РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

Садыкова Н.Б. 1
1ФГБОУ ВО Шадринский государственный Педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В технологичном 21 веке, общество сталкивается с вызовами ,  которых трудно было представить 15 – 20 лет тому назад. В потоки информации технологий трудно ориентироваться даже состоявшемуся взрослому не то, что подрастающему поколению. Новое время диктует новые вызовы и для того чтоб учащейся развивался в «ногу » со временим, усвоил знания, навыки включая универсальные учебные действия. Современный мир отличает быстрое развитие, новые информационные технологий, техники и науки. Все это меняет привычный уклад жизни людей. Важным составляющим в формирование школьника, как личности является коммуникативные универсальные учебные действия.

К коммуникативным действиям относятся:

- формирование умения слушать и понимать других;

- формирование умения строить речевые высказывания в соответствие с поставленными задачами;

- формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;

- формирование умения совместно договариваться о правилах общения и поведения[3].

Из содержания ФГОСследует, чтокоммуникативные универсальные учебные действия могут быть разделены на три группы:

- коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);

- коммуникация как кооперация, сотрудничество (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);

- коммуникация как условиеинтериоризации (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии) [1].

В результате формирования коммуникативных УУД учащиеся должны научиться сотрудничать, разрешать конфликты, адекватно использовать речевые средства, уметь убеждать. При формировании УУД, в том числе коммуникативных, учитываются возрастные особенности. Одним из эффективных средств формирования коммуникативных УУД является работа учащихся на уроке с текстами учебника, дополнительной литературы по биологии и публицистическими текстами.Применение текстов педагогом на уроках и во внеурочной деятельности, на наш взгляд, мотивирует учащихся к познавательной деятельности[2].

Мы провели анализ учебно-методической литературы и систематизировали виды и приемы работы с текстами на уроках биологии.

1.Работа с текстом учебника.

2.Текст как основа для составления плана, схемы, таблицы, конспекта.

3.Текст как основа для выполнения творческого задания, результатом которого является реферат, электронная презентация, стихотворение, эссе.

4.Текст как вариант модуля урока, как пример алгоритмической деятельности ученика или группы учащихся на уроке, как пример “маршрутной карты виртуального путешествия по стране знаний” (учебно-тематической карты)

5. Текст как основа для формулирования заданий в тестовой форме (по требованиям ГИА и ЕГЭ) с созданием эталонов ответов.

Задания при работе с учебником могут носить различный характер: репродуктивно-поисковый, сравнительно-аналитический и творческий. Это позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении, значительно облегчает выполнение домашнего задания.

6.Репродуктивно-поисковый

1. Чтение с комментарием.

Наиболее простой формой на уроке можно считать комментированное чтение параграфа. Ее достоинства заключается в том, что данный прием помогает понять сложную информацию и обеспечить лучшее усвоение материала при подготовке домашнего задания. Эту форму целесообразно использовать для наиболее сложных тем.

Инициирующим компонентом обсуждения являются вопросы учителя: Какова главная мысль? Как вы озаглавите эту часть?

2. Чтение текста с заполнением таблицы.

Ученики в таблице отмечают что они уже знают, новую, нужную информацию, содержащуюся в тексте. В результате такой работы с текстом ни одна идея не остается без внимания. В итоге отмечается самое главное.

3. Составление проблемных вопросов по тексту учебника.

Глубокому осмыслению полученной информации способствуют проблемные вопросы по тексту. В каждом параграфе можно найти материал для составления таких вопросов. Прямого ответа на них нет. Для этого учащимся приходится рассматривать текст под другим углом зрения, анализировать его, устанавливать новые связи между понятиями. Проблемные вопросы представляют собой цепочки рассуждений, в которых каждое последующее звено связано с предыдущим.

Например, в теме «Ткани растений и животных» учащимся целесообразно задать следующий вопрос: почему у животных и у растений есть ткани, верно ли, что все мы состоим из множества клеток, которая образует ткань, а некоторые тела состоят их одной клетки.

Большое количество текстов, которые можно использовать на уроках биологии, содержат журналы «Биология в школе», газета «Биология», «Биология для школьников», «Занимательная биология». Также учащихся пятых – шестых классов необходимо обучать смысловому чтению, так как школьники не всегда после прочтения усваивают смысл текста. Для этого раздаются на уроке небольшие тексты, учащимся предлагается прочитать текст и извлечь из него максимум информации. Когда ребёнок умеет работать с текстом, можно переходить к более сложным видам работы.Могут быть организованы такие виды работы: круглый стол, дискуссия, деловая игра, написание сочинения, рассказа, выполнение проекта, составление презентации. Везде необходима работа с текстом.

Таким образом, приёмы работы с текстом позволят сформировать у школьников коммуникативные УУД и подготовить их к умению получать и обрабатывать информацию, что является одним из самых важных навыков в процессе обучения.

Список использованных источников:

Виды универсальных учебных действий по материалам ФГОС НОО [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://www.metod-kopilka.ru/page-udd-1.html.

Сонин, Н.И. Программа основного общего образования [ Текст] / В.Б Захаров// Формирование универсальных учебных действий (УУД).-2016.-С.24.

Список универсальных учебных действий [Электронный журнал] – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/02/04/spisok-universalnykh-uchebnykh-deystviy.

Просмотров работы: 58