Невербальные средства общения в ходе проведения деловой беседы и публичного выступления - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Невербальные средства общения в ходе проведения деловой беседы и публичного выступления

Ли В.Н. 1, Наумлюк А.Г. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каждому военнослужащему за время своей службы хоть раз приходилось сталкиваться с участием в деловой беседе, либо с необходимостью публичного выступления перед большой аудиторией. Для многих сейчас это становится самой большой проблемой, так как не имея опыта выступления, многие делают огромное количество ошибок. Особенно часто данная проблема касается руководителей. Руководитель должен уметь говорить правильно, не допуская каких-либо речевых ошибок, соблюдая все законы красноречия. Тот командир, который на должном уровне не владеет риторикой, потерпит значительное количество неудач. Исскуству говорить нужно обучаться. Но помимо вербального общения существует невербальное (язык тела). Оно также играет значительную роль в общении между руководителем и подчиненным личным составом.

Изучение невербального общения уходит в глубь времен. Уже в учениях древних греков и римлян описана информация о жестах, которыми пользовались люди. Во 2-й пол. XIX в. Дельсарт предпринял одну из первых попыток расшифровать «тайну» голоса, телодвижений и жестов. Одной из самых значимых работ и давших толчок к изучению невербального общения стала книга Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных», вышедшая в 1872 г. и носила описательный характер. Работа Эфрона «Жесты и окрущающая среда», написанная в 1941 г., стала классической. Тщательно проработанные методы изучения жестов и языка тела, а также предложенная им классификация невербального поведения оказали влияние на будущее поколение учеников. В дальнейшем ученые стали основательно заниматься изучением невербального общения.

Невербальное общение человека связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. На основе невербального общения раскрывается внутренний мир личности. Люди быстро приспосабливают свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но невербальное общение оказывается менее пластичным. Невербальное общение вызывается импульсами подсознания, т.е. человек, не владеющий методикой регулирования этих импульсов не может контролировать или подделывать поведение, в отличие от обычной, вербальной речи. Знание невербального языка помогает не только лучше понимать свобеседника, но и предугадывать его реакцию, изменяя в зависимости от этого тактику общения для достижения желаемой цели. В разных культурах и национальностях один и тот же невербальный знак может обозначать абсолютно несвязанные между собой сигналы, поэтому универсальной системы языка тела для всех людей не существует так же, как, например, устного языка. Наряду с этим, невербальные знаки нельзя рассматривать отдельно друг от друга, следует учитывать конкретную ситуацию, состояние человека, взаимоотношение между собеседниками, стиль беседы, невербальный знак может нести различный смысл, если он уточнен и дополнен другими.

Ученые создали классификацию невербальных средств общения: кинесика (совокупность телодвижений), такесика (с помощью прикосновений), проксемика (пространственная система общения), просодика и экстралингвинстика (эмоции и особенности голоса).

Рассмотрим кнесические средства общения. Кинесические средства – это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позах, жестах и взглядах. Ученые отмечают значимость мимики, определено, что происходит утеря инфорации до 15%, если слушатели не видят мимики выступающего. Описано до 20 000 описаний выражений лица. Полом Экманом предложена классификация мимики, получившая название Fast, ее смысл заключается в разделении лица на зоны и выделении шести основных наиболее встречающихся эмоций: радостьи, гнева, удивления, отвращения, страха и грусти. Исследования показали, что мимика интерпритируется собеседниками согласно выражаемых ей эмоциональных состояний вне зависмости от культуры и национальсти ; а также основную информативную нагрузку несут брови и область рта (губы).

Важную часть мимики составляет визуальный контакт (взгляд). Психологи Р. Экслайн и Л. Винтере установили зависимость визуального контакта от степени готовности высказывания: взгляд в ходе выступления или общения устремлен в сторону, если говорящий только формулирует мысль; и, наоборот, обращён к публике (собеседнику), если мысль полностью готова. Взгляд отражает расположение собеседников к общению. Если на выступающего мало смотрят, то можно сделать вывод, что аудитория не заинтересована или негативно настроена; если много – бросает вызов или поддерживает мысль говорящего. Скованный, зажатый собеседник, который встречается менее 1/3 от времени общения, редко пользуется доверием.

Существенную роль в восприятии собеседника играет поза. Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения. Выделяются «открытые» и «закрытые» позы. «Закрытые» позы свидетельствуют о чувстве дискомфорта человека и стремлении защититься от неприятной ситуации. «Открытые» позы воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Наилучшая поза для располагающей и искренней беседы должна быть открытой: руки не скрещены, а свободно лежат на подлокотниках; если нет подлокотников, руки лежат на коленях; корпус прямой и одновременно слегка расслабленный (плохо, если «развалился» или «аршин проглотил»); ноги также не скрещены, естественно и свободно стоят прямо (позиция «нога на ногу» допустима и свидетельствует о большей раскрепощенности); смотрит в глаза спокойно и внимательно; голова прямо (не наклоняет голову на бок, не «задирает нос», не смотрит исподлобья); плечи свободно опущены.

Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека и отражают его состояние. Характеристики голоса относятся к просодическим и экстралингвистическим явлениям. Просодика это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д. Довольно громкий голос (даже в будничной обстановке) отличает людей, которые привыкли отдавать распоряжения, считают себя вправе отчитывать виноватых и не сомневаются в правоте своей позиции. Громким голосом стараются перекрыть возражения оппонента, прервать на полуслове стремление противоречить и не подчиняться. Большая громкость может быть и проявлением недостаточной самокритичности, неумения владеть своими чувствами. Как правило человеку, говорящему здраво, спокойно и рассудительно, не требуется форсировать громкость своей речи. Малая громкость голоса свидетельствует о том, что человек сдержанный, скромный, вероятно, хорошо воспитанный. Тихий голос может быть и твердым, даже жестким. Так говорят люди, абсолютно уверенные, что их доводы безупречны и что их голос – пускай и негромкий – обязательно будет услышан. Не исключено, что человек, предпочитающий говорить тихо, испытывает смутное ощущение неловкости и вины (не обязательно обоснованное). Сильные и внезапные колебания громкости голоса свидетельствуют об общей повышенной эмоциональности либо о том волнении, которое говорящий испытывает в данный момент. Это волнение обычно заражает слушателей, особенно когда поначалу тихий голос вдруг крепнет и обретает уверенную громкость. Хорошие ораторы знают, что речь, произнесенная в одном тоне (пускай даже и с пафосом), не может увлечь слушателей. Поэтому они сознательно варьируют громкость речи, придавая сказанному сильный эмоциональный акцент.

Общение всегда пространственно организовано. Термин «проксемика» буквально означает «близость». К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. На эти характеристики влияют культурные и национальные факторы. Выделяются четыре основные дистанции, которыми руководствуется большинство людей во время общения: интимная, личная, социальная и публичная. Интимную дистанцию (от 15 до 50 см) человек соблюдает только в общении с самыми близкими людьми – членами семьи, возлюбленными. Личная зона (от 50 до 120 см) используется в дружеском общении. Социальная дистанция (от 120 до 250 см) – устанавливается в случаях, когда общение происходит с незнакомым человеком. На таком расстоянии директор принимает секретаря, других служащих, подчеркивая строго деловое общение. Подобная дистанция удобна, когда длительное общение нежелательно: можно отвести от собеседника взгляд, и на таком расстоянии это будет означать прекращение разговора. Публичная дистанция (от 350 до 750 см) идеально подходит для выступлений на совещаниях, семинарах. Публичная дистанция – это расстояние от сцены до публики; от трибуны до участников совещаний, собраний. При общении необходимо помнить, что представители разных национальных культур по-разному относятся к дистанции. Помимо дистанции, большое значение имеет расположение за столом. Оно определяется характером общения: напротив – общение носит соперничающий или оборонительный характер; угловая позиция – при дружеской беседе; с одной стороны стола – при кооперативном (деловом) общении; по диагонали (с разных сторон стола) – независимая позиция.

Проведя анализ невербального общения в ходе деловой беседы и публичного выступления, можно сделать вывод, что необходимо как можно лучше контролировать Поскольку подсознание людей работает автоматически, независимо от них, невербальные знаки могут «выдать с головой», поэтому, чтобы скрыть свои мысли, целесообразно: специально отрабатывать комплекс жестов, придающих правдоподобность сказанному; шире использовать положительные невербальные знаки, привлекающие других, и, по возможности, избавляться от отрицательных; соблюдать дистанцию по отношению к собеседнику, чтобы не были видны микрознаки (румянец, изменения зрачков и пр.) и поза в целом. Для установления взаимопонимания с партнерами, усиления влияния слов следует использовать прием «отзеркаливания», т.е.: принимать позы, сходные с позами собеседника (явное копирование может быть расценено как передразнивание, что приведет к потере контакта); синхронизовать жесты и ритм своих движений с жестами и ритмом движений собеседника; использовать в своей речи сходные темп, громкость, интонацию голоса, темп речи. Таким образом, все системы невербальной коммуникации существенно дополняют речевое воздействие, как усиливая его, так и ослабляя.

Список использованных источников.

1. Кибанов, А.Я., Захаров, Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: учеб. [Текст] / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалов. – М.: ИНФРА-М, 2004.

2. Психологические аспекты подбора и проверки персонала [Текст] / сост. Н.А. Литвинцева. – М., 1997.

3. Психология общения [Текст] / Р. Вердербер, К. Вердербер. – СПб.: Прайм еврознак, 2003.

Просмотров работы: 441