Дистанционное образование - метод обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.
Зарождение обучения на расстоянии началось с конца XVIII века. Одним из первопроходцев является Исаак Питман, который обучал студентов стенографии в Великобритании. Благодаря нему в этот период во многих странах возник термин – «корреспондентское обучение». Суть заключалась в том, что ученики получали весь необходимый материал, общались с преподавателями и сдавали экзамены, используя почту. И. Питман верил, что возможность получить высшее образование должны иметь все желающие, не смотря на финансовое положение, вероисповедание и расовую принадлежность. Его убеждения были приняты писательницей Анной Тикнор, которая организовала в 1870-е годы дистанционную систему обучения женщин по почтовой связи [1, c.16-17].
До начала XX века почта являлась единственным средством связи, использовавшимся в дистанционном обучении. Развитие технологий и появление телеграфа, радио и телефона, а впоследствии и телевидения привело к тому, что в 50-х появились учебные передачи, не подразумевавшие обратной связи.
Одним из знаменательных этапов стал конец 1980-х годов, в котором персональные компьютеры плотно вошли в жизнь людей и их начали использовать в системе удаленного обучения. Именно персональные компьютеры подтолкнули разработчиков и педагогов разрабатывать специальные программы, помогающие в интерактивном режиме обучать слушателей.
Главными событиями в развитии дистанционного обучения стали:
1906 г. – начало «обучения по почте» в вузе штата Висконсин;
1914 г. – корреспондентское обучение в начальной школе;
1939 г. – создание центра детского образования во Франции;
1960 г. – было уже 11 открытых вузов в СССР;
1979 г. – Китай создал программу радио-обучения.
В России обучение на расстоянии начало развиваться в 1917 году, после окончания революции. Система состояла из курсов самых разных уровней. Исторически первой формой дистанционного обучения было «обучение по переписке» или «корреспондентское обучение», которое появилось в России во второй половине ХIХ века по инициативе передовых русских ученых и общественных деятелей одновременно с возникновением надежной службы почтовой связи [3, c.9-15].
Второй этап развития дистанционного обучения можно охарактеризовать как этап становления дистанционных технологий и отнести к периоду с конца ХIХ в. по 1938 г., когда произошло формирование новых форм обучения, в тоже время не получивших должной поддержки на государственном уровне [2, c.440-443]. Система образования предполагала заочное обучение, то есть обучение, при котором студент и преподаватель друг друга не видели. Курс начинался с провидения установочных лекций, на которых присутствие было необходимым условием. Предлагалось описание курса, а также передавались нужные материалы. За определенный срок, студент должен был самостоятельно изучить полученный курс. При этом обучающийся имел возможность консультироваться с преподавателем по средствам звонков или переписки с ним. В конце года или семестра студенты прибывали в учебное заведение на сдачу сессии. Опыт организации и проведения дистанционного обучения показал, что многие студенты-заочники, будучи связаны с производственной работой по специальности, часто достигают лучших результатов, чем учащиеся стационарных вузов, где преобладает молодежь, не имеющая жизненного и производственного опыта.
В Советском Союзе система развивалась достаточно активно, но после его распада обучение на расстоянии пошло на спад. По большей части это произошло вследствие кризиса в политике и экономике. Однако и в 90-е годы прошлого века в стране снова было обращено внимание на данное направление. В эти годы начался массовый выпуск звуковых учебных пособий для общеобразовательной и высшей школы. На Центральном телевидении начались регулярные программы учебного телевидения.
Примером тому было открытие в России филиала ЕШКО в 1993 году. Такая программа предоставляла возможность изучать английский язык на удаленной дистанции, используя специальные кассеты. В этой системе давались разные уровни изучения языка. Итогом освоения курса являлась выдача сертификата. Многие были увлечены этой системой, ведь она была уникальной, новой и намного интереснее, чем обучение языку на курсах.
Для развития и координации усилий в области дистанционного обучения в 1993 году была создана некоммерческая организация – Ассоциация Международного Образования, членами которой, среди прочих, стали: Московский институт электроники и математики, Российский университет дружбы народов, Институт государственного управления и социальных исследований МГУ им. М.В.Ломоносова и другие [5, c.10-11].
Очередным этапом развития дистанционного обучения было подписание меморандума с ЮНЕСКО. Это событие предусматривало более серьезную систему образования и крепкий фундамент для исследуемой сферы. Также открыт был и Московский технологический институт «ВТУ» (МТИ ВТУ). Институт давал образование по дистанционным программам разного вида. В 2000 году он приобрел аккредитацию и сейчас активно развивается. Дипломы, выдаваемые учреждением, государственного образца.
Новый виток образовался в начале нулевых годов. В 2004 году большое количество проектов в дистанционном обучении преподнесли свои плоды, что способствовало появлению новых перспектив. В течение 2005 года динамика оставалась положительной. На этом этапе обучение на расстоянии применялось и в учебных заведениях, и в области подготовки персонала больших компаний. К примеру, такие компании, как «Норильский никель», «Российские железные дороги» и другие охотно пользовались возможностями этих технологий обучения. Помимо того, такой способ применяли для повышения квалификации сотрудников Центрального банка, Государственной Думы [6, c.6-7].
В 2005 году Россия вышла на уровень международного значения в области программ дальнедистанционного обучения. Тогда международная ассоциация АDL – Аdvаnсеd Distributеd Leаrning официально заявила, что испытания Российской системы дистанционного обучения были завершены. Проверка подтвердила, что система Rеdсlаss в полной мере соответствует международному стандарту SСRОM 1.2. Данная система была первой, которую признали на международном уровне. Этот стандарт поддерживается основными производителями систем дистанционного образования. В последующем дистанционное обучение продолжало активно развиваться и в настоящее время стало полноценной частью программ образования практически во всех учебных заведениях. В России создано большое многообразие систем образования, работающих по международным стандартам. Так же немалую популярность получили видеоконференции, учебные порталы, Интернет-тестирования. В общем, в России примерно 50 % вузов предлагают возможности дистанционного обучения. Создано огромное количество курсов повышения квалификации в сфере реализации разнообразных образовательных программ. Весьма активно используется зарубежный контент.
В ХХI веке наступил новый этап развития дистанционного обучения. Технологии интернета дали новые возможности, которые сделали учебный процесс понятнее и доступнее. Основную базу образования на расстоянии, состоявшую из печатных пособий, а потом и радио - и телекурсов, дополнил мощный функционал информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивший комплексный подход к обучению и взаимодействие преподавателей со студентами в режиме реального времени [4, c.182-192].
Высшее образование в вузах России, получаемое на удаленной основе, стало популярным не так давно благодаря своим достоинствам: сроки обучения устанавливаются самостоятельно студентом; в основе лежит индивидуальный подход; доступность всех видов дистанционного обучения; возможность получить диплом любого вуза вне зависимости от его расположения [2, c.440-443].
Минусы в удаленном методе получения образования: необходимость в приобретении техники и оборудования; нехватка общения; недостаток практики; невозможность получения медицинского образования; ограничение в устном изложении мыслей.
Таким образом, появление и развитие дистанционного образования в России дало возможность всем людям получить среднее специальное или высшее образование в удаленном режиме без привязки к определенному региону. Дистанционный формат идеально подходит для получения второго или дополнительного образования. Сегодня в России основной спрос на дистанционную форму обучения сосредоточен все-таки в регионах, так как именно там не хватает образовательных учреждений, соответствующих необходимому уровню.
Список использованной литературы:
Абдулаев, Т.А. Дистанционное обучение: от истоков к современности [Текст] / Т.А. Абдулаев//В сборнике: Студенческая наука для развития информационного общества. - 2017. - С. 16-17.
Быков, Э.Ю. Этапы становления и анализ дистанционных форм обучения России и стран Евросоюза [Текст] / Э.Ю.
Быков, А.В. Медведева, Е.Н. Веденяпин, Л.В. Нечаева, К.С. Павлова//
Аллея науки. - 2018. - Т. 5. - № 9 (25). - С. 440-443.
Грабельникова, А.В. Дистанционное обучение и его развитие в России [Текст] / А.В.Грабельникова// Сборник докладов XXII-й Международной научной конференции. - 2015. - С. 9-15.
Неделькин, А.А. Становление и развития дистанционного обучения [Текст] / А.А.Неделькин //Славянский форум. - 2016. - № 3 (13). - С. 184-192.
Положенцева, И.В. Генезис, эволюция и перспективы развития дистанционного образования [Текст] / И.В.Положенцева//Мир науки. - 2017. - Т. 5. - № 1. - С. 10-11.
Сухарева, Л.М. Дистанционное образование: теоретико-методологический аспект [Текст] / Л.М.Сухарева, А.Б. Кулакова//
Социальное пространство. - 2016. - № 1 (3). - С. 6-7.