Развитие современного общества требует от нас постоянного движения и развития. В подобных условиях становится необходимым уметь анализировать и отбирать ту малую часть информации, что поступает к нам ежедневно в виде огромного вороха различных фактов, псевдонаучных статей и развлекательной шелухи. Из всего этого следует, что постепенно разрастающаяся информационная среда, все прочнее входит в нашу жизнь, изменяя порой привычные для нас формы коммуникации и познания. Привычное общение уходит на второй план, уступая место виртуальному. В этих условиях формирование медиаграмотности, как одного из условий успешной социализации личности ребенка в сети интернет и обыденной жизни, становится одной из главных задач молодого педагога.
Возникшее как новое явление и прочно вошедшее в нашу жизнь виртуальное общение также находится в постоянной динамике и существует на собственных условиях и закономерностях. Виртуальное общение – это «разновидность коммуникации, которая носит опосредствованный компьютером характер, осуществляется с помощью телекоммуникационных систем» [1, с. 39]. В сравнении с живым общением, виртуальное имеет ряд особенностей, как негативных, так и позитивных. Из позитивных можно отметить совершенствование навыков письменной речи, навыков владения персональным компьютером, умения понимать письменный текст и так далее. Из негативных можно выделить следующие. Во-первых, границы общения практически стираются, а возможности общения напротив – возрастают. Связано это с анонимизацией цифровой среды, когда люди перестают ощущать страх быть разоблаченным, а потому могут говорить и делать в цифровой среде все что угодно. Во-вторых, желание проявить себя и показать свою значимость приводит к тому, что в сети участники общения могут получить о своем собеседнике абсолютно любую информацию: особенности его личности, его взгляды и убеждения, страну и город проживания и так далее. Все это ведет к тому, что все чаще можно встретить в новостных заголовках красочные выражения об очередном акте киберпреследования или взлома чьей-либо электронной почты (с выложенными личными фотографиями и переписками).
Медиаграмотность понятие относительно новое и вариантов трактовки лишь в словаре А.В. Федорова [2] приводится не менее пяти. За основу мы возьмем следующее: «Медиаграмотность – это способность к восприятию, созданию, анализу, оценке медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем, используемых медиа» (International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. Vol. 14, 2001) [2, с. 25]. Простыми словами, медиаграмотность – это способность человека анализировать, перерабатывать и передавать информацию в медиапространстве.
Для взрослого поколения данный термин не несет особой смысловой нагрузки, ведь они занимаются подобным анализом и переработкой практически каждый день, для детей же все иначе. Только познающему мир ребенку бывает очень сложно адаптироваться под новые формы коммуникации, а неадекватная реакция родителей зачастую усугубляет данный процесс. Исходя из этого, задача воспитания и социализации детей в медиапространстве практически полностью переходит к классному руководителю и учителю-предметнику.
Так формулировка задачи социализации, закрепленная в ФГОС ООО как один из предметных результатов освоения ООП по обществознанию, гласит нам о приобретении детьми таких знаний и опыта, что помогут им не только определить собственную позицию в общественной жизни, но и активно её отстоять, решая задачи межличностного характера (включая отношения между различными национальностями, вероисповеданиями, возрастов и пр.) [3, с. 10]. Сюда же относятся основное содержание и предметные результаты по Обществознанию, прописанные в примерной основной образовательной программе основного общего образования [4]. Также формирование медиаграмотности как одного из источников социализации напрямую прописано в задачах Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание»: «формирование у обучающихся правовой, экономической (включая финансовую), политической, медиа– и информационной культуры, культуры межнационального общения, соответствующей традициям и потребностям российского общества, общероссийской гражданской идентичности» [5, с. 2].
Доказательством огромного практического значения предмета «Обществознание» для подростка, обеспечения его успешной социализации и решения проблемы безопасного общения в новой цифровой среде, могут служить некоторые примеры типичных ситуаций, с которыми современные дети непосредственно сталкиваются в повседневном взаимодействии со сверстниками. В медиапространстве такой ситуацией может служить акт кибербуллинга (агрессивные, умышленные, повторяющиеся и продолжительные во времени действия, совершаемые группой лиц или одним лицом с использованием электронных форм контакта в отношении жертвы, которой трудно защитить себя [6]). На основе опыта общения с классными руководителями и собственного опыта, смоделируем следующую ситуацию.
Парень, 16 лет, главным побуждающим фактором для интернет травли в данном случае является его интерес к определенному жанру компьютерных игр, не популярному в среде сверстников. Постоянные нападки с их стороны и снятие этого на камеру (Хеппислейпинг – одна из форм кибербуллинга), сравнения его увлечения с нетрадиционной сексуальной ориентацией, комментарии и критика под всеми его записями в социальных сетях (Хейтинг) и прочие попытки задеть парня из-за его специфичных для данной среды увлечений привели к тому, что прежде общительный парень, стал замкнутым и скованным. Из-за постоянного давления на подростка, начали портиться его отношения с взрослыми, для которых не было видимых причин для реального беспокойства ребенка.
Каждый день мы становимся невольными свидетелями кибербуллинга, для которого остаются неизменными несколько правил: 1) жертва всегда остается один на один с проблемой 2) преследование ведется группой, а не индивидом 3) взрослые не видят причин для беспокойств и остаются вне конфликта.
Таким образом, можно сказать, что социализация в целом и цифровая социализация наряду с формированием медиаграмотности обучающихся в частности вынесены как одни из приоритетных задач учебного предмета «Обществознание». В процессе обучения педагог не просто оказывает образовательные услуги для детей, но становится для них проводником во взрослую жизнь, помогая им адаптироваться в постоянно меняющихся условиях современного мира, подстроиться под все новые требования, которые преподносит нам общество.
Список литературы:
[1] Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с. [электронный ресурс] URL: http://linguistics-online.narod.ru/olderfiles/1/azimov_e_g_shukin_a_n_novyy_slovar-21338.pdf (дата обращения 28.01.2020 г.)
[2] Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. М.: МОО «Информация для всех», 2014. 64 c.
[3] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) [электронный ресурс] URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 28.01.2020 г.)
[4] Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Одобрена решением от 8 апреля 2015.Протокол от №1/15) [электронный ресурс] URL: https://fgosreestr.ru/ (дата обращения 28.01.2020 г.)
[5] Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы [электронный ресурс] URL: https://docs.edu.gov.ru/ (дата обращения 28.01.2020 г.)
[6] Киберугрозы, киберагрессия, кибербуллинг: различия в восприятии, оценке и поведении у разных групп населения Российской Федерации [Электронный ресурс]: Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) [электронный ресурс] URL: https://raec.ru/activity/analytics/9880/ (дата обращения 28.01.2020 г.)