Использование форм игрового обучения на уроках обществознания - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Использование форм игрового обучения на уроках обществознания

Ямангулов А.И. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тема применения игрового обучения на уроке не является новой. Например, ещё в эпоху Возрождения итальянский философ и поэт Томмазо Кампанелла видел свои идеал обучения детей в виде игровой деятельности без труда и принуждения[1]. Уже немного позже подобных идей придерживались такие общественные деятели и гуманисты, как Ян Амос Коменский и Жан-Жак Руссо.

Игрой является такой вид деятельности, где ребёнок может примерять на себе различные роли: от простого участника до организатора. Главной задачей учителя является поддержка инициативы детей на протяжении всего хода игры. Обучающая игра, с помощью такого сильного мотиватора как интерес, способствует лучшему усвоению получаемых знаний и развитию личностных качеств у учащегося.

Результатом игрового обучения является улучшение памяти, получение аналитических навыков, повышение интереса к изучаемому предмету.

Главной проблемой педагога в игровой деятельности с детьми является мотивация[3]. Необходимо учитывать многие нюансы при выборе какой-либо игровой технологии.

Под игровыми технологиями или формами игрового обучения обозначаются различные виды игр, такие как квесты, мини-спектакли, подвижные игры, викторины и другие.

В учебном процессе игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную;

- коммуникативную;

- самореализации;

- терапевтическую;

- диагностическую;

- функцию коррекции;

- социализации;

- межнациональной коммуникации.

Каждая обучающая игра строится на определённых принципах. Одним их самых известных и подробных перечней принципов игровой деятельности в школе является классификация П.И. Пидкасистого и Ж.С. Хайдарова[2]. Наиболее значимыми из них являются:

1) активность - основой принцип игровой деятельности, выражается в проявлении физических и умственных сил;

2) открытость и доступность игры – простота игры и возможность участия без принуждения для всех;

3) динамичность - большое значение имеет время игры и подготовленность детей;

4) наглядность игры означает, что все игровые действия должны быть понятны;

5) занимательность и эмоциональность - игры отражают значительно усиливают познавательный интерес;

6) индивидуальность способствует развитию личностных качеств;

7) коллективность учить мыслить и действовать сообща;

8) целеустремленность отражает единство цели всех соперников и их команд;

9) самодеятельность и самостоятельность игрока в игре имеет функцию управления, выражающегося в соотношении между мерой самодеятельности и мерой самостоятельности;

10) состязательность и соревнование в игре. Дидактическая ценность этого принципа очевидна, т.к. побуждает к активной самостоятельной деятельности, мобилизует физические, интеллектуальные и душевные силы;

11) результативность отражает осознание итогов игровых действий, как продуктивную творческую деятельность игрока и команды.

Грамотное применение принципов организации игры способствует воспитательному и развивающему влиянию на учащихся.

Темой для игр по предмету Обществознание может являться любой материал, взятый из учебной программы. Это могут быть и политические партии, и экономика. Это не так важно, потому что принципы и структура игр схожа.

Весь процесс игрового обучения состоит из нескольких этапов. По Приблуде Е.И. первым этапом любой игры является выбор самой игры[4]. Говоря иначе, учитель должен правильно подобрать соответствующую учебной программе и возможностям учащихся форму игры.

Подготовка игры подразделяется на предварительную, когда ученикам разъясняются их задачи в будущей работе, и непосредственную, направленную на создание нужного эмоционального фона.

Во время введения в игру сама форма деятельности предлагается детям, объясняются правила и выбираются участники в зависимости от вида игры.

Ход самой игры делится на его начало, где ученикам дополнительно придаётся «боевой» настрой, кульминацию – максимальную активность участников, и завершение. Важно вовремя окончить игру для плавного спада эмоционального напряжения.

Последним этапом является подведение итогов. Он включает в себя оглашение результатов прошедшей игры. Важно, чтобы в классе сохранилась дружеская атмосфера.

Подготовка к игре требует от учителя больших усилий. И порой педагоги сталкиваются с проблемами, которые совершенно не зависят от них самих, но зависят от внешних факторов. Поэтому, чтобы не совершить много ошибок, нужно вводить игровую деятельность в учебный процесс постепенно, начиная с самых простых и, по мере обретения необходимого опыта, шаг за шагом усложняя требования и формы проведения, тем самым создавая собственную технологию игрового обучения.

Игровая деятельность предоставляет каждому ребёнку возможность проявить себя, свои навыки.

Игровая деятельность заставляет детей самостоятельно получать новые знания и правильно их применять. Таким путем развиваются умения критически мыслить, анализировать прошлое и настоящее, делать выводы.

Однако следует помнить, что традиционные уроки нельзя заменить различными формами игровой деятельности. Игра может показать свои истинные возможности только в комплексе полноценного педагогического процесса. Её задачей является внесение разнообразия в учебную деятельность. Она активизирует уже имеющиеся творческие задатки и способствует развитию самостоятельности мышления, познавательных навыков.

Литература

Кампанелла. Город Солнца / Пер. с лат. и ком. Ф. А. Петровского. Пер. прил. М. Л. Абрамсон, С. В. Шервинского и В. А. Ещина. Вст. ст. В. П. Волгина. — М.-Л. : АН СССР, 1954.

Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. Учеб. пособие / Моск. пед. ун-т, М. Рос. пед. агентство, 1996.

Статья: Приблуда Е. И. Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания как один из способов мотивации// Электронный журнал Экстернат.РФ, 2014. (Дата обращения: 20.12.2019)

Статья: Приблуда Е. И. Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – http://e-koncept.ru/2013/53061.htm. (Дата обращения: 20.12.2019)

Просмотров работы: 190