Литература – это не предмет, который проходят в школе, литература – это наследие, которое досталось нам от предыдущих поколений, это вечные книги, которые помогают нам жить, которые читаются и перечитываются из поколения в поколение. А литература, как предмет школьной программы, служит для того, чтобы не потеряться в море литературы, чтобы научиться читать, полюбить читать и понимать прочитанное.
Так же как и чтение – это не только предмет в начальной школе, но и процесс познания. Школьная программа по литературе составлена таким образом, что на протяжении всего курса (с 5-го по 11-й класс) изучается творчество классиков русской литературы XVIII–XX веков, но с каждым классом возрастает объем и сложность художественных произведений.
Если в 5-м классе происходит знакомство с такими писателями, как Карамзин, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Крылов, Некрасов, Тургенев, Толстой, Чехов и другие, то их творчество представлено преимущественно стихотворениями, баснями, рассказами и короткими повестями.
В 6–8-м классах представлены произведения тех же писателей, но с каждым годом проходят более сложные и объемные произведения. Кроме стихотворений и рассказов, бóльшее место уделяется повестям и поэмам, в программе появляются драматические произведения.
В 9-м классе проходят самые значительные произведения русских писателей второй половины XVIII – первой половины XIX века: «Горе от ума» Грибоедова, «Евгений Онегин» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Мертвые души» Гоголя.
По окончании 9-го класса проводится ГИА (Государственная итоговая аттестация) по литературе – один из необязательных выпускных экзаменов. Это один из самых сложных экзаменов, так как для успешной сдачи ГИА по литературе надо знать огромное количество материала и уметь выражать свои мысли. Время проведения экзамена – 240 минут. В виду сложности литературу в 9-м классе сдают очень немногие школьники.
В 10-м классе проходят произведения русских писателей второй половины XIX века, самые великие произведения русской литературы, имеющие мировое значение, произведения Толстого, Достоевского, Чехова.
В 11-м классе изучают творчество писателей XX века, поэзию «Серебряного века», дореволюционного и советского периодов, современных писателей. По завершении курса средней школы проводится ЕГЭ по литературе. Этот экзамен (как и ГИА по литературе) также является необязательным и одним из сложнейших. Поэтому его сдают только те выпускники, кому он нужен для поступления в вуз. В результате экзамен сдают не более 10 процентов школьников.
Литература – это единственный предмет, задания по которому надо выполнять во время каникул.
Изучение литературы совершенствует приёмы умственной деятельности, имеющие значение и для общего развития школьников, для усвоения других учебных предметов.
Нельзя выпускать из виду, что большинство теоретико-литературных понятий прочно вошло в культурный обиход современного человека. Они каждодневно встречаются в газетных статьях, различного рода документах, в передачах телевидения и радио, выступлениях писателей, режиссёров, актёров и т.д.
Успешность литературного образования в школе не определяется количеством объектов, включаемых в программу.
Самое беспредельное расширение количества произведений само по себе не раскрывает реальное содержание и направление литературного образования. Сущность вопроса в том, какой круг знаний, вопросов вкладывается в то или иное явление, в какой мере раскрывается его содержание, идейное и эстетическое своеобразие, насколько органично это связывается с живыми интересами учащихся. Отсюда вытекают три основные задачи литературного образования: дать учащимся представление об основных, наиболее значительных и характерных явлениях русской и зарубежной литературы, развить художественный вкус, обогатить культуру речи, внушить любовь к литературе.
Специалисты по развитию детей уверены, что методы преподавания литературы морально устарели уже давно и школьная программа нуждается в серьезном пересмотре. Например, они считают, что необходимо убрать из учебников произведения, непонятные современным школьникам. Сегодняшние подростки читают мало, значительно меньше, чем 20-30 лет назад. Более того, им непонятны проблемы и духовные искания персонажей старше 30 лет — Андрея Болконского или Пьера Безухова. Поэтому предлагается заменить их чем-то более увлекательным.
В отличие от тех специалистов, которые считают уроки литературы в их нынешнем виде морально устаревшими, их оппоненты убеждены, что устарела далеко не вся классика, и приводят в качестве яркого примера «Преступление и наказание» или произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина. И те, и другие признают, что большинство уроков литературы не интересны современным школьникам.
Другая проблема школьной программы по литературе — недостаточное внимание к произведениям зарубежных классиков. Несколько часов уделяется Шекспиру и Мольеру, но не затрагиваются произведения Бальзака, Диккенса или Дюма.
На уроках литературы основное внимание уделяется произведениям 19 века, хотя проза и стихи 20 века уже успели стать классикой. Герои Сэлинджера или Голдинга были бы более понятны современным подросткам.
Современная литература изучается на уроках мельком. Произведения русских и зарубежных авторов могли бы дать гораздо больше пищи для размышлений, потому что их проблематика близка нынешнему поколению школьников.
До сих пор школьная классика представляется чем-то мало интересным, но обязательным к прочтению. Наиболее тяжелыми для школьников представляются 4 тома «Войны и мира». Роман содержит достаточно много подробных описаний, сложносочиненных предложений и диалогов на французском языке. Многие школьники ищут легкий путь, читая краткое содержание. Но оно не позволяет оценить проблематику произведения в полной мере.
Мнения учёников.
Мнение 1.
Вообще, это вопрос глобальный, потому что, на мой взгляд, программу по литературе стоило бы перекроить кардинально.
Мы читаем с раннего возраста. И если какие-то произведения "заходили" гладенько, то многие, если и осиливались, то только потому что "надо". Для большинства школьников чтение–это работа, рутина, что-то скучное и непонятно зачем нужное. Очень сложно объяснить ребятам (как младших классов, так и выпускникам), что чтение–это удовольствие, причем удовольствие полезное. А причина этому, как мне видится, в том, что детей заставляют читать то, чего они в принципе (не все, но большинство) не смогут понять в силу возраста. Книга тогда полезна и хороша для человека, когда для неё пришло время. Например, если взять наш опыт, Толстой начал хорошо "заходить" только совсем недавно.
Ещё один минус, на мой взгляд–это практически полное отсутствие зарубежной литературы. Дети не имеют возможности воспринимать русскую литературу как часть культурного всемирного наследия, и, как следствие, имеют о литературе вообще достаточно ограниченное суждение.
Но самое обидное лично для нас в этой ситуации то, что обвинения в связи с этим сыпятся именно на головы молодых людей, а не тех, чей долг их научить.
Мнение 2.
В первую очередь, убрать бы нелепые и устаревшие квази-литературоведческие сочинения с обязательными цитами из Белинского (если уж учить писать научный текст со ссылками, то тогда там должен быть не только один-единственный одобренный критик), а также прочими–"анализом стихотворения" и "образом героя". Сочинения должны быть в программе, но в них ученик должен высказывать собственное мнение и даже с кем-то полемизировать (кстати, вот чему в нашей школе совсем не учат, так это искусству вести дискуссию–мнение авторитета всегда воспринимается как непререкаемое).
Кроме того, русская литература характеризуется двумя особенностями: во-первых, теснейшими связями с зарубежной, а, во-вторых, политизированностью. Поэтому нельзя изучать русскую литературу, не проходя европейских классиков, повлиявших на Пушкина, Лермонтова, и нельзя изучать её в отрыве от истории и в особенности истории идей
Мнение 3.
Добавить бы лирики к поэтам школьной программы, зарубежных авторов. Гапример, "Убить пересмешника", "Над пропастью по во ржи", "Остров Сокровищ".
Мнение 4.
Что бы мы предложили вычеркнуть? Убрали бы «Тихий Дон», «Войну и Мир», «Преступление и наказание», «Белую Гвардию»– не из-за того, что они объемные, нет, просто потому, что к таким серьезным произведениям нужно прийти самостоятельно.
Добавили бы лирики к поэтам школьной программы, зарубежных авторов. Того же "Убить пересмешника", "Над пропастью по во ржи", "Остров Сокровищ".
В общем, наше мнение таково: чтобы заинтересовать детей, необходимо правильно познакомить их с книгой, чтобы она не ассоциировалась у них со скукой и наказанием, обязательностью, а занимала бы их и оставляла под впечатлением.
Мнение 5.
Предложение добавить Диккенса, хотя бы "Рождественские рассказы": добрые, трогательные, очень изящные.
Можно предложить убрать Достоевского.
Вообще, на мой взгляд, в школе не хватает литературы о дружбе. Огромное количество произведений о несчастной трагической любви формирует об этом чувстве представление как о норме жизни, в то время как о том, как дружить и общаться с людьми в нормальном ключе, сказано катастрофически мало.
Мнение 6.
Хорошо бы добавить:
Джозеф Хеллер, "Поправка-22"
Это произведение даёт альтернативный взгляд на войну.
Джон Толкин, "Властелин колец".
В школьной программе вообще нет жанра фэнтези, и было бы круто включить такую классику.
Список литературы:
Алексеева М.А.Преподавание литературы: образовательные технологии.-Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014.-100 с.
Ланин Б.А. Преподавание литературы в школе: неудавшиеся реформы.//журнал «Общественные науки и современность», № 1, 2000.-с.175-186.
Научно-методический журнал «Литература в школе», Ланин Б.а.2018, 2019, все номера.
Некрасова Т. В. Применение современных технологий обучения в преподавании литературы / Т.В.Некрасова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/562763/(дата обращения (30.01.2020).
Сулейманова Н. Уроки литературы: устарела ли школьная классика. //www,MedAboutMe.ru (дата обращения 30.01.2020).