28 с.

Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов / под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд. М.: Издательский цент «Академия», 2000. – 200 с.

Просмотров работы: 203