КАК ИЗБЕЖАТЬ ЭФФЕКТА РИНГЕЛЬМАНА ОПЕРАТОРАМ БПЛА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

КАК ИЗБЕЖАТЬ ЭФФЕКТА РИНГЕЛЬМАНА ОПЕРАТОРАМ БПЛА

Каразаев А.В. 1, Самедова Ю.А. 2
1ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), факультет «4»
2ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В социальной психологии существует описание эффекта социальной лени или эффекта Рингельмана. Это один из механизмов функционирования группы, который состоит в том, что с увеличением численности производительность ее членов уменьшается. То есть индивидуальный вклад каждого из участников уменьшается по мере того, как размер группы растет [1].

Социальная лень, или потеря мотивации, проявляется в том, что люди прилагают меньше усилий, работая в группе, полагаясь на своих коллег при выполнении различных заданий. В таких случаях участники группы обычно считают, что выкладываются полностью. Однако может быть и так, что участник группы проявляет социальную лень непреднамеренно[2].

Рассмотрим факторы социальной лени.

Во-первых, присутствие индивидуальной ответственности за результаты труда. С повышением ответственности социальная лень, наоборот, снижается.

Во-вторых, дружеские отношения, сплоченность группы. Производительность участников группы выше, если между ними установлены дружеские отношения.

В-третьих, размер группы, количество ее участников. Социальная лень растет вместе с увеличением численности группы.

В-четвертых, межкультурные различия. Группы, в составе которых присутствуют представители различных культур, более продуктивны, чем состоящие лишь из представителей одной культуры.

В-пятых, гендерный фактор. Женщинам свойственно проявлять социальную лень в меньшей мере, чем мужчинам [3].

Эффект Рингельмана значительно снижает производительность группы при выполнении общих задач. Чтобы преодолеть этот эффект, необходимо совершенствовать координацию и повышать мотивацию группы.

Операторы БПЛА работают в группе, значит, и они не застрахованы от снижения эффективности выполнения поставленных задач. Для работы с БПЛА, принятыми на вооружение Вооруженными силами РФ, требуются усилия трех специалистов:

во-первых, это оператор управления аппаратом — он задает курс полета, высоту, производит маневры;

во-вторых, это оператор управления целевой нагрузкой — в его задачу входит непосредственно ведение разведки с помощью тех или иных сенсорных блоков (видео/ИК/радиоразведка);

в-третьих, готовит БПЛА к полету и осуществляет пуск техник беспилотного аппарата. При этом оператор управления собственно аппаратом меняет курс БПЛА, вычерчивая линии на электронной карте местности, в то время как картинку с камеры в реальном времени получает оператор управления целевой нагрузкой.

Одна из главных задач БПЛА состоит в том, чтобы не подвергать опасности жизнь пилота, но, находясь в безопасном месте, на командном пункте БПЛА, оператор решает вопросы жизни и смерти и зачастую подвергает свою психику серьезным нагрузкам. Только слаженные и отточенные действия всех членов этой группы позволят выполнить любую поставленную задачу.

Результаты нашего исследования позволили сделать вывод о том, что эффективно работают те группы, где соблюдены следующие правила:

каждый член группы несет индивидуальную ответственность и понимает важность задания;

высокая сплоченность группы;

результаты работы доступны всем;

каждый осознает свою индивидуальную значимость в общей задаче.

Данные выводы позволили выделить ряд компетенций, которые необходимо формировать у будущих операторов БПЛА:

умение аналитически мыслить, предвидеть результаты своих действий;

способность брать ответственность на себя;

способность проявлять тщательное внимание к мельчайшим деталям;

умение наблюдать и замечать любые изменения;

проявлять высокую степень стрессоустойчивости.

Список литературы

1 Кибанова А.Я. Управление персоналом. Энциклопедический словарь. М., 1998. 648 с.

2 Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПБ: Речь, 2000. 160 с.

3 Сардоян А. Феномен «социальной лени» //Управление персоналом. №15. 2011. С.28-36.

Просмотров работы: 17