В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции.
Для многих учеников математика является базовой дисциплиной для дальнейшего получения образования в высшей школе.
Однако, на внеурочных занятиях учитель может в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна прежде всего способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.
Одна из основных причин сравнительной плохой успеваемости по математике – слабый интерес многих учащихся к этому предмету. Интерес к предмету зависит прежде всего от качества учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике.
Наряду с учениками, безразличными к математике, имеются и увлекающиеся этим предметом. Они хотели бы побольше узнать о своем любимом предмете, уметь решать более трудные задачи. Внеурочные занятия с успехом могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики.
Сфера организации внеурочной деятельности всегда являлась объектом научного интереса.
Существенный вклад внесли такие ученые, как М.А. Ариарский, А.Ф.Воловик, Д. М.Генкин, А.А. Гордон, , Б.А. Грушин, В.Г. Давыдович, Дж. Дюмазедье, Г.А. Евтеева, А.Д. Жарков, А.Н. Кротова, С.Н.Лебедева, В.Т. Лисовский, А.П.Марков, Б.Г. Мосалев, , И.А.Новикова, Г.П. Орлов, Б.Д. Парыгин, В.Д. Патрушев, Л.П. Подоба, А.А. Сукало, Ю.А.Стрельцов, Б.А.Титов, В.Е.Триодин, В.А. Ядов и др.
Внеурочная деятельность по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение младших школьников, углубление и расширение их знаний и навыков математики.
Значение внеурочной деятельности по математике с младшими школьниками состоит в следующем:
1. Различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, внимания, представлений, памяти, мышления, речи, воображения.
2. Она помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке, при проведении на внеклассных занятиях соответствующих игр.
3. Некоторые виды внеклассной работы позволяют детям глубже понять роль математики в жизни.
4. Внеурочная деятельность по математике содействует воспитанию коллективизма и товарищества, накоплению наблюдений за трудом и отношением к нему взрослых и в связи с этим воспитанию любви к труду.
5. Различные виды внеурочной деятельности способствуют воспитанию у детей культуры чувств (чувства справедливости, чести, долга, ответственности).
Основные организационные формы внеклассной работы
К основным формам внеклассной работы относятся:
групповые занятия после уроков;
кружковые занятия;
математические вечера;
математические олимпиады;
математические игры;
написание математических сказок и сочинений;
математические уголки;
математические стенгазеты;
математические выставки;
экскурсии .
Организационных форм внеурочной деятельности достаточно, но при проведении внеклассных занятий по математике, как и при классно-урочной работе, необходимо соблюдать основные дидактические принципы: научности, сознательности, активности учащихся, наглядности. При подборе содержания работы следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Игровой характер проведения внеклассных занятий по математике должен иметь определенную меру. Игры имеют познавательное значение, поэтому на первом плане должны оказаться умственные задания, для решения которых в мыслительной деятельности должны использоваться сравнение, анализ и синтез, суждения и умозаключения. Надо предоставлять детям возможность высказаться. В процессе игры должно быть выполнено определенное законченное действие, решено конкретное задание, а после игры сделан вывод.
Как говорил Б.А. Кордемский: «Любая игра является математической, если ее исход может быть предопределен предварительным 8 теоретическим анализом». При подборе игр учителю необходимо продумывать следующие моменты:
– цель игры;
– количество участвующих;
– необходимые материалы и пособия;
– как ознакомить детей с правилами игры в минимальные сроки;
– длительность игры (игра не должна быть “затянутой”, чтобы дети захотели вернутся к ней);
– как обеспечить наиболее полное участие детей в игре;
– как организовать наблюдение за детьми в процессе игры, чтобы понять, интересна ли она им;
– как можно использовать основу игры с другим математическим материалом;
– какие выводы должны сделать дети после игры.
Кроме того, математические игры могут быть настольными и подвижными. В первом случае материал для нее могут изготовить сами дети на уроках труда или рисования (например, математическое лото). Примером подвижной игры может служить математическая эстафета. Игры могут быть и такими, в которые дети могут играть и без помощи учителя.
Таким образом, активно внедряя внеурочную деятельность в образовательный процесс, мы получаем возможность планомерно повышать уровень математического образования школьников, а также достигать высоких результатов в познавательной деятельности: от приобретения социального знания, формирования положительного отношения к базовым знаниям, общественным ценностям, до приобретения самостоятельного развития общего кругозора.
Список использованных источников
Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] / Э.А. Баранова. – Санкт Петербург: Речь, 2005. – 128с.
Козлова, Е. Г. Сказки и подсказки [Текст]: задачи для математического кружка / Е. Г. Козлова. – Москва: МИРОС, 1994. – 128с.
Ямшинина, С. Научные клубы младших школьников / С. Ямшинина // Народное образование. – 2015. – N 9. – С. 169–172.
Баженова, Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности "Всему учит детство" / Е. В. Баженова // Дополнительное образование и воспитание. – 2017. – № 4. – С. 10–16.
Леонтович, А. В. Научно-практическое образование становится прочной основой внеурочной деятельности / А. В. Леонтович // Народное образование. – 2013. – № 3. – С. 115–120.