Основными потенциальными потребителями туристских услуг являются жители области, поэтому целесообразно проанализировать туристский рынок Ивановской области, выявить социально-демографический состав туристов и их предпочтения по видам отдыха.
Как показали результаты исследования, наибольшим спросом у жителей Ивановской области пользуются оздоровительный и познавательный виды туризма. При этом в туристские поездки отправляются представители всех социально-демографических категорий.
Социально-демографический состав туристов Ивановской области выглядит следующим образом:
Таблица 1
Социально-демографический состав туристов Ивановской области
Характеристика |
Доля в выборке |
Пол |
|
Мужской |
36,9 |
Женский |
63,1 |
Возраст |
|
16-20 лет |
11,7 |
21-25 лет |
9,9 |
26-30 лет |
11,7 |
31-40 лет |
15,5 |
41-50 лет |
17,1 |
51-60 лет |
13,8 |
Продолжение таблицы 1
61 лет и более |
20,4 |
Образование |
|
Начальное |
0,8 |
Неполное среднее |
6,2 |
Полное общее среднее |
11,7 |
Среднее специальное |
35,4 |
Неполное, незаконченное высшее |
7,4 |
Высшее |
38,5 |
Уровень дохода на одного члена семьи, руб. |
|
801-1200 |
1,0 |
1201-1600 |
2,5 |
1601-2000 |
21,7 |
2001-3000 |
41,9 |
3001-4000 |
20,4 |
4001-5000 |
6,6 |
Свыше 5000 |
4,5 |
Характеристика |
Доля в выборке |
Отказ от ответа |
1,4 |
Семейное положение |
|
Женат/замужем |
55,4 |
Гражданский брак |
3,3 |
Разведен(а) |
6,4 |
Вдова/вдовец |
13,1 |
Холост/не замужем |
21,4 |
Затруднились ответить |
0,4 |
Род деятельности |
|
Рабочий промышленности, строительства, связи и т.д. |
5,3 |
ИТР промышленности, строительства, связи и т.д. |
4,7 |
Служащий-неспециалист |
2,9 |
Представитель непроизводственной интеллигенции |
10,5 |
Руководитель предприятия |
1,0 |
Руководитель подразделения, отдела |
3,3 |
Служащий-специалист |
12,8 |
Военнослужащий, сотрудник милиции |
2,7 |
Работник торговли и сферы бытового обслуживания |
3,5 |
Предприниматель-собственник |
3,3 |
Студент вуза, учащийся техникума |
12,5 |
Домохозяйка |
4,3 |
Пенсионер |
24,3 |
Безработный |
3,3 |
Иное |
5,6 |
Рис. 1. Социально-демографический состав туристов по возрасту
Рис. 2. Социально-демографический состав туристов по образованию
Рис. 3. Социально-демографический состав туристов по уровню дохода на 1 члена семьи
Половина опрошенных предпочитают оздоровительный отдых, 17,6 % склоняются к познавательному туризму, 11,6 % - к активному, 8,7 % - к спортивному. Остальные 14,1 % выбирали другие варианты отдыха: охоту и рыбалку, отдых на даче, паломнический туризм и так далее.
Наблюдается зависимость между возрастом опрошенных и видами туризма, которые они выбирают. Так, представители более старшего поколения предпочитают в основном оздоровительный отдых, представители среднего возраста – оздоровительный и познавательный.
Таблица 2
Предпочтение по видам отдыха в зависимости от возрастной группы в Ивановской области, %
Вид отдыха |
16-20 |
21-25 |
26-30 |
31-40 |
41-50 |
61-60 |
61 и старше |
оздоровительный |
26,9 |
33,3 |
38,3 |
46,1 |
39,6 |
57,0 |
65,4 |
спортивный |
17,3 |
23,3 |
10,6 |
5,9 |
9,4 |
3,5 |
3,9 |
познавательный |
25,0 |
11,7 |
31,9 |
23,5 |
19,8 |
18,6 |
7,2 |
активный |
23,1 |
25,0 |
12,8 |
12,7 |
5,2 |
7,0 |
7,8 |
иное |
7,7 |
6,7 |
6,4 |
11,8 |
26,0 |
14,0 |
15,7 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Основные цели поездок, предпринимаемых жителями области. – отдых (83,6 %), лечение (7 %) и ознакомление с достопримечательностями (4 %).
Рис. 4. Предпочтения по видам отдыха в зависимости от возрастной группы, %
Основным каналом осведомленности о местах отдыха: друзья, знакомые, родственники (33,2 %), телевидение (30,4 %), пресса (13,7 %).
На основании проведенного опроса экспертов был выявлен перечень наиболее аттрактивных памятников истории с точки зрения туризма (см. табл. 3).
Для понимания механизма оценка памятников с учетом исторической и культурной ценности рассмотрим пример оценки музея Д.А. Фурманова. Расчет производится по следующей формуле:
С = Б (1+Е) t(1-k) * Кк
С - стоимость памятника; учитывающая его историческую и культурную ценность;
Б - восстановительная стоимость в ценах и тарифах на момент оценки;
Е = 1/Т - нормативный коэффициент утраты первоначального состояния, где: Т - нормативный срок эксплуатации объекта, предусмотренный поколением создателей (деревянный 25-50 лет, каменный 75-100 лет);
t - срок фактического существования с момента его возведения до года установления страховой стоимости;
К = Кф (м / М) - коэффициент обновления памятника, где: Кф - процент восстановления утраченной первоначальной формы, определяется экспертно и устанавливается от 0 до 1; м - объем новых материалов не принадлежащих эпохе возведения памятника; М - фактический объем материалов образующих памятник.
При использовании данной методики авторы исходят из того, что наряду с определением восстановительной стоимости памятника, необходимо учитывать объективное нарастание стоимости памятника за счет его историко-культурной ценности с учетом времени его существования - (1+Е)t и уменьшение стоимости, вызванное проводимыми реставрационно-восстановительными работами - (1-к).
Кк - коэффициент корректировки, частично учитывающий фактор историко - культурной ценности при расчете величины восстановительной стоимости памятника, принимается равным -1/1,5. = 0,67.
Таким образом, оценочная стоимость Музея Д.А. Фурманова с учетом исторической и культурной ценности составит:
Таблица 3
Оценка наиболее аттрактивных памятников
Название |
Балансовая стоимость, руб. |
Стоимость с учетом культурного и исторического наследия, руб. |
1. Музей Д.А. Фурманова |
17 000 000 |
60 276 000 |
2. Галерею им. Д.А. Трубникова |
29 700 000 |
1 108 393 000 |
3. Храм Архангела Михаила (Село Михайловское) |
39 000 000 |
181 889 000 |
4. Храм Иконы Божьей Матери Всех Скорбящих |
44 000 000 |
2 788 655 000 |