Коллектив - это развивающаяся социальная система. Детский коллектив, в свою очередь, это созданная система коллективистически, высоконравственно и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения в детской среде, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности. Понятие коллективообразование раскрывается как: «стадия группообразования, означающая переход группы в процессе совместной социально ценной деятельности от низкого к более высокому уровню развития и в конечном итоге к коллективу»[4]. Процессы коллективообразования сопровождаются рядом социально-психологических феноменов. Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. В развитие коллектива и его сплоченности выделяют ряд показателей. Гуманистическая интерпретация коллектива в работах А.С. Макаренко предполагает наличие определенных признаков, которые и позволяют сделать именно коллектив «инструментом прикосновения к личности». Наращивание этих признаков и есть главный предмет заботы классного руководителя по созданию и развитию ученического коллектива. Только высокоразвитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции.
Психологические особенности младшего школьника к 7 годам достигают такого уровня развития, который определяет его готовность к обучению в школе. Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. В этот период жизни меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Если говорить о коллективе младших школьников, то на момент его формирования никакого коллектива еще не существует. На этом этапе класс представляет собой номинальную группу детей, объединенных только формальной принадлежностью к этой общности. Коллективу только еще предстоит формирование. Работа с формирующимся классным коллективом младших школьников проходит сразу по нескольким направлениям[2].
Формирование коллектива – сложный и долгий процесс, который связан с преодолением ряда противоречий. В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности, поскольку он не создается путем бесед и разговоров о коллективе. В качестве важнейших средств формирования коллектива выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности школьников, а также деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание традиций коллективной жизни. Педагогическое требование по праву считается важнейшим фактором становления коллектива. Большое значение для развития коллектива имеет организация перспективных устремлений воспитанников. Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. Воспитательный коллектив школы (класса) представляет собой органическое единство двух коллективов: педагогического и ученического; является основным фактором развития личности школьника[3].
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Проект - это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему. В начальной школе проект, включает в себя ряд этапов. Коллективный творческий проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта, который предполагает свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел[1]. В процессе коллективного проекта учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника. Коллективные творческие проекты могут осуществляться с привлечением родителей, музеев, храмов и др. общественных организаций. В работу над коллективным проектом можно вовлечь большое число участников, объединенных общей идеей. Данная форма организации образовательного процесса является результативной с точки зрения формирования универсальных учебных действий, способствует воспитанию полноценной, самодостаточной личности, способной самореализоваться в будущем.
Список литературы
1. Пидкасистый П.И. ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2004.
2. Потапова Е. Методы формирования коллектива и личности в педагогике. – М.: Педагогическое общество России, 2016.
3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
4. Словарь «Современный образовательный процесс, основные понятия и термины». – М. - 2017