Междисциплинарные связи в обучении обществознанию - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Междисциплинарные связи в обучении обществознанию

Гирфанова К.Э. 1
1ФГБОУ БГПУ им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Данная работа посвящена анализу научной литературы о проблемах междисциплинарного подхода в обучении обществознанию. Актуальность темы определяется мало разработанной системой форм, методов и приемов при реализации междисциплинарных связей в школе. Проблема заключается в практическом обосновании путей реализации межпредметных связей. Теоретические аспекты «междисциплинарности» не разработаны на эмпирическом уровне.

Актуализация междисциплинарности в современном российском образовании вызывается необходимостью реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (начального, основного, полного), повышения качества российского образования, усиления его практико-ориентированного характера. Федеральные государственные образовательные стандарты выдвигают такие характеристики выпускников российской школы, как достижение личностных, метапредметных, предметных результатов [1]. Метапредметные результаты включают познание важнейших общих характеристик окружающего мира (природа и общество) и овладение универсальными учебными действиями. Ребенку необходимо не просто давать знания, надо научить его складывать все в единое целое, находить новые знания и производить новый продукт. На помощь приходят межпредметные связи, которые являются важнейшим средством формирования метапредметных результатов.

Междисциплинарные связи разрешают противоречие между разрозненным усвоением знаний и необходимостью их интеграции, комплексного применения в практике, трудовой деятельности и жизнедеятельности человека [2].

В педагогике существует несколько классификаций межпредметных связей. Наиболее полным представляется комплексный вариант, который продемонстрировали В.Н. Максимова и И.Д. Зверев, выделив три критерия: информационную структуру учебного предмета, морфологическую структуру учебной деятельности и организационно-методические элементы процесса обучения [3]. С учетом этих критериев были определены три типа связи между учебными дисциплинами:

содержательно-информационные — по видам знаний (фактические, понятийные, теоретические и др.);

операционно-деятельностные — по видам умений (познавательные, практические, ценностно-ориентационные);

организационно-методические — по способам реализации межпредметных связей в учебном процессе [4].

В соответствии с этими типами в пособии по методике обучения обществознанию Соболевой О.Б. структурированы виды межпредметных связей и примеры их реализации. Анализ данных примеров показал, что наиболее интересными и эффективными являются понятийный, ценностно-ориентационный, многосторонний виды междисциплинарных связей.

Например, понятие «государство» является общим для истории, обществознания, географии и права. Здесь учитель может использовать метод подведения к понятию, оперируя знаниями учеников, полученных ранее на уроках географии и истории. Использование атласных карт, небольшие тезисы о формировании новых земель в процессе становления Российского государства и т.д.

Наиболее глубокой и интересной для школьников является этическая сфера, охватывающая большинство тем в литературе, истории, в основах религиозных культур, что видно на примере ценностно-ориентационного вида межпредметной связи. Например: «Золотое правило морали», как основа религиозных культур, его происхождение в рамках истории философской мысли, его место в развитии морали, оно, как мерило поступков героев литературных произведений и т.д. Этическую подоплеку в рамках подобных тем по обществознанию можно развивать намного глубже и шире, творчески подходить к подготовке урока.

Наиболее сложным примером реализации выше приведенных связей являются многосторонние связи между предметами. Например: экологические проблемы изучаются на уроках обществознания, ОБЖ, биологии, физики, химии, истории, что позволяет развитию целостной картины мира обучающихся. Для решения проблем преподавания на основе междисциплинарных связей в статье Суходимцевой А.П., Корольковой Е.С., Ереминой Ю.Б. были разработаны стратегии реализации межпредметного подхода в школе:

1) комплексное изучение объекта разными науками,

2) изучение разных объектов методами одной науки,

3) изучение различных объектов различными науками посредством одних и тех же теорий и законов,

4) развитие познавательной активности и самостоятельности школьников на основе методологии учебной деятельности [5].

С помощью этих стратегий приведены примеры работы с понятиями истина, социальная роль. Задания представляют собой аккумулирование обществоведческих, литературных, естественно-научных знаний и универсальных учебных действий.

Результатом исследования является задание, составленное на основе междисциплинарного подхода. Для этого выбрана тема по обществознанию: «Что значит жить по правилам?», которые учащиеся проходят в 7 классе по учебнику Боголюбова «Обществознание».

Учащимся предлагается фрагмент пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» (пятое действие, явление VIII).

Далее ученикам задаются вопросы как в письменном варианте, в форме домашнего задания, так и в устном в процессе фронтального опроса:

- Встает ли вопрос о наличии или отсутствии в данном обществе социальных норм?

- Используя таблицу в учебнике определите вид действующих или недействующих социальных норм, которые прослеживаются во фрагменте пьесы.

- Можно ли оправдать действия персонажей, тем, что принятые социальные нормы в данном обществе – это нормы обычаи?

- Вспомните конец пьесы, какие социальные нормы предполагается применить в адрес Городничего?

- Вспомните из курса «Истории» каковы были санкции в то время?

Данная формулировка вопросов позволяет учащимся аккумулировать свои ранее полученные знания на уроке литературы и истории и пропустить их через призму критического анализа. Подобное задание представляет собой вид межпредметной связи по знаниям о ценностных ориентациях. Происходит взаимопроникновение тем и понятий и определяет такой вид межпредметных связей как более эффективный по интеграции полученных знаний. Данный вид работы способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте.

Таким образом, тема межпредметности актуальна для российской школы в связи с необходимостью воспитания человека творческого, думающего, активно действующего в условиях постиндустриального общества. Для эффективного применения межпредметного подхода необходимо: осуществлять педагогам сотрудничество и учитывать уровень развития учащихся, материал, удерживать межпредметную линию в предметном материале, осуществлять стратегии реализации межпредметного подхода, предложенные выше.

Литература

Зверев И. Д. Максимова В.// Межпредметные связи в современной школе. М., 1981. С. 162.

Соболева О.Б., Кузин Д.В. Методика обучения обществознанию: учебник и практикум для академического бакалавриата / — М.: Издательство Юрайт, 2017. — с.191.

Суходимцева А.П., Дмитриченкова С.В. Межпредметный подход в решении проблем метапредметности образования// Проблемы современного педагогического образования, №58-2, Москва, 2018. – с. 240-243.

Суходимцева А.П., Королькова Е.С., Еремина Ю.Б. Формы и методы осуществления межпредметного подхода в образовательном процессе школы// Образовательное пространство в информационную эпоху, Москва, 2019. – с. 845-859.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2010.

Просмотров работы: 658