Сложность феномена культуры, существование её «на границах», личностная форма проявления обусловливают сложность проблемы вычленения ее структурно-содержательных характеристик. Очевидно, что в рамках только одной концептуальной конструкции невозможно с одинаковой степенью охвата и глубины провести анализ и отразить специфику процесса развития психологической культуры курсанта военного вуза как личностного образования [3].
Применительно к анализу психологической культуры как компоненту общей и профессиональной культуры становятся правомерными системно-структурный, аксиологический, личностный, деятельностный, акмеологический подходы. Они содержат возможности понимания не только содержания, но и сущности, механизмов и детерминант психологической культуры курсанта военного вуза. Рассмотрим их конструктивные идеи и положения.
Системно-структурный подход предполагает развитие диалектики внутреннего и внешнего, включая два аспекта: взаимодействие системы со средой и иерархичностью систем, т.е. вовлеченность любой системы как подсистемы в некоторую более сложную систему. При этом решающую роль в системно-структурном подходе играет понятие структура. И.Б. Новик отмечает, что система и структура соотносительны и выступают как единство противоположностей, а сам системно-структурный подход в общем виде означает рассмотрение познавательных объектов в качестве систем элементов под углом зрения их структур [7].
В настоящем исследовании системно-структурный подход является основой представления психологической культуры курсанта как целостной саморегулируемой системы, которая взаимодействует с другими системами и испытывает на себе их влияние; имеет уровневое строение, в рамках которого обеспечивается функционирование целого и переход всей системы в оптимальное состояние (В.А. Барабанщиков, Л.Я. Зорипа, Т.А. Ильина, А.Н. Крутский, Б.Ф. Ломов и др.).
Системно-структурный подход дает возможность изучать психологическую культуру в целом и роль ее отдельных компонентов в различные моменты ее функционирования. Это предоставляет возможность установить, какие изменения других компонентов сопряжены с изменением одного из них. Изучение того, какой из этих компонентов играет решающую роль, не представляется возможным без рассмотрения его во взаимосвязи и взаимодействии с другими [4].
Системно-структурный подход предполагает, с одной стороны, рассмотрение психологической культуры в качестве динамически развивающегося целого (Л.С. Колмогорова, Н.И. Исаева, В.В. Семикин, Т.Е. Егорова и др.), с другой – расчленение её на составляющие структурные элементы в их взаимодействии, поскольку в реальных условиях каждый структурный элемент воздействует как на все другие элементы, так и на систему в целом (Е.А. Климов, Н.Т. Селезнева, Н.И. Лифинцева и др.). Тем самым создается возможность определить закономерные связи элементов системы, а также их соотношение и субординацию.
Аксиологический подход исходит из представления, что культура есть воплощение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». Он предполагает, что не всякий результат деятельности может называться достоянием культуры и потому сужает сферу культуры, относя к ней лишь ценности. Роль ценностей в строении и функционировании культуры ни у кого из исследователей не вызывает сомнений. Более того, чаще всего культуру как феномен определяют именно через ценностные ориентации. «Культура есть выявление смысла мира в общности людей, в их практике и в идеалах, разделяемых ими сообща», ‒ отмечал Ф. Дюмон. В современных социально-философских и психолого-педагогических постижениях культуры актуализируется ее аксиологическая природа.
Аксиологический подход к изучению психологической культуры позволяет ввести в сферу анализа собственно культурное содержание, акцентируя её креативное (продуцирующее, творческое) начало [6].
В контексте аксиологического подхода становится возможным изучать ценностно-смысловые ориентации в развитии психологической культуры (Н.Т. Селезнева), эмоционально-ценностное отношение как критерий сформированности психологической культуры (Л.С. Колмогорова), смыслотехнические приемы и воздействия как инструментальные средства психологической культуры (В.В. Семикин), эмоционально-ценностные стороны психологической культуры (И.В. Будовская), ценностно-смысловые аспекты психологической культуры (Л.Д. Дёмина, Т.Е. Егорова) и др.
При этом важным аксиологическим аспектом изучения психологической культуры, на наш взгляд, является проблема соотношения между ценностями, которые декларируются и которые выступают реальной побудительной силой, поскольку всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте.
Личностный подход утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату [5].
Представление о социально-деятельной сущности личности, обретающей свое «Я» в процессе совместной деятельности и общения, в процессе сотрудничества с миром людей и продуктами культуры, привлекает внимание к порождаемым в ходе жизни личности в обществе личностным смыслам и смысловым установкам, регулирующим деятельность и поступки в разных проблемно-конфликтных ситуациях нравственного выбора (А.Н. Леонтьев).
В контексте настоящего исследования личностный подход предполагает смещение акцентов в учебной деятельности курсанта на овладение знаниями, умениями, навыками психологической культуры, а также развитие личностного потенциала будущего офицера. Приоритетной задачей становится столько освоение представлений о психологической культуре, механизмов и закономерностей ее развития, сколько раскрытие личностных детерминант психологической культуры, развитие личностных ресурсов и потенциалов. Пути реализации данного подхода представлены в исследованиях Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Т.Г. Киселевой, Б.Г. Мосалёва, К. Роджерса, и конкретизированы применительно к психологической культуре в работах И.В. Моткова, А.Б. Орлова, Т.Е. Егоровой, Н.Т. Селезневой, И.В. Дубровиной, Н.Ю. Певзнер и др.
Деятельностный подход в исследовании психологической культуры имеет методологической основой иерархию диспозиционных образований, рассматриваемую с социально-психологических позиций. Первый уровень означает регуляцию непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную ситуацию (поведенческий акт), второй уровень регулирует поступок личности, осуществляемый в привычных ситуациях, третий уровень регулирует уже некоторые системы поступков или то, что можно назвать поведением, наконец, четвертый уровень регулирует целостность поведения или собственно деятельность. Целеполагание на этом высшем уровне представляет собой некий «жизненный план», важнейшим элементом которого выступают жизненные цели, связанные с главными социальными сферами деятельности человека – в области познания, труда и общественной жизни [2].
Конечной целью анализа психологической культуры курсанта в рамках деятельностного подхода является оценка его культурного потенциала как субъекта военно-профессиональной деятельности через количество и качество усвоенных содержаний, и через те личностные творческие, креативные «вставки», которые курсант делает, реализуя себя в процессе учебной деятельности, и в целом в социокультурной жизни.
Акмеологический подход определяется использованием общеметодологических подходов и принципов, а также специальных, более конкретных методологических принципов и представляет собой обобщающий метод, позволяющий решать задачи развития профессионализма личности и деятельности и по своему содержанию являющийся развитием профессиографического подхода [1].
Основу акмеологического подхода составляет исследование сложных функциональных систем: человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности; педагогических систем, которые создает сам курсант в русле тех парадигм, которые существуют в современном образовательном процессе, и социума, а также тех условий, в которых осуществляется профессиональная подготовка специалиста.
Исходные позиции акмеологического подхода содержат продуктивные идеи для выделения и обоснования критериев функционирования психологической культуры курсанта, поскольку в нем интегрируются в целостную систему результаты психологических, педагогических, социологических и других исследований, а также исследований по психологии труда.
Использование акмеологического подхода применительно к изучению и развитию психологической культуры позволяет, прежде всего, рассматривать курсанта как целостное динамично изменяющееся единство макрохарактеристик индивида, индивидуальности, личности, субъекта труда, управленца, педагога и т.п. (Е.В. Дементьева, А.А. Леженина, Г.И. Марасанов, Н.Е. Певзнер, О.В. Пузикова, Н.Т. Селезнева и др.). Как отмечает Н.Т. Селезнева, актуально при этом не только изучение взаимосвязей между отмеченными макрохарактеристиками, но и включенности их в отдельности и целостности, непосредственные и опосредованные контакты окружающей реальностью [8].
Таким образом, психологическая культура как форма культурной активности курсанта есть системное образование, содержащее структурные и функциональные компоненты, которые обладают интегрированными свойствами.
Список источников
1 Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. СПб.: Питер, 2003. 256 с.
2 Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 298.
3 Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М.: Межд. пед. академия, 1995, 96 с.
4 Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М: Высшая школа, 1990. 160 с.
5 Кузнецова Л.А. Система работы по повышению психологической культуры подростков // Тезисы Всероссийской научно-практической конференции «Становление гуманитарной культуры личности в системе развивающего вариативного образования». Барнаул, 2000. С. 168-170.
6 Мухаметзянова Ф.Ш. Педагогические условия формирования психологи-ческой культуры учителя: автореф. дис. ... канд.пед.наук. Ярославль, 1995. 22 с.
7 Новик И.Б. Вопросы стиля мышления в естествознании. М.: Политиздат, 1975. 144 с.
8 Селезнева Н.Т. Закономерности и факторы развития психологической культуры руководителей системы образования: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1997. 565 c.