Что значит мотивация? Из чего она состоит? Как появляется мотивация учащихся к изучению школьных предметов, таких как обществознание? Формирование мотивации учения школьников можно назвать одной из ключевых проблем в современной школе. Несомненно, важность мотивации представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. Проблема появления мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, она является важнейшим аспектом современного обучения. Это значит, что в поле внимания учителя оказывается не только осуществляемый школьником учение, но и то что происходит в ходе учения становления личности учащегося. Учебная мотивация школьников-обладает целенаправленностью, побуждается иерархией мотивов в которой преобладающим могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью человека занять определенную позицию в системе общественных отношений. Мотивация определяет несколько функций: подбивает поведение, направляет и организует его, придает ему особый смысл и значимость. Все эти функции мотивации реализуются многими побуждениями. Практически мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений: идеалов ценностных ориентации, потребностей, мотивов, целей, интересов, которые толкают человека овладевать знаниями, способами познания, сознательно относиться к учению, быть заинтересованным в учебной деятельности, т. е. то, что определяет, побуждает учебную активность ребенка. У кого-то цели учения заключаются в том, чтобы получить в будущем престижную профессию, другие стремятся лучше познать окружающий мир, третьи не хотят учиться, но вынуждены это делать под давлением своих родителей и учителей. Мы видим, что у каждого человека совершенно разные цели, поэтому характер мотивации у каждого имеет свои особенности.
Какие методы и приемы должны применяться в формировании мотивации учащихся? В школе особую роль занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышают знания и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Игра – это сильный вдохновитель обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. Учитель должен выбрать игру, которая соответствует программному содержанию и четко представляет себе, какие результаты он хочет получить.
Варианты известных игр по обществознанию, которые могут применить учителя:
1. «Три предложения»;
2. «Синквейн»;
3. «Найди ошибки»;
4. «Снежный ком» .
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Появилась новая категория в культуре — информационная, причем овладение которой, начинается с раннего детства. Одна из главных задач образования в соответствие с ФГОС – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. При использовании ИКТ на уроках обществознания меняется деятельность учителя. Учитель становится «координатором» урока, а не простым источником («передатчиком») информации. Компьютерные технологии дают возможность стать участниками сетевых викторин, олимпиад, участвовать в творческих интерактивных проектах. В результате у обучающихся, активно работающих с ИКТ, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков. Информационные технологии на уроках обществознания можно использовать в следующих вариантах: мультимедийные презентации, флеш-фильмы, тесты, кроссворды, тренажеры к подготовке ГИА.
В современных условиях общеобразовательная школа призвана решить целый комплекс важнейших задач, ведущее место среди которых занимает развитие положительной мотивации учения как важный фактор успешности обучения и воспитания. Актуализация рассматривает развитие у школьников нужной мотивации учения, стойкого и серьезного желания учиться, опираясь для этого на имеющиеся у школьника мотивы, вызвать у них новые. При этом следует иметь в виду, что нужные мотивы могут развиваться только в процессе учения. Вместе с тем надо создать в классе, в школе, в семье атмосферу, обстановку, способствующую появлению новых мотивационных установок. Развитие внутреннего отношения ребенка к уровню своих возможностей зависит от возрастных особенностей развития ребенка. Учитель должен наблюдать, направлять и развивать мотивации школьника, различными методами и приемами. В педагогическом процессе развитие положительной мотивации учения у школьников составляет часть процесса, не нарушая целостности, то есть обеспечивается единство цели, содержания, выбора оптимальных средств, методов контроля, подведения.
Литература
1. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории и обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. № 4. С. 13–19.
2. Курочкина Н.А. Развитие познавательных интересов школьников на уроках истории и обществознания. Великий Новгород, 2007. С. 77.
3. Маркова А.П. и др. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.
4. Никифорова Ф.В. Развитие и формирование мотивации учения // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3.С. 53–56.