НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ КАК ЭЛЕМЕНТ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ КАК ЭЛЕМЕНТ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ

Железняк Р.Ю. 1
1ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), факультет«8»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Психологическая помощь является важнейшей составляющей психологического обеспечения боевых действий войск, под которой понимается - комплекс психологических, организационных, медицинских мероприятий, направленных на обеспечение успешного преодоления военнослужащими психотравмирующих обстоятельств боевой обстановки, сохранение и восстановление их боеспособности и психического здоровья.

Очевидно, что существуют условия, при которых любое воздействие на человека, расширяющее его психологические возможности, может рассматриваться как психологическая помощь. Психологической помощью обозначаются технологические способы и средства дополнительной мобилизации, актуализации, коррекции и компенсации психологических возможностей военнослужащих, подвергшихся воздействию боевых стресс-факторов.

Известно, что военнослужащие, подвергшиеся различной степени психотравматизации, нуждаются в качественно различной психологической помощи. В связи с этим в ее структуре выделяют два взаимосвязанных элемента 2:

а) психологической поддержки

б) психологической реабилитации

Психологическая поддержка направляется на актуализацию имеющихся и создание дополнительных психологических ресурсов, обеспечивающих активные действия военнослужащих на поле боя. Опыт работы с военнослужащими, подвергшимися боевому стрессу, накопленный в нашей армии, позволяет выделить основные способы и средства психологической поддержки: медикаментозные (фармакологические), аутогенные и непосредственно применяющиеся в ходе боевых действий коммуникативные и организационно-деятельностные способы.

К коммуникативным способам относятся: вербальные - доведение до военнослужащих мобилизующей информации; убеждение по типу: "Мы справлялись и не с такими задачами, справимся и с этой"; внушение по типу: "Ты справишься с этим!"; подкрепление по типу: "Молодец!", "Орел!", "Герой!"; психологическое заражение настроением по типу: "Мужики мы или нет?"; шутки, приказы, угрозы и др.; визуальные - контакт глазами, одобряющая пантомимика и другое; тактильные - прикосновения, пожатие руки, похлопывание по плечу, "встряхивание" и др.; эмоциональные - нахождение рядом с подчиненным в трудную минуту, сопереживание, дружеская улыбка и др.; деятельностные - личный пример активных и решительных действий, поддержка действиями и огнем, угощение сигаретой, водой и др.1.

Организационные способы составляют: вывод военнослужащего в безопасное место; ликвидация или блокирование источников травматизации; предупреждение контактов военнослужащих с лицами, подвергшимися деморализации; твердое управление действиями подчиненных; постановка четких задач на продолжение боевых действий по типу: "Рядовой Петров! Противник справа, за горящим автобусом. Уничтожить!" или "Петров! Посмотри на Сидорова. Он делает правильно. Делай как Сидоров!"; организация целесообразного чередования напряженной деятельности, отдыха, сна, своевременного приема пищи и т.п. [там же].

Фармакологические способы состоят в усилении и коррекции психологического ресурса участника боевых событий за счет применения лекарственных препаратов, витаминов, лечебных трав и иных препаратов, имеющих психотропный эффект [2].

Опыт боевых событий в Афганистане, Чечне, Вьетнаме, в зоне Персидского залива, Сирийской Арабской Республике и в других регионах мира показывает, что фармакологические средства могут быть использованы в целях: повышения активности действий личного состава в условиях опасности и хронического утомления (препараты группы психостимуляторов); снятия чрезмерной психической напряженности (релаксаторы); ускорения процесса адаптации военнослужащих к экстремальным условиям жизнедеятельности, повышения показателей работоспособности отдельных психических функций и др.

Проверенным средством регуляции психической деятельности в обстановке действия психотравмирующих факторов являются поливитамины "Аснитин", "Аэровит", "Гексавит", "Декамивит", "Ревит", "Рибовит", а также психотропные травы: валериана, пустырник, синюха голубая, пион уклоняющийся, мелисса, душица обыкновенная, хмель обыкновенный, вахта трехлистная, фиалка трехцветная, полынь обыкновенная, мята перечная [там же].

Аутогенные способы психологической поддержки (самопомощь) на сегодняшний день, являются наиболее известным, доступным и весьма эффективным средством регуляции психической деятельности. К их числу относят как простейшие приемы саморегуляции (успокаивающее и мобилизующее дыхание; расслабление мышц по контрасту; элементарные формулы самоубеждения, самовнушения, самоприказа, самоподкрепления), так и сложные психорегуляционные комплексы (аутогенная тренировка; самогипноз; медитация; нервно-мышечная релаксация и др.) [там же].

В последнее время комплекс мероприятий, организуемый командирами (начальниками), их заместителями и подчиненным им аппаратом в целях восстановления психических и физических ресурсов личного состава все чаще называютпсихологической реабилитацией. Однако употребление этого термина в данном случае не совсем правомерно и скорее соответствует переводу с латинского языка слова «реабилитация» (восстановление), чем отражает задачи и содержание осуществляемых мероприятий. Целесообразнее в этой ситуации говорить о психологическом обеспечении восстановительного периода воинской деятельности. Психологическое обеспечение восстановительного периода включает: [5]

психологическое информирование личного состава о возможных негативных психологических последствиях боевой деятельности и путях их преодоления;

диагностику психического состояния у военнослужащих, составляющих группу риска (выполнявших наиболее сложные и стрессогенные задания; переживавших ранее психологические проблемы; имеющие сложное положение в семье; участвовавших в выполнении поставленных задач впервые; допустивших в ходе реализации заданий серьезные ошибки; военнослужащих, оказавшихся изолированными в системе общения воинского коллектива в связи с индивидуально-психологическими особенностями, национальной принадлежностью, вероисповеданием и т.д.; военнослужащих старших возрастов; военнослужащих женщин и др.);

психологическое консультирование военнослужащих по вопросам, возникшим в связи с переживаемыми ими психологическими трудностями восстановительного периода;

психологическую и социально-психологическую поддержку военнослужащих, переживающих трудности восстановительного периода;

использование специализированных психологических методов, направленных на ускорение восстановительных процессов у военнослужащих (психофизический тренинг, гетеротренинг, саморегуляции, группы интенсивного общения и т.д.).

Психологическая реабилитация проводится в зависимости от того, как протекает у человека восстановительный процесс. Если во время восстановительного периода психологические трудности не возникают, а возникающие – достаточно эффективно преодолеваются военнослужащим самостоятельно, то психологическая помощь будет носить психопрофилактический характер и выражаться в психологическом информировании, консультировании, психологической и социально-психологической поддержке военнослужащего и членов его семьи, использовании специализированных психологических методов, ускоряющих восстановление, а при необходимости - сопровождаться проведением превентивной психодиагностики. Под психологическими трудностями в данном случае понимаются осознаваемые и переживаемые военнослужащими несоответствия своих внутриличностных возможностей условиям достижения целей жизнедеятельности 4.

При возникновении у военнослужащего отклонений от нормального процесса восстановления с ним проводится психокоррекционная работа, а при появлениистойких психологических трудностей – оказывается психотерапевтическая помощь. Эти две формы психологической помощи так же, как и перечисленные выше, могут осуществляться в условиях воинской части подготовленным психологом во взаимодействии с медицинским персоналом этой же воинской части. Кроме того, во всех указанных выше случаях субъектом восстановительного процесса остается сам военнослужащий.

Наиболее широкое применение в практике психологической реабилитации военнослужащих нашей и многих зарубежных армий находят следующие способы: физиологические (глубокий сон, отдых, качественная пища, обильное питье, душ, полевая баня); аутогенные (выполнение приемов психической саморегуляции, аутотренинг, медитация и др.); медикаментозные (седативные препараты, транквилизаторы, антидепрессанты, ноотропы, актопротекторы, психостимуляторы, фитотерапия, витаминотерапия и др.); организационные (установление четкого режима работы и отдыха, вовлечение военнослужащих в активную боевую учебу, несение службы, сохранение военной формы одежды); психотерапевтические (индивидуальная и групповая рациональная психотерапия, музыко-, библио-, имаго-, арт-, натуротерапия).

Рассмотренные здесь формы, методы и средства психологической помощи составляют тот арсенал, который может эффективно использоваться как специалистами, так и широким кругом руководителей воинских подразделений в интересах быстрого восстановления боеспособности военнослужащих. При умелом и комплексном их применении становится возможным существенное снижение уровня психотравматизации войск.

Использованные источники:

1. Кузнецова В.А. Основы морально-психологического обеспечения войск (сил). – М.: ВУ, 2000.

2. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология: Учебное пособие. – М., 2005.

3. Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. – М.: ВУ, 1998.

4. Попов В.Е. Психологическая реабилитация военнослужащих после экстремальных воздействий. – М., 1992.

5. Караяни А.Г. Психологическая реабилитация участников боевых действий // Психологическая реабилитация участников боевых действий. – М.: ВУ, 2003.

Просмотров работы: 55