ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Киргизова А.В. 1, Филиппова А.Р. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Содержание данного параграфа посвящено раскрытию ключевых понятий исследования «универсальные учебные действия», «познавательные умения», «умение», «информация», содержания и методики формирования умений работать с информацией у детей младшего школьного возраста.

Прежде всего, обратимся к требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предъявляемым к умениям формируемым у обучающихся младшего школьного возраста. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями [11]. В основе организации начального общего образования лежит требование к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которое включает в себя формирование умений работать с информацией в том числе.

ФГОС НОО определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, по окончанию реализации которой обучающиеся имеют определенный набор компетенций, в частности они овладевают универсальными учебными действиями. Целесообразно определить содержание понятия «универсальные учебные действия». Так, А.Г.Асмолов отмечает следующим образом: в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [1]. Автор подчеркивает значение универсальных учебных действий в самостоятельности умения учиться. Такое же определение понятия дается в содержательном разделе примерной основной образовательной программы начального общего образования.

Исходя из данного определения, мы можем утверждать, что универсальные учебные действия – это сознательная деятельность субъекта приобретать новые знания в процессе какой-либо деятельности.

Однако, мы считаем, что формировать у ребенка познавательные универсальные учебные действия невозможно, так как универсальные учебные действия это способность человека осуществлять ту или иную деятельность. Именно поэтому, педагогам начальной школы в процессе обучения необходимо способствовать формированию конкретно познавательных умений личности младшего школьника. Именно совокупность сформированных умений обуславливает полноценное овладение универсальными учебными действиями.

В современной педагогике существует множество различных видов умений. В начальной школе педагогу необходимо формировать все виды умений. Ребенок младшего школьного возраста с поступлением в начальную школу принимает на себя новый социальный статус – ученик. Вместе со статусом меняется и его ведущая деятельность: происходит переход от игровой к учебной. В основе учебной деятельности приоритетной задачей педагога является интеллектуальное развитие ребенка, то есть развитие всей познавательной сферы обучающегося.

Именно поэтому, следует раскрыть содержание понятия «познавательные умения», которые являются фундаментом развития других видов умений.

Познавательные умения (А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным и др ) - умения самостоятельно приобретать знания в процессе обучения. Они обеспечивают прочность усвоения знания по предмету, способствуют познавательной деятельности, самостоятельности и ускоряют процесс достижения цели.

Исходя из подробного анализа понятий, мы можем сказать, что познавательные умения – это освоенный способ действия субъекта в ходе приобретения знаний, обеспечивающий интеллектуальное развитие человека.

Обратимся к рассмотрению характеристики познавательных умений, в частности к позиции А.Г.Асмолова [1], который выделяет следующую структуру познавательных умений, включающую в себя: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

1. Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение практических и познавательных задач с использованием общедоступных в начальной школе источников информации (в том числе, справочников, энциклопедий, словарей) и инструментов ИКТ;

применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

анализ объектов с целью выделения признаков;

синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

3.Постановка и решение проблемы:

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Обратимся к анализу содержания понятия «умение», определение которого во многих источниках различно. А.В.Петровский считает, что «умение - это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков» [8].

В.П.Зинченко определяет умение, как «промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка» [4]. Так, мы можем сказать, что умение формируется на основе знания и является необходимым условием для формирования уже конкретного навыка практической деятельности.

По мнению, А.А.Вербицкого «умение - способность адекватным и осознанным образом осуществлять сложные модели поведения для достижения цели» [2]. Исходя из этого определения, мы можем сказать, что умение – это способ достижения деятельности; осознанная деятельность субъекта, направленная на достижение планируемого результата.

Резюмируя сказанное, мы может полагать, что умение – это уже освоенный способ действия субъекта в ходе приобретения знаний. Так, на основе сформированности умения, в дальнейшем, обучающиеся уже приобретут навык выполнения какой-либо деятельности. Поэтому, необходимым условием познавательной деятельности младших школьников является формирование познавательных умений, которые, в свою очередь, способствуют успешному выполнению деятельности и формируются на основе имеющихся знаний и навыков.

Таким образом, анализируя структуру познавательных умений и содержание понятия «умение», мы пришли к выводу, что ее важнейшим компонентом является умение обучающихся работать с информацией.

А ключевым аспектом нашего исследования является процесс формирования умений работать с информацией детьми младшего школьного возраста. Считаем целесообразным раскрыть содержание понятия «информация».

По мнению Г.М.Коджаспирова и А.Ю.Коджаспировой, под информацией подразумевают «сведения об окружающем мире, протекающих в нем процессах, которые воспринимают живые организмы, управляющие машины и другие информационные системы в процессе жизнедеятельности и работы. Является одним из ресурсов, используемых человеком в трудовой деятельности и быту» [5]. В частности, ученые определяют информацию, как источник знаний о действительности, приобретаемый и используемый в трудовой, практической деятельности человека.

С.А.Лебедев и В.А.Рубочкин рассматривают понятие информации как «сведения, сообщаемое различными способами: устными, письменными, техническими, изобразительными и т.д., а также процесс передачи этих сведений» [7]. Так, раскрывая сущность понятия, авторы указывают не только на различные способы получения знаний, но также и на другую функцию - передачу.

Таким образом, под информацией мы понимаем сведение, сообщаемое различными способами с целью получения знаний об окружающей действительности.

Несмотря на то, что в современном мире все больше превалируют информационно-коммуникативные технологии, человеческий ресурс остается актуальным до сих пор. Умение анализировать различные явления и процессы, работать с текстовой информацией, выстраивать логические операции, проводить исследования – все это приобретает значимость на современном этапе модернизации образования и общества в целом.

На современном этапе в литературе авторы не предлагают четкого определения понятия «умения работать с информацией». Анализ психолого-педагогической и методической литературы раскрывает многообразие и неоднозначность трактовки исследуемого понятия, что отражает сложность данного феномена. Учеными было предложено множество трактовок различных понятий, которые были проанализированы нами ранее. Исходя из этого, на наш взгляд «умение работать с информацией», включают в себя множество значений синонимичных понятий, таких как, «универсальные учебные действия», «умение» и «информация» в целом обуславливающие четкое определение данного понятия.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что «умение работать с информацией – это освоенный способ действий, направленный на познание окружающего мира различными способами, с целью познавательного развития личности обучающегося младшего школьного возраста.

Мы считаем правомерным, в исследовании обратиться к характеристике критериев, показателей и уровней сформированности умений работать с информацией у детей младшего школьного возраста на уроках «Окружающий мир».

Установление всех структурных компонентов для диагностики обучающихся имеет приоритетное место для правильной оценки учащихся и для определения эффективности методов работы учителя. Но для того, чтобы определить критерии сформированности умений работать с информацией, считаем необходимым сравнить познавательные умения (А.Г.Асмолов)[1] и умения работать с информацией (Е.В.Корнейчик) [6], (Т.С.Фатеева) [10] и выявить их сходства и различия. Представленные результаты сравнения в таблице ( таблица 1)

Таблица 1

Сравнительная таблица критерий сформированности познавательных умений (А.Г.Асмолов) и умений работать с информацией (Е.В.Корнейчик, Т.С.Фатеева)

Структура познавательных умений (А.Г.Асмолов)

Умения работать с информацией (Е.В.Корнейчик)

Умения работать с информацией

Фатеева Т.С.

1

поиск и выделение необходимой информации, в том с использованием общедоступных в начальной школе источников информации (справочников, энциклопедий, словарей) и инструментов ИКТ

умение целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника

осуществлять самостоятельный информационный поиск из различных видов документов

3

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения

имеет дело с двумя или более способами организации информации

6

структурирование знаний

умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц

должен представить какие-либо имеющиеся или полученные сведения (данные) в двух или более видах, предполагающих выполнение тех или иных самостоятельных действий с техникой для приема, передачи или обработки информации

Сравнительный анализ критерий, представленный в таблице, позволяет нам сделать вывод о том, что структура познавательных умений А.Г.Асмолова по своему содержанию совпадает с конкретными умениями работать с информацией, предложенные Е.В.Корнейчик и Т.С.Фатеевой.

По первому критерию мы можем наблюдать, что и в познавательных умениях и в умениях работать с информацией важной частью работы является выделение и отбор источников информации и, следовательно, соответствующей информации.

По второму показателю резюмируем, что для формирования познавательных умений значительно влияет технология работы с информационными источниками, включающая в себя определенные способы извлечения необходимой информации.

Обращаясь к третьему показателю, отметим, что умение структурировать полученные сведения для приема, передачи или обработки информации различными способами имеет приоритетное место в работе с источником информации.

Так, мы можем сказать, что содержательная сторона показателей сформированности умений работать с информацией совпадает с общепринятой структурой познавательных умений. В нашем исследовании мы считаем правомерным использовать предложенные умения как основу показателей деятельности обучающихся при диагностике сформированности умений работать с информацией на уроках окружающего мира в ходе решения проектной задачи.

В результате изучения научно-методической литературы, можно выделить показатели сформированности познавательных умений детей младшего школьного возраста, предложенные Т.С.Фатеевой, которые определяют основу сформированности умения работать с информацией, как уже было отмечено нами ранее в сравнительной таблице 1.

В итоге рассмотрения данного вопроса можно сказать, что каждый показатель в большей или меньшей мере, отраженный в умениях, будет критерием сформированности познавательных умений.

Вышесказанное основание позволяет нам предложить соответствующую характеристику критериев сформированности умений работать с информацией.

Так, например, А.В.Усова подчеркивает значимость формирования определенных познавательных умений в работе с текстовой информацией и, с печатным текстом в том числе. Все умения она классифицирует по соответствующим классам. Так, в начальной школе она считает целесообразным формировать следующие показатели познавательных умений, в частности умений работать с информацией:

сознательное чтение текста;

самостоятельное выделение главной мысли в тексте;

использование различных средств работы с информационными источниками [9].

Таким образом, можно сказать, что в соответствии с выделенными показателями необходимы критерии для оценки уровня сформированности умений.

В работе Г.В.Репкиной и Е.В.Заики выделено шесть уровней сформированности познавательных умений:

первый уровень – недопустимый – характеризуется отсутствием учебных действий как целостных единиц деятельности.

второй уровень – уровень понимания – выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем

третий уровень – репродуктивный - учащийся неадекватно переносит учебные действия

четвертый уровень – продуктивный – характеризуется адекватным переносом учебных действий из знакомой ситуации в незнакомую в сотрудничестве с учителем

пятый уровень – творческий уровень – учащийся способен самостоятельно строить учебные цели и обобщать учебные действия, проявляя творческое отношение к способам действия [3].

На сегодняшний день существует множество различных классификаций уровня сформированности познавательных умений. Так, например, А.В.Усова выделяет следующие уровни сформированности познавательных умений:

первый (низший) – учащийся выполняет лишь отдельные операции, причём последовательность их хаотична, действия в целом плохо осознанны;

второй (средний) – учащийся выполняет все требуемые операции, но последовательность их недостаточно продумана, а сами действия недостаточно осознанны;

третий (высший) – обучаемый выполняет все операции, последовательность их рациональна, действия в целом вполне осознанны [9].

Анализируя различные подходы к определению уровней сформированности умений работать с информацией, в своем исследовании мы придерживаемся точки зрения А.В.Усовой. Так как общепринятая классификация трех уровней умений позволяет нам в заключении диагностики, взятых за основу методик, провести качественный анализ и обработку результатов деятельности обучающихся.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в результате анализа литературы мы смогли определить содержание понятий «умение» и «информация» и определить сущность понятия «умение работать с информацией». Благодаря анализу понятий мы смогли определить показатели сформированности познавательных умений и умений работать с информацией. Формирование умений работать с информацией у детей младшего школьного возраста сложный и многосторонний процесс. Данный процесс обеспечивает прочность усвоения знаний по предмету, способствуют интеллектуальному развитию, самостоятельности и качеству достижения намеченной цели. Значимая роль в усвоении знаний принадлежит именно формированию умений работать с информацией у детей младшего школьного возраста через организацию работы с различными видами информационных источников, а также добывать информацию с помощью различных средств. Педагогу начальных классов также необходимо проводить мониторинг результатов познавательного развития ученика с определенной периодичностью. Важным этапов в диагностике является выделение показателей, критериев и уровней сформированности умений работать с информацией. Степень успешности сформированности соответсвующих умений служит основой не только познавательного развития, но и становления личности ребенка в целом.

Список литературы:

Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская.-М., 2008.-151 с.

Вербицкий, А.А. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике / А. А. Вербицкий // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psychology_pedagogy.academic.ru

Елисеевва, Д.С. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен [Текст] / Д.С. Елисеева // Вестник ЮУрГУ. – 2014. - №4. – С.16-24

Зинченко, В.П. Большой психологический словарь [Текст] / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. – М.: Издат. Прайм-Еврознак, 2008. - 857 с.

Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издат. МарТ, 2005. – 448 с.

Корнейчик, Е.В. Формирование читательской компетенции учащихся в курсе «Окружающий мир» [Текст] / Е.В.Корнейчик // Управление начальной школой. - 2016. - №1. - С.26-32.

Лебедев, С.А. История и философия науки» Учебно-методическое. Пособие [Текст] / С.А. Лебедев, В.А. Рубочкин. - М.: Издат. Моск.ун-та. - 2010. - 200 с.

Петровский, А.В. Краткий психологический словарь [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Л.А. Карпенко. - Ростов-на-Дону: Издат. Феникс, 1998. – 512 с.

Усова, А.В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у учащихся [Текст] / А.В. Усова // Советская педагогика – 2014. - №12. - С.45-48.

Фатеева, Т.С Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника [Текст] / Фатеева Т.С. Нижегородское образование – 2011. – №11. – С.47-52.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.-М., 2014.-59 с.

Просмотров работы: 1702