С усовершенствованием информационных технологий дистанционное обучение осуществляет все большую роль в системе высшего образования. Исследователи неоднократно подчеркивали преимущества этой системы обучения, при которой значительно расширяется аудитория обучаемых, тем самым давая возможность получения качественного образования в городах, в которых по каким либо причинам невозможно создание учебного заведения.
Также дистанционное обучение дает возможность студентам овладевать знаниями без затрат времени на дорогу в образовательное учреждение.
Единой общепринятой систематизации моделей дистанционного обучения (ДО) пока что не существует. Каждая из классификаций строится на разных принципах и имеет аргументированное теоретическое обоснование критериев, по которым она проводилась.
С тем, как развивается дистанционное обучение, связывают надежды на то, чтобы решать множество социально - экономических задач [2, c.16-17]:
увеличение общеобразовательных уровней людей;
осуществление и расширение доступа по высшему уровню образования;
удовлетворение потребностей для высшего образования;
проведение организации мероприятий по регулярному повышению квалификации работников разных направлений.
Системы дистанционного обучения должны проводить ориентацию на то, чтобы обеспечить население разных регионов России возможностями получить современное образование. Понятие «дистанционное обучение» означает множество образовательных моделей, общим для которых является то, что обучаемые и педагоги отдалены пространством.
Различные модели дистанционного образования формируются на главных компонентах процесса обучения: оглашение предметного содержания; изучение и выполнение практических заданий у себя дома; общение и контакт обучающегося с преподавателями.
При использовании консультационной модели дистанционное обучение осуществляется при условии регулярного посещения студентами специальных консалтинговых центров, где они слушают лекции, получают консультации преподавателей и рекомендации по дальнейшему изучению курса. Контроль строится на проверке выполнения заданий для самостоятельной работы.
Модель дистанционного обучения по А. А. Андрееву - кейсовая. Основывается на самостоятельном усвоении учащимися комплексов образовательных материалов (кейсов), которые тематически структурированы и логически объединены между собой. «Начитки» лекций и сессии проводятся в базовом учебном учреждении или в его региональных подразделениях [3, c.113-115].
Радиотелевизионное обучение - эта модель подразумевает применение для организации образовательного процесса мощностей, возможностей и ресурсного потенциала радиотрансляционных сетей и телевидения. Такая модель дистанционного обучения широко распространена в Канаде.
Сетевое обучение - образовательный процесс реализуется исключительно при помощи возможностей сети Интернет.
Существует множество различных моделей дистанционного обучения, в том числе, перенесенные на онлайн платформу уже устоявшиеся концепции, такие как бихевиоризм, когнитивизм и конструктивизм, а также модель активного обучения. Рассмотрим несколько менее обсуждаемых моделей. А именно интегрированное в сообщество обучение автора Мишель М. Казмер и модель «ученик-лидер» Рей-Энн Монтегю.
Данные модели являются универсальными и наиболее просто реализуемыми. Также эти модели представляют собой соединение опыта учащихся и преподавателя, которые включают, как взаимодействие онлайн, так и оффлайн, то есть в рамках данных моделей можно получить наиболее качественный образовательный продукт.
Интегрированное в сообщество обучение – эта модель предполагает обмен, полученными в процессе дистанционного обучения знаниями, как между обучающимися индивидами в сети, так и в реальной жизни. Данная модель предполагает, что студенты, обучающиеся дистанционно, разделяют не только знания, получаемые внутри курса, но и знания, полученные в повседневной жизни. Из-за возможного географического разнообразия, они могут привносить в курс элементы своей культуры, своей повседневной жизни, что делает такое обучение наиболее полным и разносторонним. Действует обратная тенденция. Студенты переносят то, что они изучили на своих курсах, в сообщество, в котором они находятся в реальной жизни.
Плюсы модели интегрированного обучения [5, c.185-189]:
обмен не только знаниями, но и культурой, традициями, бытом, что позволяет получить более разносторонние знания, значительно расширить кругозор;
профессиональные и дружественные связи,
сокращение времени в системе «вопрос-ответ».
Дистанционное обучение может дать доступ студентам к общим чатам для того, чтобы задавать вопросы, касающиеся как самого учебного процесса, так и возможности применения полученных знаний на рабочем месте.
Модель «ученик-лидер» акцентирует внимание на основных качествах личности студента – когнитивных, креативных и организационно-деятельностных. Модель «ученик-лидер» рассматривает студентов не только в роли активных участников учебного сообщества, но и в роли преподавателей. Студенты в процессе обучения формируют лидерские качества, путем преподнесения нового материала своим однокурсникам. Происходит взаимообогащение в процессе работы в коллективе. При наблюдении за манерой преподнесения материала, они могут, как перенимать новые техники трансляции знаний, так и учиться на ошибках друг друга. Более того, это лидерство начинает демонстрироваться за пределами учебного сообщества, ведь учащиеся применяют опыт, полученный при обучении, в своем в своем окружении [4, c.245-246].
Таким образом, можно сказать, что модель «ученик-лидер» помогает раскрыть возможный потенциал каждого студента в качестве лидера и дает возможность поделиться новыми знаниями друг с другом.
Среди преимуществ использования данной модели можно выделить следующее:
получение разностороннего мнения по дискутируемой теме. Особенность дистанционного обучения заключается в возможности взаимодействовать с людьми различных возрастов и статусов;
дистанционное обучение позволяет собирать в одном месте людей разных возрастов и статусов, объедения их желанием изучения определенного курса;
Отличительная черта применения данной модели, это развитие лидерских качеств учащихся, которые они смогут применить в своей профессиональной деятельности.
К недостаткам данной модели можно отнести следующее:
возможность преподнесения недостоверной информации лидером;
в случае неудачного проведения лекции лидером, есть вероятность, что данный студент усомнится в своих возможностях.
Для реализации данного вида обучения в вузах страны требуется решить определенные задачи. Первой задачей является необходимость обеспечения соответствующими техническими средствами, поскольку при реализации данной модели мультитрансляции требуют более современного оборудования. Вторая задача – это организация курсов подготовки и повышения квалификации преподавателей, которые используют дистанционное обучение в своей практической деятельности [1, c.259-262].
Таким образом, изучение существующих моделей и теорий дистанционного обучения позволят комбинировать и модифицировать уже имеющиеся теории обучения, для достижения наибольшего положительного эффекта.
Новый «информационный» этап развития мировой системы образования объективен и необратим. Использование информационных технологий в дистанционном обучении и внедрения дистанционного обучения в образовательных учреждениях для подготовки молодых, одарённых высококвалифицированных кадров, соответствующих мировому уровню является единственно возможный сегодня путь поступательного развития системы образования и в первую очередь, высшей школы.
Список использованной литературы
Агародник, Д.А. Теории и модели дистанционного обучения [Текст]/ Д.А. Агародник, П.М. Бибик//В сборнике: 76-я научная конференция студентов и аспирантов Белорусского государственного университета. - 2019. - С. 259-262.
Бостанова, Л.К. Модели обучения в дистанционном образовании [Текст] / Л.К. Бостанова, А.Р. Боташева, Д.А. Кубанова//Национальная Ассоциация Ученых. - 2017. - № 5 (32). - С. 16-17.
Львович, И.Я. Модели и подходы, связанные с дистанционным обучением [Текст] /И.Я. Львович, А.П. Преображенский, О.Н. Чопоров//
В сборнике: Интеллектуальные информационные системы Труды всероссийской конференции. - 2016. - С. 113-115.
Сысоев, П.В. К определению моделей дистанционного обучения [Текст]/ П.В Сысоев, Н.И. Хмаренко// Сборник статей XXVI международной научной конференции. - 2016. - С. 243-246.
Чусовлянова, С.В. Элементы модели дистанционного обучения [Текст]/ С.В. Чусовлянова//Наука и образование: новое время. - 2018. - № 1 (24). - С. 185-189.