Лица, поступающие в военный вуз, являются представителями различных социальных групп и, отсюда, являются носителями различных, конкретных ценностей и образа жизни. Человек входит в специфическую военную среду со своими целями; ценностями, взглядами, и он предпочитает «...самостоятельно формировать, для себя цели жизни, принимать решения о путях достижения этих целей и их осуществлять» [3].
Подготовку курсантов в военном ВУЗе представляют по годам обучения. Этот метод даёт поочерёдное и однородное профессионально-личностное прогрессирование курсанта. Также можно представить следующее:
–стратегия адаптации курсантов первых курсов к обучению окажется разнообразной по причине различного уровня их подготовки, умственного и индивидуального умения, социального статуса;
–личностные различия в скорости и стратегии адаптации курсантов в разные сроки обучения;
–адаптация курсантов после каждого следующего курса обучения станет провялятся перестроением всей структуры психологических факторов, её определяющих.
Мы предполагаем, что успешность деятельности определяется многими факторами, среди которых важное место занимает сила мотивации, а также волевая регуляция, которая осуществляется на личностном уровне [1].
Первый курс считается самым трудным для курсантов так, как он связан с динамичным входом в другую среду, т.е. с адаптацией к обучению. Курсанты пока, что не совсем понимают требования.
Прежняя структура поведения меняется, появляются новые привычки. Данный процесс происходит с появлением негативных психических реакций.
Поступив, курсанты сталкиваются с новым коллективом, где они хотят занять достойное, по их мнению, место. В группе начинают проявляться неформальные отношения, приходит ощущение привязанности, дружбы, но иногда возникают и негативные чувства, особенно когда в коллективе возникает, так называемый, «анти-лидер». Ему присуща такая черта характера, как: эгоизм, стремление подчинить себе людей, получить незаслуженные привилегии, жестокость. Для того, что бы ему противостоять нужно, обладать сильными, морально-волевыми качествами.
Во многих из групп есть курсанты, которые берут на себя роль неформального лидера, подстрекают остальных на нарушение порядка и дисциплины. Появляется противоречие между определёнными нормами поведения и требованиями устава. На данном этапе, по нашему мнению, повышается значимость волевых качеств, умение скрывать чувства, владеть своими эмоциями.
Отличительной чертой курсантов первого курса становится противоречие между объемом, новизной, сложностью учебного материала, с одной стороны, и отсутствием способностей и желания самому обучаться в ВУЗе - с другой стороны. Курсантам нужно учиться слушать и записывать лекции, самостоятельно изучать и конспектировать литературу, готовиться к семинарским занятиям. Возрастает важность таких качеств, как: самостоятельность, ответственность, умение распределять время, желание.
Большое влияние оказывает уставная сторона службы, соблюдение ритуалов. Ежедневные построения, поднятие флага, ношение формы повышает у курсантов настроение и обостряет эмоциональные переживания, испытываемое чувство принадлежности.
Изучение основных стратегий адаптивного поведения курсантов проводилось с помощью методики Н.Н. Мельниковой «Адаптивные стратегии поведения». Эта методика позволяет определять уровень адаптированности курсантов на различных этапах обучения их в военном вузе.
Основу оценки уровня адаптированности составили различные сочетания разнообразных стратегий адаптивного поведения, а именно:
- активное изменение среды;
- активное изменение себя;
- уход из среды и поиск новой;
- уход от контакта со средой и погружение во внутренний мир;
- пассивная репрезентация себя;
- пассивное подчинение условиям среды;
- пассивное выжидание внешних изменений;
- пассивное ожидание внутренних изменений
В качестве основного внутреннего и прямого критерия успешности адаптации курсантов к обучению в военном вузе выступала степень их адаптированности (высокая, средняя, низкая), определяемая, с помощью ранее названной методики Н.Н. Мельниковой. Внешними и косвенными критериями успешности адаптации выступали учебная успеваемость курсантов, их интеллектуальный и личностный потенциал, социально-психологический статус и их динамика в процессе обучения. Многократное изучение одних и тех же лиц в течение полутора лет и применение многомерного анализа дали возможность построить описание и интерпретацию полученных результатов по структурно-генетическому методу [2].
Повышение динамики способности адаптации курсантов к новому образу жизни и деятельности, изучение психологических особенностей психических состояний, появляющихся во время учёбы в начальных периодах обучения и в том числе выявление психолого-педагогических условий уравновешивания этого процесса - очень важными поручениями. В зависимости, сколько это продлится по времени и по другим расходам происходит процесс адаптации, зависят настоящие и будущие достижения курсантов, процесс их профессионального становления.
Совместная работа преподавателя и курсанта в ходе обучения длительное время рассматривалось как система, в которой управляющие функции принадлежат преподавателю, что задерживало формирование активной позиции курсанта в учебном процессе.
Использованные источники:
1. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: МГУ, 1991.
2. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973.
3. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. – М., 1966.