В социальной психологии существует описание эффекта социальной лени или эффекта Рингельмана. Это один из механизмов функционирования группы, который состоит в том, что с увеличением численности производительность ее членов уменьшается. То есть индивидуальный вклад каждого из участников уменьшается по мере того, как размер группы растет [1].
Социальная лень, или потеря мотивации, проявляется в том, что люди прилагают меньше усилий, работая в группе, полагаясь на своих коллег при выполнении различных заданий. В таких случаях участники группы обычно считают, что выкладываются полностью. Однако может быть и так, что участник группы проявляет социальную лень непреднамеренно[2].
Рассмотрим факторы социальной лени.
Во-первых, присутствие индивидуальной ответственности за результаты труда. С повышением ответственности социальная лень, наоборот, снижается.
Во-вторых, дружеские отношения, сплоченность группы. Производительность участников группы выше, если между ними установлены дружеские отношения.
В-третьих, размер группы, количество ее участников. Социальная лень растет вместе с увеличением численности группы.
В-четвертых, межкультурные различия. Группы, в составе которых присутствуют представители различных культур, более продуктивны, чем состоящие лишь из представителей одной культуры.
В-пятых, гендерный фактор. Женщинам свойственно проявлять социальную лень в меньшей мере, чем мужчинам [3].
Эффект Рингельмана значительно снижает производительность группы при выполнении общих задач. Чтобы преодолеть этот эффект, необходимо совершенствовать координацию и повышать мотивацию группы.
Операторы БПЛА работают в группе, значит, и они не застрахованы от снижения эффективности выполнения поставленных задач. Для работы с БПЛА, принятыми на вооружение Вооруженными силами РФ, требуются усилия трех специалистов:
во-первых, это оператор управления аппаратом — он задает курс полета, высоту, производит маневры;
во-вторых, это оператор управления целевой нагрузкой — в его задачу входит непосредственно ведение разведки с помощью тех или иных сенсорных блоков (видео/ИК/радиоразведка);
в-третьих, готовит БПЛА к полету и осуществляет пуск техник беспилотного аппарата. При этом оператор управления собственно аппаратом меняет курс БПЛА, вычерчивая линии на электронной карте местности, в то время как картинку с камеры в реальном времени получает оператор управления целевой нагрузкой.
Одна из главных задач БПЛА состоит в том, чтобы не подвергать опасности жизнь пилота, но, находясь в безопасном месте, на командном пункте БПЛА, оператор решает вопросы жизни и смерти и зачастую подвергает свою психику серьезным нагрузкам. Только слаженные и отточенные действия всех членов этой группы позволят выполнить любую поставленную задачу.
Результаты нашего исследования позволили сделать вывод о том, что эффективно работают те группы, где соблюдены следующие правила:
каждый член группы несет индивидуальную ответственность и понимает важность задания;
высокая сплоченность группы;
результаты работы доступны всем;
каждый осознает свою индивидуальную значимость в общей задаче.
Данные выводы позволили выделить ряд компетенций, которые необходимо формировать у будущих операторов БПЛА:
умение аналитически мыслить, предвидеть результаты своих действий;
способность брать ответственность на себя;
способность проявлять тщательное внимание к мельчайшим деталям;
умение наблюдать и замечать любые изменения;
проявлять высокую степень стрессоустойчивости.
Список литературы
1 Кибанова А.Я. Управление персоналом. Энциклопедический словарь. М., 1998. 648 с.
2 Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПБ: Речь, 2000. 160 с.
3 Сардоян А. Феномен «социальной лени» //Управление персоналом. №15. 2011. С.28-36.