Один из парадоксов нашего времени: знать и уметь надо неизмеримо больше, чем раньше, а функциональные возможности организма ребёнка остаются неизменными. Дошкольное образование в настоящее время является первой ступенью образования. Общедоступное дошкольное образование современности создаёт благоприятные условия для подготовки детей к школе. При этом создаются максимально адекватные условия в соответствии с возрастом для развития и формирования полноценной личности.
Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в систему образования специальных форм активной дифференцированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
На современном этапе развития острой проблемой общества является школьная дезадаптация. Причин очень много. Ребёнок идёт в школу незрелый, не готовый к школе морально и физически, а это, в свою очередь, ведёт к физическому, психическому срыву в развитии ребёнка. Проблемное поле подготовки детей к школе – обширно (Рис.1).
Рис.1. Проблемное поле дезадаптации
В ходе анализа данных проблем возникает цель: изучение опыта подготовки детей к школе на определенном примере, а именно МБДОУ «Майкорский детский сад «Радуга»».
В детском саду развитие детей осуществляется по следующим направлениям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы дошкольного учреждения, реализуется в различных видах деятельности детей, педагогов, родителей.
Игра – ведущая деятельность дошкольника, в которой складывается его социальная компетентность. Ребёнок овладевает смыслом человеческой деятельности и взаимоотношениями между людьми. Игра – это вид активностей и возможностей узнать окружающий мир. В игре формируются: коммуникативные навыки детей, их умение учитывать желание и мнение других детей, согласовывать свои действия с действиями своих партнёров, улаживать конфликты. В игре педагог с ребёнком на равных, преодолевается скованность и застенчивость детей. Игра побуждает ребёнка к познавательной активности. В игре формируются навыки правильной самостоятельной речи. Эти игры воздействуют на все анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный, речедвигательный.
Игровая среда должна быть насыщенной, игровое пространство - трансформируемым, т.е. меняться в зависимости от интересов и возможностей детей, игровые материалы должны быть полифункциональными, игровая среда должна быть вариативной (для игры, конструирования, уединения), игровая среда должна быть доступной и безопасной.
Большое внимание уделяется в детском саду оздоровлению детей (Рис.2).
Рис.2. Схема оздоровительной работы
В настоящее время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 18, п. 1). В учреждении создаются условия для взаимодействия с родителями на основе сотрудничества. Проводятся анкетирование, изучаются проблемы родителей и их детей и намечаются оптимальные пути взаимодействия детского сада с семьями. Ниже представлены результаты анкетирования 36 родителей (Табл.1).
Табл. 1. Результаты анкетирования родителей
№ |
Признак |
Девочки, % (чел) |
Мальчики, % (чел) |
|
1. |
Наследственность |
Отягощена |
8,3 (3) |
22,2 (8) |
Не отягощена |
25 (9) |
44,5 (16) |
||
2. |
Развитие ребёнка |
Заинтересованы |
22,2 (8) |
36,1(13) |
Не проявляют интерес |
11,1 (4) |
30,6 (11) |
||
3. |
Интересы |
Знают, чем интересуется ребёнок в школе |
22,2 (8) |
47,2 (17) |
Не знают |
11,1 (4) |
19,5 (7) |
||
4. |
Готовность к школе |
Считают, что готов |
19,5 (7) |
19,5 (7) |
Не готов |
13,8 (5) |
47,2 (17) |
||
5. |
Подготовка к школе |
Готовят |
25 (9) |
36,1 (13) |
Не готовят |
8,3 (3) |
30,6 (11) |
.
Из таблицы можно увидеть, что у 70% детей наследственность не отягощена, а у оставшихся 30% имеется наследственная отягощенность по заболеваниям нервной системы. Заинтересованы в развитии ребёнка 58,2% родителей: занимаются с ребёнком развивающими играми, читают книги, отрабатывают чистоту речи. Но, к сожалению, 41,8% родителей не проявляют должного интереса к ребёнку при подготовке к школе.
Большинство родителей (61,1%) матерей считают, что их дети не полностью готовы к школе.
Рис.3. «Готовность ребёнка к школе»
70% матерей знают, чем интересуется ребёнок, проводят с ними своё свободное время, а оставшиеся 30% родителей затрудняются ответить на вопрос: «Какие интересы у вашего ребёнка?»
Рис.4. «Заинтересованность родителей в развитии ребёнка»
Была проведена оценка социального статуса обследованных семей (Рис. 5)
Как видно большинство родителей 50% имело среднее или среднее специальное образование, 13,5% имели высшее образование, а неполное среднее образование имели 36,5% родителей.
Рис.5. «Социальный статус семей»
58% семей являются многодетными, а 42% имеют 1-2-х детей. Большинство семей малообеспеченных – 66,6%.
Майкорский детский сад «Радуга» является инклюзивным, т.е. его могут посещать дети с отклонениями в состоянии здоровья. Для детей с ограниченными возможностями разрабатывается адаптированная образовательная программа, которая рекомендуется Психолого-Медико-Психологической комиссией, в работе которой принимают участие: детский психоневролог, учитель-логопед, дефектолог, педиатр, разговор с ребёнком ведёт психолог. (Рис. 6)
Взаимодействие специалистов МБДОУ «Майкорский детский сад «Радуга»» в коррекционном процессе
Рис.6. «Взаимодействие специалистов в МБДОУ «Майкорский детский сад «Радуга»» в коррекционном процессе»
Для оценки интеллектуальности детей использовалась методика Е. А. Стребелевой. Дети выполняли задания: найди время года, расскажи (сформированность наглядно-образного мышления по серии сюжетных картинок «Утро мальчика»), количественные представления и счёт, сложи разрезную картинку (выявление уровня развития целостного восприятия), сгруппируй картинки по геометрической форме и цвету (проверка уровня развития восприятия и наглядно-образного мышления). При оценке мотивационной готовности к школе 77,8% дошкольников стараются, выполняют, предложенные им задания, стремятся узнать что-то новое, мотивация у таких детей к учёбе высокая, а у 22,2% детей отсутствует интерес к учёбе.
72,2% ребят могут поставить перед собой цель и выполнить её, спокойно объяснить, почему он поступил так, т.е. проявляют волевую готовность, а 27,8% детей затрудняются решить, как правильно поступить.
Значительное большинство детей социально готовы к поступлению в школу: умеют делиться вещами, получают удовольствие от совместной игры, стараются понимать другого и считаться с ним, понимают, что в школе существуют правила поведения и им нужно соответствовать, а 27,8% детей не до конца социально-приспособлены к школе. 91,7% детей идут на контакт со взрослыми, со сверстниками. У ребят получается кооперироваться, договариваться между собой и спокойно чувствовать себя в условиях конкуренции. Дети стараются помогать друг другу во время выполнения заданий. Никто никого не высмеивает и не пытается оскорбить. А оставшиеся 8,3% дошкольников плохо ориентируются в разговоре со взрослыми. Ребятам приходится повторять некоторые вещи по несколько раз. Первыми на контакт не идут.
Важное значение для успешного обучения ребёнка в школе играет чистая и правильная речь. У всех детей была проверена речевая готовность к школе (Табл. 3).
Речевая готовность ребёнка
Речь |
Признак |
Девочки, % (чел) |
Мальчики% (чел) |
Речь нормальная или с небольшими отклонениями |
Абсолютно чистая и правильная речь |
19,4 (7) |
27,8 (10) |
Отклонения в развитии речи |
ОНР III уровня |
2,8 (1) |
5,6 (2) |
ОНР II уровня |
2,8 (1) |
19,3 (7) |
|
ОНРII уровня сенсомоторная алалия |
2,8 (1) |
- |
|
Системное недоразвитие речи, стёртая дизартрия |
2,8 (1) |
5,6 (2) |
|
Системное недоразвитие речи, алалия |
2,8 (1) |
2,8 (1) |
|
Парциальное недоразвитие речи |
- |
2,8 (1) |
|
Тяжёлое системное недоразвитие речи |
- |
2,8 (1) |
В данном детском саду только 47,1% дошкольников с нормальной речью, т.е. дети спокойно могут воспроизвести вслух слова, слоги, буквы. А 52,9% детей имеют отклонения в развитии речи. С детьми, имеющими проблемы с речью, проводятся дополнительные индивидуальные занятия.
Успех обучения в школе во многом зависит от состояния здоровья детей. Была проведена комплексная оценка состояния здоровья детей. Распределение детей по группам здоровья представлено ниже. (Табл.4)
Табл. 4. Группы здоровья детей
Группа |
2016 |
2017 |
2018 |
I группа |
- |
- |
- |
II группа А |
62 (68.3%) |
74 (82.2%) |
68 (78.5%) |
II группа Б |
19 (20.8%) |
11 (12.2%) |
17 (18.9%) |
III группа |
10 (10.9%) |
5 (5.6%) |
5 (5.6%) |
Анализ показателей группы здоровья за период с 2016 по 2018 гг. показал, что большинство детей имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья – II группа здоровья, количество детей с III группой здоровья имеют тенденцию к сокращению. Число острых заболеваний за этот же период осталось практически неизменным (Табл. 5)
Табл. 5. Количество случаев заболеваний.
2016 |
2017 |
2018 |
|
Кол-во детей |
90 |
90 |
90 |
Случай на 1 ребёнка |
2,5 |
2,4 |
2,5 |
Количество случаев заболеваний |
2186 |
2144 |
2176 |
Результаты комплексного обследования дошкольников МБДОУ выявили средний уровень подготовки детей к школе (Табл.6).
Табл.6. Уровень подготовки детей к школе.
Образовательная область |
Высокий уровень освоения программы, % |
Средний уровень освоения программы, % |
Низкий уровень освоения программы, % |
Социально-коммуникативное развитие |
18,3 |
74,8 |
6,9 |
Познавательное развитие |
21,1 |
63,3 |
15,6 |
Речевое развитие |
23,8 |
57,5 |
18,7 |
Художественно-эстетическое развитие |
20,6 |
66,9 |
12,5 |
Физическое развитие |
17,7 |
74,6 |
7,7 |
Таким образом, проведенное исследование показало, что большинство детей в детском дошкольном учреждении не отвечают требованиям «идеального первоклассника»: у кого-то проблемы с физическим здоровьем, у кого-то с речью и социальными контактами. По-видимому, подобные тенденции связаны с изменившимися условиями, в которых живёт современный ребёнок: ранняя информационная загруженность, гиподинамия, низкая адаптация к социальной среде из-за «интернетовского одиночества».
Список литературы
Аверьянова Н.И, Т.И Рудавина, Н.Ю Зарницына, Н. И. Чиженок, учебное пособие «Методы оценки развития детей», Пермь 2018.
Микляева Н. В. «Развитие языковой способности у детей 5-6 лет с ОНР», Москва, «Творческий центр Сфера», 2012
Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Федерального Образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. №1155;
Стребелева Е. А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста», методическое пособие, М., «Просвещение», 2005.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 24.07.1998 №124 – ФЗ;