Отечественный многовековой опыт свидетельствует, уже со времен крещения Руси установилась тесная связь между русской армией и православной Церковью. Вера в Бога и жизнь вечную помогала русским воинам укреплять свой дух, преодолевать страх, сохранять веру в успех. Русская православная церковь рассматривала русское воинство не иначе как святую доблестную рать, как собирательный символ лучших качеств народа. Сознавая огромную ответственность людей ратного труда, Церковь с самых древних времен окружало их заботой, вниманием и любовью.
Воин, как никто другой, нуждается в сохранении высоких нравственных идеалов и глубокой внутренней целостности. Подрыв этих идеалов лишает воина моральной убежденности, нравственной мотивации его ратного труда и превращает его в наемника. Поэтому в формировании и развитии воинского духа, укреплении морально-нравственных сил русских воинов особое внимание отводилось религиозно-нравственному воспитанию, в котором доминирующую роль играло православие.
За многовековую историю военную историю сложились определенные нормы взаимоотношений Церкви и Армии, выработались пути и средства религиозно-нравственного воздействия на русское войско. По мере развития армии совершенствовались организация и управление религиозно-нравственным воспитанием русских воинов. Формирование религиозного сознания военнослужащих строилось на основе официальных документов и, прежде всего, императорских повелений, решений Священного Синода, положений военных постановлений и Устава внутренней службы, приказов военного министра, циркуляров генерального штаба и протопресвитера.
Специальным органом религиозно-нравственного воздействия на войско служило военные священники, которые не только проповедовали военнослужащим слово Божье, но и сами проявляли образцы мужества и героизма. В истории Отечества сохранились имена священнослужителей, заслуживших в боях и походах орден Святого Георгия. Это священник 19-го егерского пехотного полка отец Василий Васильковский, священник Тобольского пехотного полка отец Иов Каминский. Последний во время войны с турками в 1829 г. в полном облачении благословлял воинов, затем вместе с ними переправился через Дунай и с крестом в руке вступил на неприятельский вал, где был тяжело ранен. В 1854 г. священник Могилевского полка Иоанн Пятибоков своим личным примером укреплял мужество однополчан, дрогнувших во время штурма турецкой батареи на Дунае. Во время обороны Севастополя, в ночь на 11 марта 1855 г., иеромонах Ионикий Савинов, когда французы начали теснить наши полки, вышел вперед и громкими молитвами, призывая солдат к воинствующей борьбе с неприятелем [5]. Эти исторические примеры свидетельствуют о том, что военные священники участвовали в мобилизации воинов на защиту Отечества, формировали у них высоких морально-боевые и психологические качества.
В начале XIX века произошло организационное оформление структуры военного и морского духовенства Русской Православной Церкви [3]. Протопресвитер руководил подчиненными ему священнослужителями, опираясь на членов духовного правления. В него входили три штатных и два сверхштатных опытных военных пастыря. Организационно этот департамент включал в себя три стола (отдела) – канцелярский, архивный и казначейский. Первым обер-священником (главным священником армии и флота) был Павел Яковлевич Озерецковский, последним – Григорий Иванович Шавельский (должность его уже называлась протопресвитер). Военные священники, занимаясь в мирное время обучением солдат грамоте, с началом боевых действий направляли свои усилия на подъем морального духа солдат и офицеров. В военное время учреждалась должность главного военного священника армий фронта, который по церковным делам подчинялся протопресвитеру военного и морского духовенства и должность его приравнивалась к чину генерал-майора армии [4].
В условиях существования государственной доктрины, выраженной формулой "Православие, Самодержавие. Народность", Церковь как государственный институт в своих духовных учебных заведениях готовила для армии и флота служителей соответствующего профиля. В служебных правах военные священники приравнивались к военным чинам: настоятель военного собора и храма, подчиненного протопресвитеру, а также дивизионный благочинный - к чину подполковника, полковые священники - к чину капитана, штатный и нештатный дьяконы - поручика [4]. Количество священнослужителей в русской армии в конце ХХ - начале ХХ века постепенно росло. Если в 1885 году их было 510, в 1901 около 625, а в годы Первой мировой войны свыше 2000 [2].На военной службе в Русской армии состояли и служители других религиозных конфессий, которые занимались воспитанием воинов непосредственно в условиях военной службы.
Военные законы требовали от всех чинов армии глубокой веры, высокой нравственности и преданности Церкви. Среди основных вероисповеданий населения России первостепенную роль играло православие. Так, например, в 1885 году население страны по религиозному признаку делилось следующим образом: православные составляли 70,5 %, магометане – 10,1%, католики 8,8 %, протестанты 4,9%, евреи (иудейской веры)–4.1%, армяне (армяно-григорианского вероисповедания)–0,9% и прочие – 0.4 %. В армии процент военнослужащих православного вероисповедания был еще выше. В 1885 году они составляли 79,9%, католики 9,7%, протестанты 3,7%, магометане 3,2%, евреи 3,2%, армяне 0,12% и прочие 0,2%. Примерно такое же соотношение по вероисповеданию наблюдалось и среди выпускников военно-учебных заведений. В 1866 году, например среди учащихся 10 юнкерских училищ к православному вероисповеданию принадлежали около 80%, римско-католическому –11%, протестантскому –8% и магометанскому – 1%. [2].
Значительное внимание организации духовно-нравственного воспитания уделялось в военно-учебных заведениях, так как от него зависело формирование личности выпускника, его моральные и профессиональные качества. На первое место в религиозном воспитании кадет и юнкеров ставилось воспитание духовно-нравственных качеств, утверждение христианских традиций, верноподданнического отношения к выполнению воинского долга исполнения своих обязанностей не из страха наказания, а по совести и убеждению. Военное духовенство в военно-учебных заведениях организовывало богослужения по уставам церкви, внушало уважение к монархической власти, обогащало духовную и нравственную жизнь военнослужащих. По мнению М.И. Драгомирова « религиозные побуждения воинов составляют предмет величайшей важности, сильный нравственный рычаг их воспитания. Будучи применен со рвением и умом, он способен облегчить трудную мирную работу, а на поле брани обратит наших солдат во львов и сделает их непобедимыми » [1].
Таким образом, в монархической России религиозно-нравственное воспитание оказывало существенное влияние на сознание и чувства русских воинов, успокаивая их в минуты переживаний, вселяя оптимизм и уверенность, предостерегая от ошибок и отступлений от нравственных норм и воинских традиций. Существенную роль в организации религиозно-нравственного воспитания играли военные священники, которые готовились в специальных учебных заведениях. Сила воздействия Церкви была довольно мощной, вследствие чего в воинских частях улучшался моральный климат, повышалась организованность и дисциплина, поднимались показатели в боевой подготовке.
ЛИТЕРАТУРА
1.Драгомиров М.И. Сборник оригинальных и переводных статей (1881-1894). С.239.
2. Золотарев А.М. Материалы по военной статистике России. СПб., 1898. С.25-27.
3. Положение о полевом управлении войск в военное время. Ст.181-185.
4. Приказ по военному ведомству от 26 ноября 1888 года № 45.
5. Севастьянов М.С. Последние замполиты, или субъективные заметки о воспитании военных воспитателей // Ориентир. 2000. №6. С.51-54.