Сравнительный анализ содержания регулятивных ууд по биологии в начальной и средней школе - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Сравнительный анализ содержания регулятивных ууд по биологии в начальной и средней школе

Грехова Е.А. 1
1Шадринский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

За последнее время в обществе произошли большие изменения о цели образования и пути ее реализации. В образовательном процессе произошёл переход к обучению как процессу подготовки школьников к реалиям современной жизни. Важно в жизни научиться беспрепятственно преодолевать трудности, возникающие в жизни, работать в коллективе и быть мобильным по отношению к рынку труда. Такая подготовка начинается с начальной школы.

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

Младшим школьным возрастом в современном мире принято считать детей от 6-7 лет до 10-11 лет. Особенности этого периода состоят в том, что кардинальная смена образа жизни и на смену игровому виду деятельности приходит учебный вид деятельности [2].

В начальной школе данного образовательного учреждения необходима реализация программы формирования УУД по всем направлениям с учетом специфики контингента обучающихся (низкая мотивация к обучению; недоразвитие речи, которое выражается в дефектах произношения, неумении строить монологические высказывания в соответствии с синтаксическими и грамматическими нормами родного языка, отсутствии языковой интуиции; отсутствие коммуникативных навыков, которое выражается в неумении занимать позицию собеседника). Результат освоения программы формирования универсальных учебных действий не может быть оценен в привычной для педагогов балльной системе. Достижением ученика следует считать освоение каждого учебного действия (при развитии его способности с одного уровня на следующий). Заслуживает похвалы, поддержки, одобрения прогресс даже в случае перехода умения (учебного действия) с самого низкого – на низкий, с продвинутого – на высокий.

Учитель обязан не только научить писать, читать, считать своего подопечного, но и сформировать универсальные учебные действия. В этот момент приходит осознание того, что формировать УУД. УУД являются требованием Федерального государственного образовательного стандарта. Важнейшим видом УУД, которые пронизывают «позвоничком» все остальные виды учебных действий: личностные, познавательные и коммуникативные, являются регулятивные УУД. Регулятивные УУД – это основа успешной работы. К ним относятся такие приемы:

• Целеполагание

• Прогнозирование

• Планирование

• Контроль

• Коррекция

• Оценка

• Саморегуляция

В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение [1].

Основной фактор формирования регулятивных УУД – это использование на уроках приемов, где определены цели урока, составление плана действия. При оглашении темы урока, целей главная задача учителя состоит в том, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к постановке задач урока. Таким способом младшего школьника можно научить к целеполаганию, при этом необходимо создать проблемную ситуацию для определения границы знания-незнания [4].

Главная цель изучения «Окружающего мира» с первого по четвертого класс – это формирование первичных представлений о различных объектах и явлениях, происходящих в природе и обществе, как элементах единого мира, практических и ориентированных знаний об окружающей среде человека и метапредметных способов действия.

Изучая этот предмет, учащиеся знакомятся с методами познания окружающего мира (наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, классификация и др.); усваивают предметные знания и умения, а также комплекс личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе[3].

Такие приемы как контроль, оценка, саморегуляция хорошо прослеживаются, например, на уроке на тему «Откуда в снежках грязь?». Учащиеся проводили практическую работу. Они рассматривали и описывали физические свойства снега и талой воды, занимались очищением талой воды при помощи лабораторного оборудования. После изучения каждого раздела учащиеся выполняют тестовые задания, после которых школьники сами проверяют и оценивают полученные результаты.

Возраст 12-14 лет (по Д. Б. Эльконину этот период называется младшим подростковым возрастом) является сензитивным (от лат. sensibilitas чувствительный) для развития осознанной учебной деятельности.

По требованиям Федерального государственного образовательного стандарта метапредметными результатами усвоения школьниками основной школы программы по биологии являются:

Овладение исследовательской и проектной деятельности, выдвижение гипотезы, умение делать выводы, уметь защищать и объяснить свои идеи

Умение анализировать информацию из различных источников

Умение аргументированно отстаивать свою точку зрения и позицию

Предметными результатами усвоения школьниками программы являются:

В интеллектуальной сфере: например, объяснение роли биологии в жизни человека

В трудовой сфере: соблюдение основных правил поведения в кабинете биологии

В физической сфере: умение оказывать первую медицинскую помощь

Так, при изучении темы «Деление клетки» в 6 классе учащиеся по прочитанному параграфу должны составить таблицы «Фазы митоза», «Фазы мейоза». Проанализировав составленные таблицы, учащиеся должны прийти к выводу о различиях митоза от мейоза. В данном случае используется прием регулятивных универсальных учебных действий – анализ и саморегуляция.

В средней школе приемы регулятивных УУД применяются такие же, как и в начальной школе, но формы организации учебной деятельности (работа парами, разновозрастное сотрудничество, проектная деятельность обучающихся, самостоятельное планирование своей работы и т.д.) отличаются, в зависимости от возрастных особенностей и смены ведущей деятельности школьников, а также от уровня сложности изучаемого материала. В таком случае, можно говорить о приемственности в формировании и развитии регулятивных ууд по средствам изучения предметной области "Биология".

Список литературы:

Корнеева Н. Ю. Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках биологии в контексте [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/formirovanie-uud-na-urokah-biologii-651472.html - 2020

Осипова О.В. Формирование УУД на уроках биологии [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/statya-po-teme-formirovanie-uud-na-urokah-biologii-3194627.html - 2020

Попова Е.П. Формирование УУД на уроках биологии [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.metod-kopilka.ru/tema-samoobrazovaniya-formirovanie-uud-na-urokah-biologii-63288.html - 2020

Шакирова Э.У. Формирование группы регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2017/01/23/formirovanie-regulyativnyh-uud-na-urokah - 2020

Просмотров работы: 16