СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО КОНТРАКТУ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО КОНТРАКТУ

Ганжуров Е.А. 1
1ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), факультет«7»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

При оценке и прогнозировании профессиональной пригодности одним из важнейших является вопрос о внутренних источниках активности военнослужащего, то есть потребностях, интересах, целях, идеалах, которые непосредственно определяют его поведение и отношение к различным видам деятельности.

Без анализа ведущих мотивов деятельности ипрофессиональной направленности в целом невозможно правильно понять и оценить возможности человека в той или иной сфере труда, обоснованно прогнозировать успешность в обучении и последующей деятельности.

Военно-профессиональная направленностьнаходит свое выражение в интересах и склонностях, стремлениях, идеалах, мировоззрении и убеждениях личности. Она предполагает понимание и внутреннее принятие целей и задач военно-профессиональной деятельности в целом и деятельности по той или иной конкретной военной специальности, желание активно совершенствовать свою подготовку [1].

При проведении профессионального психологического отбора кандидатов на заключение контракта выявление и оценку военно-профессиональной направленности целесообразно проводить с учетом выраженности отдельных ее показателей: зрелости, широты, осознанности, устойчивости, действенности [2].

Зрелость военно-профессиональной направленности определяется общественной значимостью основного стремления (выбора) личности, ее идейной и нравственной позицией, готовностью принести Родине максимальную пользу своим трудом. При высокой степени развития данного показателя направленности военнослужащего отмечают, как правило, зрелость в суждениях и оценках окружающего, содержательность личных интересов, увлечений, активность в общественной работе, принципиальность.

Широта направленности определяется совокупностью различных потребностей, интересов и целей, которые стремится реализовать личность в процессе деятельности, а также наличием у нее правильных представлений обо всех аспектах своей профессии.

Осознанность военно-профессиональной направленности в некоторых аспектах связана с ее широтой и предполагает, прежде всего, наличие высокой степени информированности о специфике будущей работы и ее требованиях к личности специалиста, а также адекватности сопоставления своих личных интересов, склонностей и способностей с этими требованиями, с содержанием практической деятельности.

Устойчивость направленности определяется постоянством профессиональных устремлений. При ее оценке важно выяснить время зарождения интереса и склонности к определенному виду профессионального труда, проследить динамику их развития на различных этапах становления личности.

Действенность направленности характеризуется активностью желаний и стремлений, настойчивостью в достижении поставленных целей [3].

Таким образом, выявление профессиональной направленности военнослужащего предполагает тщательное изучение и комплексный анализ ряда социально-психологических характеристик его личности, и прежде всего мировоззренческих взглядов и убеждений, познавательных и трудовых интересов, увлечений в часы досуга, отношений к окружающим и самому себе, системы жизненных целей, общественной активности и практического опыта, полученного за время учебы в школе и работы на производстве. Изучение профессиональной направленности должно быть не только всесторонним, но и динамическим, то есть рассматривающим все характеристики с учетом степени их постоянства и устойчивости.

Следует подчеркнуть, что выявление общей военно-профессиональной направленности как стремления и готовности полностью удовлетворить свои основные жизненные потребности и интересы в процессе воинской службы имеет значение, прежде всего при социально-психологическом изучении кандидатов для заключения контракта [4].

Мотивы деятельности и профессиональная направленность не могут быть поняты без анализа жизненного пути личности, ее активности в процессе взаимодействия с окружающим миром, отношений к различным аспектам учебной и производственной работы. Склонность к определенной военной специальности может проявляться в познавательной деятельности (интерес и высокая успеваемость по соответствующим предметам школьной программы); в последовательном сборе определенной информации при чтении книг, просмотре кинофильмов, общении с лицами той или иной профессиональной категории; в организации досуга; во взаимоотношениях с товарищами (выборе друзей, стремлении к лидерству); в последовательности решений и действий при определении своего профессионального будущего и т.д.

Обращение к анализу особенностей жизнедеятельности кандидата в допризывный период определяет и перечень методов, необходимых для выявления военно-профессиональной направленности в ходе социально-психологического изучения личности: в первую очередь это - анализ документов, анкетирование, биографический метод, анализ результатов практической деятельности, обобщение независимых характеристик, собеседование [1-3 и др.].

Имеющиеся довольно значительные наработки в области изучения военно-профессиональной направленности затрагивают только курсантов военных вузов.

При несомненной важности отмеченных исследований степень разработанности проблем повышения военно-профессиональной направленности военнослужащих контрактной службы является недостаточной: вне поля зрения исследователей осталась проблема формирования направленности в процессе обучения; необходимо определение критериев и показателей сформированности военно-профессиональной направленности; не выработан эффективный инструментарий для её объективной оценки. Практически отсутствуют исследования, посвященные педагогическим условиям повышения военно-профессиональной направленности военнослужащих контрактной службы.

Военно-профессиональная направленность – это динамическое личностное образование, характеризующееся устойчивым повышением интереса к военной специальности под воздействием учебного и воспитательного процесса, который выражается в определяемых военной службой потребностях, преобладающих мотивах, мировоззрении и жизненных целях по успешному овладению военной профессией, обучению, воспитанию и руководству подчиненными, выполнении воинского долга перед Отечеством.

Основными структурными компонентами военно-профессиональной направленности являются военно-профессиональная убежденность, интересы, мотивы, склонности, идеалы, проявляющиеся в служебной деятельности военнослужащего через систему его военно-профессиональных качеств, целей, установок, намерений, стремлений.

Технология формирования военно-профессиональной направленности военнослужащих по контракту – это процесс взаимодействия участников образовательного процесса с целью получения положительного и устойчивого изменения отношения военнослужащего к учебной, служебной и другим видам деятельности, находящем свое выражение в достижении определенного уровня знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств, развития и закрепления мотивов профессиональной деятельности. Технология представляет собой совокупность этапов, каждый из которых характеризуется последовательностью организованных действий.

Целостную систему оценки сформированности военно-профессиональной направленности можно построить на основе систематического анализа данных специально-профессиональной осведомленности, профессионально-психологического отбора и мотивов. Этот подход является правомерным, поскольку позволяет оценить сформированность направленности на военно-служебную деятельность. В качестве критериев сформированности военно-профессиональной направленности военнослужащего могут быть использованы: наличие профессионально-значимых мотивов, специально-профессиональную осведомленность, и степень развития профессионально важных качеств. Как результат выделяются три уровня сформированности военно-профессиональной направленности:

1. Конформистский уровень. Особенно ярко проявляется рассогласование между ценностными ориентациями и реальным поведением военнослужащего.

2. Ситуативный уровень. Наблюдается влияние жизненных обстоятельств, которые, как правило, не согласуются с убеждениями, интересами, идеалами личности.

3. Доминантный уровень. Убеждения, интересы, идеалы наиболее согласуются с реальным профессиональным поведением. Уровень характеризуется устойчивым интересом к учебе и службе [2].

Для качественного формирования военно-профессиональной направленности необходимо создать определённые педагогические условия:

1. Проведение масштабных мероприятий за пределами Вооруженных Сил, касающихся повышения престижности военного специалиста.

2. Комплектования подразделений на основе профессиональной пригодности и психологической совместимости.

3. Формирование оптимального социально-психологического климата воинских коллективов.

4. Реализация опережающего обучения сержантского состава.

Все четыре условия тесно взаимосвязаны, первое условие воздействует на мотивы, позволяет понять суть профессии на этапе принятия решения о заключении контракта, тем самым заложить основу формирования военно-профессиональной направленности. Комплектование подразделения - залог качественной служебной деятельности. Третье условие, как показывает практика, выполнимо только при соблюдении предыдущих условий и влияет на повышение показателей всех трех критериев. Четвертое условие для формирования военно-профессиональной направленности особо актуально в свете возрастания роли младших командиров.

Литература

1 Пиз А. Язык взаимоотношений: Мужчина и женщина: пер. с англ. – М., 2000. – С.17.

2 Манерко И.В. Духовно-нравственные качества личности военнослужащего Российской армии: сущность и основное содержание // Вестник Военного университета. – 2010. – №2.

3 Методики военного профессионального психологического отбора: методическое пособие / Под ред. В.И. Лазуткина и др. – М.: Воениздат, 2005. – 528 с.

4 Кудрявцев Т.В., Сухарев А.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопросы психологии. – 1985. – №1. – С.86-93.

Просмотров работы: 42