Профессионализация как процесс овладения военнослужащим военной профессией и продвижения к вершинам профессиональной компетентности предполагает прохождение им ряда этапов. Каждый из них показывает достижение новых уровней профессиональной компетентности:
- профессиональное становление (способность самостоятельно выполнять воинский труд);
- обеспечение стабильности в воинском труде (гарантированное, своевременное и качественное выполнение задач военной службы);
- восхождение к воинскому и, в частности, боевому мастерству (творческий, эффективный воинский труд, предполагающий реализацию индивидуальных деятельностных стратегий).
Вершина формирования военно-профессиональной компетентности – развитие у военнослужащих постоянного стремления к самосовершенствованию, самореализации в профессиональной деятельности.
Под воинским мастерством понимается высокий уровень военно-профессиональной компетентности отдельного военнослужащего и подготовленности воинского подразделения, обеспечивающий им гарантированное и эффективное выполнение боевой задачи и обязанностей по несению военной службы [1].
В структурном отношении воинское мастерство военнослужащего характеризуется гармоничностью и совершенством всех компонентов военно-профессиональной компетентности и их соответствием требованиям эффективного воинского труда. Оно формируется в ходе хорошо организованного и напряженного военно-педагогического процесса, в котором осуществляется активное и постоянное саморазвитие.
Воинское мастерство подразделения имеет свои психологические особенности и характеризуется следующими чертами:
- боевой слаженностью и организованностью как упорядоченными взаимодействиями военнослужащих, которые превращают воинский коллектив в единое целое при решении задач военной службы;
- подготовленностью – сформированной совокупностью хорошо отработанных действий всего личного состава воинского подразделения по решению задач прямого предназначения. Она достигается на основе высокой профессиональной компетентности военнослужащих, эффективного управления подразделением и стабильности его организации и функционирования;
- умелостью, т.е. достижением способности воинского коллектива гибко использовать все возможности, силы и средства для успешного решения задач воинской деятельности в любых условиях обстановки;
- устойчивостью и надежностью – способностью личного состава воинского подразделения не снижать слаженности и качества совместных действий под влиянием неблагоприятных факторов;
- взаимопониманием и сплоченностью всех его членов, обеспечивающим единство взглядов по военно-профессиональным вопросам и способам согласованных действий [2].
Все это выражается в боевой слаженности подразделения, способности быстрого переключения с одного вида деятельности на другой, взаимозаменяемость.
Особая трудность заключена в переходе от индивидуальной подготовки военнослужащих к согласованной и слаженной работе в составе подразделения. В процессе формирования мастерства коллектива выделяются три этапа:
1) организация слаживания подразделения – происходит расстановка военнослужащих по должностям и специальностям, распределение обязанностей, вооружение всех необходимыми знаниями по предстоящим совместным действиям, первичная практическая отработка как частных, так и общих вопросов;
2) тренировки – предназначены для достижения большей согласованности, четкости, скорости, качеств совместных действий; происходит слаживание подразделения;
3) развитие мастерства совместных действий – проведение тренировок коллектива в обстановке, в которой возникают реальные неожиданности, новые условия и факторы, трудности. Регулярные занятия по программе третьего этапа с постоянно изменяющимися и усложняющимися условиями обеспечивают постоянное стремление к достижению высокого коллективного воинского мастерства.
Офицеру для решения задачи по формированию воинского мастерства подразделения необходимо использовать возможности всего уклада воинской деятельности. Для этого следует правильно и творчески организовать процесс обучения и воспитания военнослужащих, максимально используя современные достижения военной дидактики. При этом целью обучения становится не простое усвоение «основ наук», а целенаправленное формирование военно-профессиональной компетентности и мастерства подразделения как интегративного качества, необходимого для успешного решения задач воинской деятельности.
Поэтому важно создавать систему ситуаций включения в практику будущей профессиональной деятельности, во время которых обучаемые самостоятельно осознают проблему, оценивают, проектируют и осуществляют решение проблем воинской деятельности, контролируют эффективность принятых мер и при необходимости вносят коррективы в свои действия. Именно в этом и состоит основное отличие военно-профессиональной компетентности от ее собственно знаний. Военнослужащий должен быть готов к тому, чтобы самостоятельно применять профессиональные знания, навыки, умения в условиях воинской деятельности.
Для совершенствования методики формирования военно-про-фессиональной компетентности важное значение имеет организация мотивационного и технологического аспектов.
Мотивационный аспект формирования компетентности – это объективно необходимый компонент, который характеризуется отношением обучающего и обучаемого к предмету обучения и сопровождает весь процесс формирования профессиональной компетентности. От этого зависит степень активности военнослужащих, их стремление к повышению уровня профессиональной компетентности. Здесь решаются две взаимосвязанные задачи по формированию у них понимания необходимости и принятия целей военной службы, овладения воинской специальностью. Только при условии четкого осознания и принятия целей, понимания конечного результата действий и пути его достижения происходит желаемое слияние слова и дела. Постоянное и творческое подкрепление этих двух взаимосвязанных задач организационными, воспитательными и учебно-боевыми мероприятиями обеспечивает необходимую, постоянную и устойчивую мотивацию военнослужащих к повышению профессиональной компетентности [3, 4].
Технологический аспект формирования военно-профессиональной компетентности состоит в создании ситуаций, связанных с различными сторонами воинской деятельности, и предоставлении возможности обучаемым решать их всевозможными способами. Такие возможности предоставляет использование современных технологий, методов, приемов, средств обучения и воспитания.
Процесс формирования профессиональной компетентности проходит две стадии – подготовки и непосредственного обучения. На первой стадии подготавливаются условия для предстоящего овладения военнослужащим специальностью или профессией с известными заранее показателями. Основную работу здесь выполняет командир, преподаватель, методист, инструктор, которые должны создать необходимую мотивацию у обучаемых и подготовить учебно-методические средства (системы задач, ситуаций и вопросов, учебно-тренировочные комплекты, компьютерные симуляторы и другие).
При этом важно соблюдать основные психолого-педагогические условия:
- реальное обеспечение единства теории и практики, для чего осуществляется одновременность формирования необходимого действия и соответствующих знаний о нем, о способах, путях и методах овладения им;
- практическое формирование всех компонентов воинского мастерства через действие, с помощью действия, поскольку компоненты военно-профессиональной компетентности формируются через организацию опыта и участие в практических действиях по решению конкретных практических ситуаций;
- максимальное обеспечение самостоятельности, инициативы и творческого характера действий обучаемого в процессе как первоначального овладения профессией, так и в ходе повышения его воинского мастерства;
- прохождение формируемого действия через все формы, объективно необходимые и психологически целесообразные для успешного овладения воинским мастерством;
- управляемое и контролируемое сокращение формируемого действия в процессе обучения и повышения воинского мастерства;
- укрепление сплоченности воинских коллективов;
- развитие у военнослужащих военно-профессиональной направленности и стремления к профессиональному самосовершенствованию;
- ликвидация шаблона, механического заучивания и стимулирование инициативы и творчества;
- укрепление эмоционально-волевой устойчивости военнослужащих;
- выполнение задач боевой подготовки в условиях, максимально приближенных к боевым [5].
Литература
1 Дубровский А.В. Профессионализация в военной сфере / Военная реформа: История и перспективы / Сб. статей под ред. Н.А. Чалдымова. – М., 1991. – С.95-100.
2 Татаренко В.Т Педагогические основы профессионального воспитания военнослужащих по контракту: автореф. дис. ... канд.пед.наук. – Карачаевск, 2000.
3 Военная педагогика: учебник для вузов / под ред. О.Ю. Ефремова. – СПб.: Питер, 2008. – 640 с.
4 Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
5 Ковалевский В.Ф. Военная профессиология: проблемы теории и практики. – М.: Воениздат, 1983. – С.214-222.