Центральный участок Калининско-Солнцевской линии Московского метрополитена - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Центральный участок Калининско-Солнцевской линии Московского метрополитена

Пирожников А.Л. 1, Петренко А.А. 1
1РУТ (МИИТ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Центральный участок Калининско-Солнцевской линии(здесь и далее-ЦУ КСЛ) -перспективный участок Калининско-Солнцевской линии между станциями Третьяковская и Деловой Центр (на момент написания работы-временно закрыта).

На сегодняшний день Калининско-Солнцевская линия представляет собой 2 независимые друг от друга линии метрополитена: Калининскую (участок Новокосино-Третьяковская) и Солнцевскую (участок Рассказовка-Деловой центр, однако на момент написания в состав участка временно входит фрагмент будущих Большой Кольцевой и Рублёвской линий).

Впервые ЦУ КСЛ появляется в проекте 1957 года, который должен был объединить Калининский радиус от Новогиреево до Таганской и Рижский от ВДНХ до Китай-Города, однако эти планы были отставлены. После этого, в 1965 году в проектах появляется Калининско-Краснопресненский радиус, который должен был включить в себя нынешний участок Киевская-Арбатская Арбатско-Покровской линии, но и этому плану не было суждено быть воплощённым. Данный проект был скорректирован и по Генплану Москвы 1971 года планировался Калининско-Солнцевский диаметр: от Новогиреево до Таганской и Новокузнецкой до Арбатской и далее к Киевской, к которой должен был примыкать участок из Солнцева. К 1985 году проект эволюционировал и стал проектом Солнцевско-Мытищинской хорды, которая включала в себя участок от Солнцева до Парка Победы, после чего через Беговую и Марьину рощу на Ярославское шоссе. Исполнению этих планов помешал крах СССР и последующая тяжёлая экономическая ситуация в России. В 2002 году Солнцевский участок хорды трансформировался в линию лёгкого метро от станции Юго-Западная до Солнцево, но из-за неудачного опыта Бутовской линии, было принято решение строить традиционное метро от Парка Победы. В 2010 году стартовало строительство тоннелей в направлении района Солнцево. В 2012 году было начато сооружение станций Деловой Центр, Ломоносовский проспект и Раменки, а уже в июне 2013 было объявлено о проектировании ветки до Рассказовки. В январе 2014 года был открыт участок Парк Победы-Деловой Центр, в 2017 году открылись станции Минская, Ломоносовский проспект и Раменки, а в августе 2018 года было открыто движение до Рассказовки. Ныне идет проектирование станций Пыхтино и Внуково.

Однако в это время, пока линия в Солнцево была лишь в проектах и планах, линия в Новогиреево уже была в стадии строительства. В декабре 1979 года был открыт первый участок КСЛ от станции Новогиреево до станции Марксистская, в 1986 была открыта Третьяковская. Таким образом, можно сказать, что проект берёт свое начало еще с конца 50-ых годов прошлого столетия.

Согласно Генеральному плану, утверждённому в 2012 году тогда ещё новым назначенным градоначальником Сергеем Собяниным, ЦУ КСЛ представляет собой участок между станциями Деловой Центр и Третьяковская, в который входят станции Дорогомиловская, Плющиха, Волхонка и оборотные тупики за станцией Деловой центр.

Станция Дорогомиловская должна была располагаться под Кутузовским проспектом вблизи Новоарбатского моста, Киевского вокзала и гостиницы «Украина». 9 декабря 2013 года на заседании Городской межведомственной комиссии по наименованию территориальных единиц, улиц, станций метрополитена, организаций и других объектов города Москвы было принято решение о присвоении станции метро наименования Дорогомиловская и о подготовке соответствующего проекта Постановления Правительства Москвы. Предполагалось сооружение на Кольцевой линии станции Российская для пересадки на Дорогомиловскую, однако по официальной версии из-за сложности и дороговизны строительство Российской не предполагается, неофициальная же версия гласит о запрете строительства станции на Кольцевой линии Федеральной службой Охраны Российской Федерации ввиду близости станции к Дому Правительства Российской Федерации. Станцию предполагается построить по типовому проекту. Цветовая гамма — золотисто-чёрная.

Станцию Плющиха планировалось расположить под Садовым кольцом в районе здания Министерства Иностранных Дел Российской Федерации. Будет связана пересадкой со станцией Смоленская Арбатско-Покровской линии и предположительно с Филёвской. В марте 2012 года во время показа мэру столицы Сергею Собянину дальнейшего плана развития Калининской линии заместитель мэра Марат Хуснуллин пропускает «Плющиху» и рассказывает уже о следующей за ней «Дорогомиловской». Хуснуллин также заметил, что обе станции данного участка (включая «Волхонку») могут стать первыми в Москве станциями закрытого типа. Однако от такого конструктивного типа станции позднее отказались в ходе проектирования. Станцию планируется построить по типовому проекту. Цветовая гамма — золотисто-чёрная. Пути станции должны были быть огорожены стеклянными стенами с раздвижными дверями, которые должны были открываться синхронно с дверями поездов в целях защиты пассажиров от падения на пути. Однако от стеклянных перегородок отказались ввиду некоторых неудобств их использования.

Станция Волхонка должна была располагаться в районе площади Пречистенские Ворота и связана пересадкой со станцией Кропоткинская. В интервью в январе 2010 года начальник столичного метрополитена именовал эту станцию Остоженкой.В феврале 2012 года велись работы по освоению местности и геодезические работы. В конце января 2012 года на сайте Метрогипротранса появился проект станции. 29 января 2014 года была подобрана площадка под строительство подземного вестибюля станции на площади Пречистенские Ворота. В июне 2014 года начался снос кафе «Шоколадница» и салона мобильной связи «Связной», на месте которых будет переход на станцию Кропоткинская. Станция будет построена по типовому проекту. Ввиду близости к Пушкинскому музею архитекторы решили сделать станцию в виде выставочного зала. В то время директор, а в настоящий момент президент музея Ирина Антонова поддержала эту идею и направила мэру Москвы Сергею Собянину просьбу сделать станцию высокохудожественной и выставить на станции скульптуры и картины. Скульптуры и картины будут не оригинальными (слепки и копии), поскольку в метро отсутствуют надлежащие условия для их сохранности. В целях безопасности пассажиров пути должны были быть огорожены перегородками из тонированного стекла высотой в 3 метра, с раздвижными дверями, которые будут открываться синхронно с дверями поезда и защитят пассажиров от падения на пути. От этих перегородок вскоре отказались, как это сделали на станциях Солнцевского радиуса.

После внесения ЦУ КСЛ в Генеральный план 2012 года был приведен ряд взыскательных мероприятий на стройплощадках будущих станций и на этом строительство как таковое было остановлено. Проект фигурировал в документах до 2018 года, а в документах по строительству метрополитена, которые датируются 2019 годом, ЦУ КСЛ не упоминается. Но при этом на строительство уже было потрачено более 6 миллиардов рублей, были потрачены деньги на закупку для полушпал для ЦУ КСЛ и охрану стройплощадкок. Позже было объявлено о том, что проект отложен до завершения строительных работ на Большой Кольцевой линии. Позднее, весной 2019 года, мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что соединение Калининской и Солнцевской линий более не рассматривается. Однако, после всплеска возмущения в транспортных кругах Москвы, вице-мэр Москвы по строительству Марат Хуснуллин написал в своём твиттере, что поручил рассмотреть целесообразность проекта с учётом Большой Кольцевой линии и Московского Центрального Кольца, однако спустя неделю Марат Хуснуллин покинул свой пост и стал вице-премьером, вопрос остался подвешен в воздухе и никакого движения на стройплощадках не наблюдается. Ныне Калининская линия представляет собой радиус от «Третьяковской» до «Новокосино», который не менялся с 2012 года, а Солнцевская-хорда от «Рассказовки» до «Савёловской» и временно недействующий участок «Парк Победы»-«Деловой центр». Участок «Шелепиха»-«Савёловская» Большой Кольцевой и Рублёвской линии включен в состав Солнцевской хорды на время строительства тупиков за «Деловым центром».

Если верить бывшему вице-мэру Москвы, то к строительству ЦУ КСЛ должны вернуться после 2023 года, так как на этот год назначен ввод последнего участка Большой Кольцевой линии, не исключено, что проект будет пересмотрен, а именно внесена пересадка на Российскую Кольцевой линии, особенно на фоне возобновления строительства станции Суворовская Кольцевой линии, которая должна стать пересадочной с Достоевской Люблинско-Дмитровской линии, строительство которой было законсервировано после отставки Юрия Лужкова с поста мэра Москвы в 2010 году, однако перспектива возобновления строительства остаются туманными, ввиду наличия иных проектов у Правительства Москвы, например Троицкая и Рублёвская линии столичной подземки, которые находятся в активной стадии реализации.

Проект остаётся необходимым системе Московского транспорта и Московского метро в частности, Солнцевская хорда создаёт огромную нагрузку на станцию «Парк Победы» Арбатско-Покровской линии, которая проходит по густонаселённым районам Запада и Северо-Запада Москвы, особую нагрузку дают станции: «Митино», которая находится в центре одноимённого жилого массива на Северо-Западе Москвы, а также принимает пассажиров из Ближайшего Подмосковья, с которым «Митино» связывают многочисленные маршруты наземного транспорта; «Волоколамская», которая принимает поток с подмосковных станций МЦД-2; «Строгино», которая находится в центре одноимённого жилого района; «Молодёжная», которая находится в районе «Кунцево» и помимо этого к ней подходят многочисленные маршруты наземного транспорта из Можайского района Москвы и посёлков и городов вдоль Можайского, Минского и Рублёвского шоссе Подмосковья; «Славянский бульвар», которая также как и «Молодёжная» принимает подмосковные автобусы с Можайского, Минского и Рублёвского шоссе, помимо этого в активном строительстве находится одноимённая платформа МЦД-1, которая будет иметь более удобную пересадку на Арбатско-Покровскую линию, нежели на «Кунцевской». Если подсчитать население только московских районов, которые обслуживает западный участок Арбатско-Покровской линии, то получается уже больше полумиллиона человек, который ещё до открытия Солнцевского радиуса создавал проблемы на «Киевской» и «Арбатской», а если посчитать население районов, которые обслуживает Солнцевский радиус, то получается также около полумиллиона человека, в общей сумме станция «Парк Победы» имеет нагрузку в 1 миллион человек, таким образом создаётся огромная нагрузка на «Киевскую» и «Арбатскую», которые также давно являются перегруженными. Создание ЦУ КСЛ помогло бы разгрузить «Киевскую», «Арбатскую», участок Филёвской линии «Киевская»-«Международная».

Список литературы

Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского

метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские

учебники», 2010. — 448 с.

Росстат. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2019 года

Калининская линия [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия.

Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Калининская_линия, свободный

Солнцевская линия [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия.

Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Солнцевская_линия, свободный

Целесообразность строительства Центрального участка КСЛ [Электронный ресурс]: Наш транспорт. Режим доступа: https://forum.nashtransport.ru/index.php?showtopic=39673, для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация.

Просмотров работы: 177