ПОНЯТИЕ “ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ». - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПОНЯТИЕ “ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ».

Соегова А.Н. 1
1Ивановский филиал РЭУ имени Г. В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Понятие “туристский потенциал территории».

Основные характеристики

Рассмотрение понятия «туристский потенциал территории» невозможно вне контекста основного понятийного аппарата используемого в туризме в целом. В современной научной и научно-прикладной литературе сложилось следующее понимание основных дефиниций туризма.

Основополагающими являются определения туризм и турист.

Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.

Турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.

На сегодняшний день существует следующая классификация форм туризма:

Туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации.

Туризм международный - туризм выездной или въездной.

Туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации.

Туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну.

В зависимости от главной цели путешествия выделяют следующие разновидности форм туризма:

Рекреационный туризм – туризм с целью отдыха, оздоровления и лечения.

Познавательный (культурный) туризм – путешествие в целях ознакомления с историко-культурными достопримечательностями и уникальными природными объектами.

Научный туризм – посещение конгрессов, симпозиумов с последующими экскурсионными программами.

Деловой туризм – поездки, совершаемые с деловыми целями.

Религиозный туризм – путешествие с целью посещения религиозных святынь.

Экологический туризм - посещение туристами экологически чистых природных мест, наблюдение нетронутой человеком природы, естественных красивых ландшафтов.

Дальнейшее рассмотрение определений целесообразней продолжить с обобщающего термина туристской индустрии:

Туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.

В состав следующей основной группы понятий, определяющих сущность собственно туристской деятельности, входят:

Туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.

Турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом.

Формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие).

Продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое).

Реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.

Туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Основой для формирования туристского продукта являются туристские ресурсы, поэтому необходимо определить состав данного понятия:

Туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.

Главным документом подтверждающим факт покупки туристского продукта является туристская путевка:

Туристская путевка - документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности.

При формировании туристских продуктов зачастую в их состав включают экскурсионные программы, таким образом, необходимо определить понятия связанные с проведением экскурсий:

Экскурсант - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика.

Экскурсовод (гид) - профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания.

Гид-переводчик - профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания.

Однако в существующей литературе, мы не встретили развернутого прямого определения «туристский потенциал территории», являющегося основополагающим в ВКР, но в текстах таких авторов как Здоров А.Б., Кухтин П.В., Левов А.А., Харрис Годфри, Кац Канет имеется прямое указание на основное содержание данного понятия.

В общих толковых, а также в энциклопедических словарях термином “потенциал” (от латинского potentia - сила) обозначаются “возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи”.

Термин “потенциал”, близок по своему смысловому значению к термину “ресурс”, но все же отличается от последнего тем, что хотя и применяется в форме единственного числа, но всегда подразумевает совокупность характеристик, предметов, явлений.

Обобщая все имеющиеся высказывания можно сделать вывод о том, что под туристским потенциалом территории понимается наличие реальных (существующих на сегодняшний момент) и потенциальных (то есть тех, которые возможно актуализировать методами вовлечение в новую отрасль и/или создать достаточно быстро) ресурсов, расположенных или имеющих место быть на территории ограниченной определенными критериями – административным делением, границами, природным ландшафтом и т.д.

Понятие «туристский потенциал территории» носит глубоко системный характер, так как такие сложные социально-экономические объекты как территория, регионы, районы, поселения имеют системную саморазвивающуюся природу. Таким образом, у туристского потенциала территории необходимо выделить три основных аспекта анализа:

1) Структура, которая и будет определять ее качественное системное своеобразие (то, что в дальнейшей туристской коммерческой деятельности и будет объектом продажи и получения прибыли. Например, Владимир – столица древнерусского Владимиро-Суздальской земли, Москва - Мать городов русских и т.п.).

2) Функции системы (свойство быть уникальным историко-архитектурным заповедником; создание мифологических объектов и самих мифов и легенд как предмета потребления туристами; уникальность святых мест; загадочность и продажа этого состояния).

3) Основные элементы системы (то есть кадровый потенциал, экономический потенциал, социальный потенциал, демографический, исторический и т.д.).

Таким образом, под туристским потенциалом территории понимается совокупность принадлежащих данной территории природных и созданных человеком объектов и явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования туристского продукта и осуществления соответствующих туров, экскурсий, программ.

Просмотров работы: 2682