Социально-педагогическая работа с пожилыми людьми. - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Социально-педагогическая работа с пожилыми людьми.

Залеева А.И. 1
1УлГПУ им. И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. Во второй половине двадцатого века существенно изменилась возрастная структура населения, которая определяется уровнями рождаемости и смертности и обуславливает долю экономически активного населения, степень обеспеченности страны трудовыми ресурсами. Численность пожилого населения планеты с 1950 года возросла в 5 раз .Ученые говорят о "старении" общества. Социальная обстановка в современном мире, ориентация на молодость, на активный образ жизни, философия достижений делает этот демографический слой наиболее уязвимым, что в полной мере касается и нашей страны.

Сложившаяся социально-экономическая ситуация, сокращение рабочих мест, снижение жизненного уровня населения привело к тому, что категория пожилых людей попала на "обочину" жизни. Превращение пожилых членов общества в социальных изгоев имеет ряд тяжелых последствий. Как правило, слова "старость" и "пожилые люди" несут в себе негативное семантическое значение, нередко синонимичны словам "ущербный", "отживший" .Это, естественно, дает пожилым людям ощущение собственной ненужности, несущее в себе деструктивную тенденцию, а также провоцирует неосознанную агрессию по отношению к неизбежной старости у более молодых возрастных слоев .

Как отмечает В.А. Сластёнин, «обозначившийся в настоящее время переходный период к новым рыночным производственным отношениям поставил ряд вопросов о необходимости новых ориентиров, которые позволили бы человеку (в том числе пожилому — М.Г.) более успешно реагировать на неожиданные, часто меняющиеся условия производственной деятельности». Именно по этим причинам проблемы оказания социально-педагогической помощи лицам пожилого возраста стали теперь особенно актуальными.

В определении того, какой именно возраст называть пожилым, нет полного единодушия. В Американскую ассоциацию пенсионеров, которая провозглашает себя защитником пожилых людей принимают всех людей старше пятидесяти. Европейское региональное бюро геронтологов Всемирной организации здравоохранения в 1963 году постановило считать пожилым возрастом у мужчин период от 60 лет до 74, а у женщин с 55 до 74 лет, с 75 лет наступает старость. А.В.Мудрик выделяет период пожилого возраста с 50 до 60 лет ,далее старость 60-70 лет и, начиная с 70 летнего возраста, долгожительство. О.В. Хухлаева принимает за нижнюю границу позднего возраста время выхода на пенсию (55-65 лет). Согласно пенсионному законодательству РФ пожилой возраст наступает для женщин в 55 лет, для мужчин в 60. О.В.Краснова предлагает использовать в качестве показателя пожилого возраста событийность человеческой жизни (наличие событий, характерных именно для данного периода). Большинство исследователей согласны с выделением возрастно-нормативного кризиса в 60-65 лет.

В настоящее время общепризнанно, что старость - это длительный период, полноценный этап развития, такой же, как молодость или зрелость, имеющий свои возрастные задачи и возможности самоактуализации (Б.Г.Ананьев, О.В.Краснова, (Г.С.Сухобская, Е.ЮСолостова, О.В.Хухлаева, и др.). Большую роль в степени полноценности личностного развития пожилого человека и его социального функционирования играют общество и его социальные институты. Глобальное постарение населения ставит сложные задачи перед системами социальной защиты всего мира, решение которых в России еще более сложно из-за кризисной экономической ситуации.

Анализ философской, психологической, социологической и педагогической литературы показал, что в настоящее время накоплен определенный исследовательский материал по проблеме старости. Отметим, что ведущим направлением в интеграции знаний о пожилом возрасте долгое время (до второй половины 90-х годов XX века) оставалась биология старения. Исследования биологических механизмов старения, профилактики преждевременного старения представлены в трудах Г.Д.Бердышева, А.А.Богомольца, ВЛ.Войтенко, М.СКанунго, А.В.Нагорного, В.В.Никитина, Н.Д. Стражеско, С.А.Танина, В.В.Фролькиса, Д.Ф.Чеботарева. Медико-биологические аспекты старения изучались Н.Ф.Дементьевой, И.Н.Давыдовским, В.М.Дильманом,

В.А.Дыскиным, О.В.Коркушко, А.В.Нагорным, А.Н.Рубакиным, В.В.Фролькисом и др., психическое здоровье пожилых изучали В.В.Ковалев, П. Г.Сметанников, Е.A.Щербина и др. В середине восьмидесятых - начале 90-х годов XX века активно изучались вопросы сохранения здоровья и физической активности в позднем возрасте (ЛА.Богданович, Ю.Г.Григоров, Г.И.Красносельский, Н.Н.Роинишвили, и др.), а также социальное положение пенсионеров (А.А.Дыскин, В.В.Никитенко, МЛ.Сонин,B.Д.Шапиро), проблемы организации и норм труда граждан старшего возраста (В.В. Неугодов, А.Л.Решетюк, Э.Г.Тучкова и др.). Значительный вклад в развитие социальной геронтологии внесли Б.Г.Ананьев, К.Виктор, Л.Торстон, обосновавшие необходимость комплексного подхода к вопросам старения, смены биологической акцентуации на парадигму совмещения биологического и социального подходов. Эта парадигма получила свое развитие в работах К.А.Абульхановой-Славской, В.ДАльперовича, Л.И.Анцыферовой, М.Э.Елютиной, О.В.Красновой, И.П.Лотовой, Г.Д.Марцинковской, А.В .Паниной, Н.Н.Сачука, Исследователи рассматривают особенности личности стареющего человека, типы старения, методологические основы изучения старения.

В России проблема социальной защиты пожилого населения как одного из наиболее пострадавших и беззащитных слоев населения стала актуальной в 90-е годы XX века, когда и появились первые работы об особенностях социализации и адаптации людей старшего возраста (Н.В.Гудков, В.В.Куценко, С.Г.Марковкина и др.) и социальной защите пожилых людей с учетом новых условий рыночной экономики (С.В. Ровбель и др.). Анализ социально-экономических, психологических, правовых, этических аспектов социальной политики в отношении пожилых людей представлен в исследованиях О.В.Белоконя, С.А.Беличевой, И.А.Зимней, А.И.Ляшенко, И.В.Неретина, П.ДПавленка, А.М.Фирсова, Е.И.Холостовой, Т.В.Шеляг, Н.Б.Шмелевой. Изучению качества жизни пожилых людей в России посвящены работы Л.А.Беляевой, Н.Н.Козловой, Т.З.Козловой, Н.И.Лапина, Б.Д.Тукумцева. В последние два-три года тема социальной помощи пожилым людям стала объектом пристального рассмотрения со стороны различных социально-гуманитарных дисциплин (Е.В.Малыхина, Л.А.Солдатова, Г.С.Сухобская, Н.Е.Ускова). Работа социальных служб изучалась такими авторами, как В.Г.Бочарова, Ю.Р.Галыгина, Н.Ф.Дементьева, А.А.Покручина, О.В.Пшеницына, М.В.Фирсова, Е.И.Холостова, В.В.Хухлина, С.А.Шеденкова, З.А.Янкова, Р.СЛцемирская, которые прямо или косвенно указывают на невысокую эффективность работы государственных социальных служб, их неспособность в нынешнем состоянии охватить все аспекты социальной политики. К настоящему моменту проанализированы общие и правовые вопросы социальной работы с пожилыми людьми (И.Г.Беленькая, В.М.Васильчиков, М.Э.Елютина, К.А.Санкова Е. К.Холостова, Р.СЯцемирская,), отдельные направления социально-педагогической работы (В.А.Фокин, Н.П.Щукина), особенности образования взрослых и пожилых людей (О.В.Агапова, ММ.Левина, В.А.Сластёнин,), психологические особенности возраста (О.В. Краснова, А.Г.Лидерс, С.Г.Максимова, О.В.Хухлаева и др.). Между тем, как показал теоретический анализ, до настоящего времени не раскрыты социально-педагогические аспекты работы с пожилыми людьми в условиях полустационарных и нестационарных учреждений.

Российский пенсионер обладает рядом особенностей, связанных с его проживанием в стране переходного периода. Большую часть своей жизни он прожил при советском режиме, а собственный возрастной кризис переживает одновременно с идеологическим, социальным и экономическим кризисом в обществе. Таким образом, помимо решения собственных возрастных задач, ему необходимо приспосабливаться к новым условиям жизни, которые далеко не так благоприятны, как он ожидал. В этом ему призваны помочь социальные службы и учреждения различного типа. В силу экономической ситуации долгое время акцент в оказании помощи делался на материальное обеспечение. При этом социально-психологическая и социально-педагогическая помощь оказались на периферии внимания. В то же время сама реалия «социальные службы» является относительно новым явлением в истории нашей страны (появились в середине 80-х гт. XX века), они не имеют достаточной теоретической базы и не готовы оказывать эффективную социально-педагогическую помощь пожилым людям.

В современной геронтологии пожилым возрастом принято считать период жизни человека, наступающий после взрослости, хронологически приблизительно в 55-65 лет. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы установлено, что пожилой возраст является самоценным и самозначимым этапом развития человека, который также как период подростничества или взрослости, ставит перед человеком свои задачи развития и имеет различные варианты протекания.

Изменение психосоциального статуса в старости отличается от предыдущих прежде всего сужением круга возможностей, как физических, так и социальных; и состоит из нескольких стадий: наступление старости, выход на пенсию, вдовство. В старости у человека заостряются личностные черты и эмоциональный фон, несколько снижается уровень физических возможностей и скорости реакции, незначительно снижается качество работы познавательных процессов. Удовлетворенность жизнью и успешность приспособления к наступлению старости зависят в первую очередь от здоровья. Негативный эффект слабого здоровья может смягчаться за счет механизмов социального сравнения и социальной интегрированности. Также важную роль играют материальное положение, ориентация на другого, принятие перемен. Реакция на уход на пенсию зависит от желания оставить работу, здоровья, финансового положения, отношения коллег, а также от степени запланированности ухода. Вдовство, как правило, несет одиночество и нежелаемую независимость. В то же время оно может дать человеку новые возможности для личностного роста. При этом смысл, вкладываемый в происходящие события личностью, часто является более важным, чем сами эти события.

В течение жизни человек вырабатывает свой собственный стиль приспособления к процессу социализации, который существенно влияет на то как он будет приспосабливаться к процессу старения и изменившимся психосоциальным условиям. Разные авторы (К.Рощак, Д.Бромлей, А.Качкин) выделяют от 4 до 8 типов старения, которые разделяются на две большие группы: благополучное и неблагополучное. Под благополучным старением мы понимаем удовлетворенность своей психосоциальной ситуацией, то есть положительную ее оценку индивидом при решенных задачах развития данного возраста. Психологическими условиями благополучного старения являются: внутренняя потребность быть занятым; конструктивная психологическая установка, включающая доверие к другим, оптимистическое отношение к будущему, адекватное восприятие настоящего; относительно разносторонние интересы, направленные не только на себя, но и на других; психологическая независимость; способность к личностно-психологическому творчеству; потребность и возможность в решении актуальных задач развития; наиболее значимым условием, во многом определяющем 6 предыдущих, является благополучное решение задач уже пройденных этапов жизни, то есть сформированность, приобретение положительных качеств каждого этапа.

Для социально-педагогической работы с пожилыми людьми за рубежом характерно наличие большого многообразия государственных, коммерческих и общественных организаций, тесно взаимодействующих между собой и предлагающих широкий спектр разнообразных услуг и льгот, существенно варьирующийся в зависимости от уровня, масштаба, и целей организации. Часто посетители частично или полностью оплачивают услуги организации, воспринимают ее деятельность как социально нормальное и приемлемое явление, а себя как независимых и активных ее участников. Посетители различных организаций широко вовлекаются в общественную работу, в том числе для других пожилых людей. Большую роль в работе всех видов организаций для пожилых людей играет community (община) и использование сети Интернет.

В России на данный момент социально-педагогическая работа с пожилыми людьми координируется в соответствии с единой федеральной программой «Старшее поколение», что способствует единообразию систем государственной социальной помощи во всех регионах страны. Наибольшее распространение получили Центры социального обслуживания, в состав которых входят, как правило, набор стандартных отделений: отделение срочного социального обслуживания, отделение дневного пребывания, отделение социального обслуживания на дому и иногда отделение временного проживания, отделение по работе с семьей и детьми и другие. Так как система социальной помощи пожилым людям начала развиваться относительно недавно, быт организаций часто плохо приспособлен для потребностей пенсионеров и работы учреждения, деятельность различных отделений мало скоординирована друг с другом. В связи с нехваткой денежных средств актуальна проблема «текучки» кадров и нехватки квалифицированных специалистов. Успех и эффективность работы учреждения часто зависит только от энтузиазма и желания отдельных сотрудников. Отношение пожилых людей к таким учреждениям весьма двояко: как к богадельне, куда идти стыдно, и в то же время как к месту где «все мне должны, но ничего не дают». Характерны низкая степень интеграции усилий государственных и общественных организаций при почти полном отсутствии участия со стороны частного сектора. Общественные организации, работающие с пожилыми людьми, можно условно поделить на три типа: клубные и образовательные организации, существование которых зачастую держится на энтузиазме основателя; ветеранские организации - наследие советских времен; фонды и благотворительные организации, возникшие на волне новых тенденций в постперестроечный период.

Изучение документов и положений международных организаций по проблемам старения, анализ социальной политики в отношении пожилых людей и опыта социально-педагогической помощи за рубежом позволило выявить следующие мировые тенденции в этой сфере: смещение акцента с просто гарантирования помощи пожилым людям, на утверждение их активной и независимой позиции; объединение усилий государственных, коммерческих и общественно-добровольческих структур; вовлечение пожилых людей в организацию помощи самим себе; акцентирование значимости добровольческой работы в community.

Анализ данных отечественных ученых показал, что при формировании социальной политики в России необходимо также учитывать такие особенности положения пенсионеров в современной ситуации, как: резкое понижение социального статуса и нисходящая мобильность пенсионеров, феномен социальной смерти; социально-психологическое гендерное неравенство; принятие большинством пенсионеров пассивной жизненной позиции и отвержение ими произошедших в обществе перемен. Данные обстоятельства требуют глубокой работы по формированию позитивного образа пожилого человека и особенно пожилой женщины, а также переориентирования пожилого человека на принятие ответственности за собственную жизнь и снятие потребительских установок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости//Психологический журнал РАН, том 22, № 3,2001.- с.86-99.

Греков Б.А. Психофизиологические особенности лиц пожилого и старческого возраста. Афтореферат.мед. наук. Д., 1979.-35с

Писарев А.В. Пожилые люди в социальной структуре современной России.-Социология в целом,- М., 2001.-30с.

Фокин И.В. Педагогические модели в социальной работе с пожилыми людьми в США: Дис. канд. пед. наук : 13.00.02.- Москва, 2002.- 215 с.

Шарин В. Социальное обслуживание: проблемы, пути развития.//Социальное обеспечение. М., 2003, №1.-С. 12-15

Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОСД999.-224с.

Просмотров работы: 548