ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ОРГАНИЗМ И СРЕДА В 6 КЛАССЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ОРГАНИЗМ И СРЕДА В 6 КЛАССЕ

Лихачева Е.В. 1, Коурова С.И. 2
1ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет
2ФГБОУ ВО "ШАДРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время качество природной среды ухудшается с каждым днем и все возможные принятые меры по его восстановлению мало влияют на решение экологических проблем и улучшение качества окружающей среды. Эффективным способом сохранения естественной среды в пригодном для жизнедеятельности человека состоянии является воспитание экологического сознания человечества.

Экологическое воспитание школьников на современном этапе нуждается в психологической включенности личности в мир природы с последующим поэтапным конструированием системы личностного отношения к природе (теоретическим, эмоционально-ценностным, практически-действенным). Это обеспечивает соблюдение логики формирования экологических знаний, использование их познавательного и воспитательного значения в учебно-воспитательном процессе. Именно в этом заключаются особенности экологического воспитания на основе «глубинной экологии», которое предусматривает формирование осознания единства и целостности природы, уникальности и неповторимости живых систем, взаимосвязи и взаимозависимости явлений природы, понимание человека как неотъемлемого звена в природе, утверждение уважения человека ко всем формам жизни, гармоничного развития человека и природы [1].

Вопрос воспитания экологического сознания человека и формирования экологической культуры личности является актуальной проблемой современного школьного биологического образования. Стандарты второго поколения отличаются высоким уровнем экологизации содержания требований к результатам обучения. Прежде всего, это касается предметов естественнонаучного цикла. Хотя надпредметность образования и междисциплинарность, практиориентированный подход к образованию учащихся предполагет экологизацию практически всех учебных предметных областей, начиная с физики, географии и химии и завершая технологией, литературой и обществоведческими дисциплинами. К сожалению в основной школе, не предусмотрен самостоятельный учебный курс «Экология», хотя вопросам экологического содержания отводится большой блок заданий в материалах ОГЭ И ЕГЭ по биологии и другим дисциплинам и его включение было бы уместным, так расширяло и систематизировало бы знания учащихся по экологии [4].

В настоящее время существует много авторских линий изучения биологии и экологической составляющей в средней школе. Остановимся на вопросе об изучении раздела «Организм и среда» в 6 классе по авторской линии Н.И. Сонина (линейный вариант). Структура линии возвращает учителя к традиционному способу компоновки материала. Отличительной чертой линии является включение общебиологических знаний в учебники для каждого класса и логическое встраивание их в структуру основного материала, что помогает подготовиться к сдаче ОГЭ. Разнообразить занятия, эффективно закрепить материал и проконтролировать результаты помогают рабочие тетради, тетради для лабораторных работ и тетради для оценки качества знаний, предусмотренные УМК. Особенностью данной авторской линии является ее надпредметность, нацеленность на формирование целостной ественнононаучной картины мира ребенка и ценностного отношения к себе как разумной части природы и окружающей природной среде. В 6 классе вводятся основные понятия биологии. Сокращение материала в учебнике и его разноуровневое представление позволяет преподавать курс и 1, и 2 часа в неделю. Занятия в 6 классе посвящаются вопросам строения и жизнедеятельности живых организмов, принадлежащих к различным царствам, далее детально изучается многообразие живого мира: Данная программа продолжает премственность в вопросах экологического образования и воспитания учащихся, заложенную в начальной школе и 5 классе. Рассматриваемые вопросы касаются изучения вопросов общей экологии и охраны проироды. В таблице 1. представлено содержание экологического раздела «Организм и среда», формируемые компетенции и демонстрации, предусмотренные программой 6 класса «Биология. Живой организм» [2].

Таблица 1

Содержание раздела «Организм и среда» по линии Н.И. Сонина (6 класс)

Организм и среда

Среда обитания. Факторы среды

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

Демонстрация

Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи между живыми организмами, пищевые цепи и сети

Характеризуют и сравнивают основные факторы экологической среды. Называют основные факторы экологической среды. Объясняют особенности приспособленности организмов к различным средам обитания. Приводят примеры приспособленности организмов к своей среде обитания

Природные сообщества

Природное сообщество и экосистема. Структура природного сообщества. Связи в природном сообществе. Цепи питания.

Демонстрация

Структура экосистемы, моделей экологических систем

Называют основные группы организмов в экосистеме, описывают их роль в экосистеме. Составляют простейшие цепи питания. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания на живые организмы

Итак, как показывает анализ содержания экологической составляющей в 6 классе учащиеся знакомятся с вопросами основных разделов биоэкологии – это аутэкология или экология организма и среды и синэкология, которая рассматривает сообщества и экоситемы, процессы происходящие в них, также законы функционирования экосистем и их трофическую структуру. Следует отметить, что более глубоко вопросы биоэкологии будут рассматриваться в старших классах. Так, в учебник для 9 класса «Человек» был добавлен новый раздел «Человек и биосфера», а при изучении определенной группы живых организмов логично рассматриваются экологические и эволюционные аспекты живой природы: экология растений (7 класс), экология животных (8 класс), экология человека (9 класс).

Программа 6 класса предусматривает воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе [3].

Дидактические подходы к изучению данного раздела предусматривают использование разнообразных приемов, методов форм и средств обучения. Например, при изучении прирдных сообществ и экологических факторов используется краеведческий подход. Изучение экологии родного края способствуют осознанию ответсвенности за сохранения окружающей среды, которая непосредственно окружает ребенка. Также на уроках «открытия нового знания» можно использовать проблемные ситуации, эвристические задания, фрагменты литературных произведений, стихи, которые способны затронуть чувства и вызвать эмоции учащихся:

«Без особой нужды, от скуки

Если даже в лесу впервые,

Не ломай ты деревьям руки

Ведь живые они, живые.”

«Человек – он ведь тоже природа,

Он ведь закат и восход,

И четыре в нем времени года

И особый в нем музыки ход…» (О.Дубкина)

Учитывая возрастные особенности детей среднего школьного возраста целесообразно применять игровые технологии (ребусы, кроссворды, загадки, составление глоссария, сказок и экологических рассказов). Большой интерес у учащихся вызывают интерактивные технологии обучения. При этом может быть организована работа в группах, парах, индивидуально, фронтально. Например, «Ромашку Блума» целесообразно использовать на этапе повторения и актуализации знаний. На этапе закрепления уместны кластер и синквйен («окружающая среда», «живой организм», «фактор», «адаптации», «пищевые цепи» и др.). Пример синквейна «Фактор» в теме «Влияние факторов среды на организмы».

1)Биотический, абиотический

2)Определяет, анализирует, характеризует

3)Свойства внешней среды, оказывающие влияние на организмы

4) Условие жизни.

Эти приемы можно использовать при организации работы в группах. Например, каждая группа составляет кластер на тему «Природное сообщество: лес, луг, водоем или кластер понятия «Природа» и др.

Вариант заданий на составление пищевых цепей. Тема «Пищевые цепи и сети».

Определите правильно составленную пищевую цепь:

а) ястреб → дрозд → гусеница → крапива;

б) крапива → дрозд → гусеница → ястреб;

в) гусеница → крапива → дрозд → ястреб;

г) крапива → гусеница → дрозд → ястреб.

Использование мультимедийных презентаций, учебных фильмов и интернет-ресурсов с демонстрацией цепей питания и действия экологических факторов на живые организмы способствует более качественному усвоению материала. Внеурочная работа является важной формой повышения интереса учащихся к вопросам экологии, это может быть организация экскурсий в природные сообщества, в музеи, встречи с интересными людьми, творческие домашние задания, подготовка мини-проектов.

Таким образом, реализация экологического воспитания на уроках биологии может осуществляться различными способами в зависимости от времени, выделенного на уроке. Каждый урок биологии должен включать в себя элементы экологического воспитания, которые не будут занимать много времени, но будут мотивировать интерс учащихся к познанию живй природды и осознанию ценностного отношения к ней [2].

Литература

Афанасьева С.В. Становление и развитие экологического образования и просвещения / С.В. Афанасьева. – М.: Вестник ДВГСГА. Естественнонаучные знания. № 2(6) 2010

Фицула М.М. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М., 2002. –

Содержание программы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://navesnenskayaschool.ru/article257 13. Среды обитания [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://studopedia.ru/1_123835_organizm kak sreda­obitaniya.html

Экологическое воспитание [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogika_fitsula_mm/ekologichne_vihovannya.htm

Просмотров работы: 10