СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ К ВОИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ К ВОИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Грузенкин Д.Д. 1
1ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), факультет«7»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Устойчивая психическая адаптация (адаптированность) – это уровень психической деятельности (комплекс регуляторных психических реакций), определяющий адекватное заданным условиям среды поведение человека, его эффективное взаимодействие со средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения. Критерием повышения нервно-психического напряжения можно считать уровень внутреннего психологического комфорта личности, определяемый сбалансированностью положительных и отрицательных эмоций.

Профессиональная адаптацияпроцесс приспособления военнослужащих к профессиональной деятельности, условиям службы, новому коллективу и достижение в оптимально короткое время эффективного исполнения своих служебных обязанностей. Профессиональная адаптация позволяет обеспечить устойчивое положительное отношение к профессиональной деятельности и способствует закреплению вновь прибывших военнослужащих в подразделении.

Исходя, из данного определения можно говорить о подобном состоянии военнослужащего в среде его привычной жизнедеятельности: в семье, в кругу друзей, за привычным занятием и т.п. Понятие «устойчивая адаптация» можно считать синонимом «нормы», «здоровья».

При изменении привычных условий жизни появляются факторы, которые определенным образом вносят дезорганизацию в психическую деятельность, регулирующую поведение человека. Возникает необходимость в новых психических реакциях на новые раздражители, предъявляемые изменившимися условиями для наиболее оптимального взаимодействия личности с данной средой и эффективной деятельности в соответствии с произошедшими внешними изменениями. Относительная дезорганизация психических функций в данном случае есть сигнал для включения механизма регуляции и компенсации, конечным результатом действия которого является организация нового уровня психической деятельности в соответствии с изменившимися условиями среды. То есть, включается механизм переадаптации.

Переадаптация может быть истолкована в двух значениях:

1) как процесс перехода из состояния устойчивой психической адаптации в привычных условиях в состояние относительно устойчивой адаптации в новых непривычных (измененных) условиях существования;

2) как результат этого процесса, имеющий успешное значение для личности и ее психической деятельности [1].

Этапы психической адаптации и дезадаптации в экстремальных условиях, в частности, в условиях военной службы рассмотрим ниже:

1. Подготовительный этап имеет место в том случае, когда человек предполагает или знает с определенной степенью вероятности о предстоящих изменениях. Начало военной службы предполагает этот этап в процессе адаптации человека к ее условиям. Содержание его с точки зрения адаптации носит познавательный характер. Человек накапливает определенный информационный запас о среде его предстоящего обитания и условиях предстоящей деятельности, формируя информационное поле, которое будет одним из источников действия адаптационного механизма. По мнению некоторых ученых, человек находится в адаптированном состоянии тогда, когда его внутренний информационный запас соответствует информационному содержанию ситуации, т.е. когда система работает в условиях, где ситуация не выходит за рамки индивидуального информационного диапазона. В зависимости от индивидуальных свойств и качеств личности познавательное поведение может носить активно-целенаправленный или же пассивный характер.

Кроме того, весьма значительную роль здесь играет и уровень мотивации к деятельности в заданных условиях, в данном случае – к военной службе. Первый тип познавательного поведения на подготовительном этапе адаптации характеризуется стремлением получить как можно больше информации, проявляя активный интерес и используя любые возможности для ее получения. В данном типе поведения, кроме активного потребления необходимой личности информации, имеет место и своеобразная заинтересованная внутренняя интеллектуальная и волевая деятельность по подготовке к переходу в измененные условия существования.

Второй тип познавательного поведения носит характер пассивного восприятия получаемой информации, которая сама по себе характеризуется случайностью и обрывочностью. В основном потребляется лишь та информация, которая соответствует внутренним ожиданиям личности или же воспринимается вся возможная, но без критического оценивания ее достоверности и необходимости с точки зрения организации наиболее эффективного взаимодействия со средой предстоящего существования.

Данные типы поведения связаны со свойствами центральной нервной системы и описаны в условиях адаптационного процесса.

2. Этап стартового психического напряжения можно считать пусковым моментом приведения в действие механизма переадаптации. Состояние человека на этом этапе сравнимо с переживаниями перед спортивными соревнованиями, выходом на сцену, предэкзаменационным волнением и т.п. Трудно определить границы этого этапа, так как динамика адаптационного процесса не имеет четко выраженных временных показателей. Это зависит от индивидуальных особенностей каждого военнослужащего, условий его призыва на военную службу и т.п. Содержательная и функционально-смысловая сторона этого этапа состоит в нарастании эмоциональных переживаний, формирующих состояние напряженности и являющихся по сути психофизиологическими детерминантами активизации деятельности любого живого организма. Таким образом, на этом этапе происходит внутренняя мобилизация психических ресурсов человека для последующего их использования в целях организации нового уровня психической деятельности в измененных условиях существования.

3. Этап острых психических реакций входа (первичная дезадаптация) является стадией адаптационного процесса, на котором личность начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов измененных условий существования. Рассмотрение сущности и содержания данного этапа требует анализа специфических психогенных факторов условий военной службы и армейской среды, определяющих их экстремальность и необходимость психической переадаптации. Основными из этих факторов являются:

измененная афферентация резкое изменение набора раздражителей, действовавших на органы чувств и психику человека ранее;

отсутствие каких-либо привычных раздражителей или же достаточно;

длительное однообразие набора раздражителей (монотонность).

Не исключено, и даже вероятнее всего одновременное слияние всех этих компонентов в единый фактор измененной афферентации. Это может быть связано с резким изменением природно-географической среды жизнедеятельности человека. Юноша, который родился и вырос в лесной зоне, лишается многих привычных раздражителей визуального ряда, попадая служить в пустынную или степную зону. Кроме того, интерьер военного городка и казармы, которые, как правило, не отличаются особой эстетичностью и разнообразием, становится на длительное время основной средой обитания человека. В исследованиях сенсорной депривации были вскрыты механизмы взаимодействия психики с окружающей средой.Так опрос военнослужащих по призыву двух воинских частей показывает, что 48% опрошенных имеют желание при наличии такой возможности изменить интерьер военного городка и расположения подразделения от перекрашивания всего или почти всего в другие тона и краски до создания всего заново и по-другому. Характерно отметить, что военные городки воинских частей, где проводился опрос, дислоцированы в лесной местности и отличаются большим количеством зеленых насаждений [2].

Ограничение личностно значимой информации (социальная депривация) неудовлетворенная потребность личности военнослужащего в общении с близкими, родственниками; дефицит или отсутствие информации о значимой для данной личности сфере ее интересов, о положении и состоянии дел в личностно значимой сфере ее жизни (семья, близкие родственники и т. п.), а также неудовлетворенность духовных потребностей.

Относительная групповая изоляция – вынужденное выключение личности из большого количества привычных и необходимых в силу ее потребностей коммуникативных групп и ограничение круга ее общения группой в рамках воинского подразделения. Этот фактор является основой для существования еще двух, непосредственно из него вытекающих. Групповая изоляция в условиях воинской службы порождает постоянную публичность человека, то есть почти непрерывное пребывание на глазах сослуживцев.

Когда человек знает, что за ним наблюдают, он все время старается удержаться в какой-то ролевой функции, что вызывает эмоциональную напряженность. Личность вполне естественно испытывает потребность время от времени быть наедине с собой, своими мыслями, позволить себе те естественные реакции и поведение, которые в той или иной степени социально ограничены и даже неприемлемы. Постоянная публичность актуализирует потребность в уединении.

Кроме того, групповая изоляция предполагает информационную истощаемость членов данной группы по отношению друг к другу. Особенно остро этот фактор действует в группах, находящихся в так называемом отрыве и ограниченных в численных размерах (морские походы, боевое дежурство, пограничные заставы и т.д.). Этот фактор также вызывает эмоциональную напряженность.

Угроза для жизни, здоровья – фактор или же субъективно переживаемый личностью в повседневной жизнедеятельность войск, или же реально присутствующий при определенном характере воинской деятельности.

Определив основные психогенные факторы, обусловливающие экстремальность армейской среды следует отметить и существование многих других, имеющих более частный характер и вызванных субъективными условиями конкретной воинской части. Ими могут быть особые условия службы, связанные с ведением боевых действий, большой удаленностью места дислокации от населенных пунктов, или же пустынная местность, условия Заполярья. Кроме того, немаловажную роль играет наличие таких негативных явлений, как недостатки в материально-бытовом обеспечении, большой некомплект личного состава, нездоровая морально-нравственная атмосфера в подразделении и т.п.

Анализ перечисленных выше факторов позволяет сделать вывод о том, что основным психогенным воздействием условий воинской службы является блокирование многих привычных и естественных потребностей личности в силу специфики воинской деятельности. Спектр этих потребностей довольно широк – от биологических до социальных. Особая общественная значимость и жесткая регламентация служебной деятельности вынуждает человека отказывать себе во многом. Приходится ломать привычки вкусно поесть, долго поспать, заняться любимым делом по своему усмотрению, которое в условиях воинского коллектива неуместно или же невозможно. Весьма ограничиваются сексуальные потребности, полностью исключаются строгими запретами пристрастие к алкоголю, наркотическим средствам, которое, к сожалению, далеко не редкость среди призывного контингента российских парней, что в свою очередь дополняет психогенность условий службы для таких молодых людей. Хотя фрустрирующее влияние армейской среды обусловлено, как уже указывалось, спецификой воинской деятельности и ее высокой социальной значимостью, особой общественной функцией Вооруженных Сил, тем не менее, даже при осознании личностью причин существования описанных выше факторов, их психотравмирующее воздействие полностью не устраняется.

Итак, на этапе острых психических реакций входа личность начинает испытывать фрустрирующее влияние среды и происходит активация адаптационного механизма.

Можно отметить, что этот этап обусловливает два возможных пути развития адаптационного процесса:

1) этап переадаптации или перехода в состояние устойчивой адаптации к условиям службы;

2) этап неустойчивой психической деятельности, который в свою очередь может привести к глубоким психическим изменениям.

Особый интерес представляет анализ причин, которые разделяют адаптационный процесс на два возможных направления его развития, то есть, по пути переадаптации или же дезадаптации.

Естественно, что высокостимулированная психическая деятельность должна найти разрядку весьма значительного уровня ее активизации, но направленность ее в данном случае будет деструктивной для личности, и результатом будет генерация дезадаптивных состояний, определяющих два основных типа поведения личности при неспособности ее успешно адаптироваться к заданной среде.

Первый тип – агрессивный – в простейшей форме можно представить как атаку на препятствие или барьер (в этом случае можно говорить о его адаптивной функции). Однако, в условиях военной службы атака на жесткие нормативные требования, определяемые правовыми нормами и законами никоим образом не способствует устойчивой адаптации к ним и, мало того, может серьезным образом усугубить положение военнослужащего. При осознании опасности подобных действий, агрессия направляется на любой случайный объект, на посторонних людей, на сослуживцев, непричастных к самой причине агрессии. Кроме того, источник фрустрации может и не осознаваться вовсе. И в этом случае агрессия вымещается не на истинных объектах или препятствиях, а на их случайных заместителях. Это может выражаться в грубости по отношению к сослуживцам, резких вспышках гнева по ничтожным поводам или же вовсе без видимых на то причин, в недовольстве всем что происходит, особенно требованиями, предъявляемыми к данной личности, в попытках неповиновения и пререканиях с командирами и начальниками.

Второй тип – бегство от ситуации – характеризуется «уходом» человека в свои переживания, обращение всей высоко стимулированной психической энергии на генерацию собственных негативных состояний, самокопания, самообвинения и т.п. Развиваются тревожно-депрессивные симптомы. Человек начинает видеть самого себя источником всех своих бед, а отсюда – чувство полной безысходности, так как повлиять на среду и ситуацию он считает себя неспособным. Этот тип военнослужащих характеризуется замкнутостью, отрешенностью, погруженностью в мир своих тягостных раздумий. Чаще всего им видится единственным выходом из ситуации и разрешением всех проблем уход из жизни, как наиболее доступный и желаемый исход [3].

В случае развития адаптации по пути неустойчивой психической деятельности, кроме суицидальных эксцессов, имеет место угроза глубоких психических изменений личности. Возникает проблема психического здоровья военнослужащего. Этими изменениями могут быть серьезные нервно-психические расстройства и психические заболевания, если не будет своевременно диагностировано дезадаптивное состояние и не оказана своевременная помощь невозможным.

Так или иначе, наступает реадаптация к привычным условиям жизни, хотя это понятие весьма относительно. В данном случае имеется ввиду, что среда, в которой оказывается юноша после увольнения со службы, для него привычна по его допризывному социальному опыту.

Таким образом содержание и характеристика перечисленных этапов адаптации необходимы для уяснения всей картины этого процесса и его закономерностей. То есть, поведение военнослужащих с теми или иными вариациями на этих этапах есть определенная норма (если, конечно, оно не выходит за рамки социальных и служебных требований) и не является случайным и непредсказуемым.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данияров С.Б., Соложенкин В.В., Краснов И.Г. Взаимосвязь физиологических и психологических показателей в процессе адаптации у студентов // Психол. журн. 1989. №1. С. 99-105.

2. Жмурин И. Воспитать готовность к бою // Ориентир. 2002. №3.

3. Верещагин В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. Владивосток, 1988. 164 с.

Просмотров работы: 20