ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Ануфриева В.В. 1
1ФГБОУ ВПО ПГМУ им. академика Е. А. Вагнера
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Один из парадоксов нашего времени: знать и уметь надо неизмеримо больше, чем раньше, а функциональные возможности организма ребёнка остаются неизменными. Дошкольное образование в настоящее время является первой ступенью образования. Общедоступное дошкольное образование современности создаёт благоприятные условия для подготовки детей к школе. При этом создаются максимально адекватные условия в соответствии с возрастом для развития и формирования полноценной личности.

Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в систему образования специальных форм активной дифференцированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

На современном этапе развития острой проблемой общества является школьная дезадаптация. Причин очень много. Ребёнок идёт в школу незрелый, не готовый к школе морально и физически, а это, в свою очередь, ведёт к физическому, психическому срыву в развитии ребёнка. Проблемное поле подготовки детей к школе – обширно (Рис.1).

Рис.1. Проблемное поле дезадаптации

В ходе анализа данных проблем возникает цель: изучение опыта подготовки детей к школе на определенном примере, а именно МБДОУ «Майкорский детский сад «Радуга»».

В детском саду развитие детей осуществляется по следующим направлениям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы дошкольного учреждения, реализуется в различных видах деятельности детей, педагогов, родителей.

Игра – ведущая деятельность дошкольника, в которой складывается его социальная компетентность. Ребёнок овладевает смыслом человеческой деятельности и взаимоотношениями между людьми. Игра – это вид активностей и возможностей узнать окружающий мир. В игре формируются: коммуникативные навыки детей, их умение учитывать желание и мнение других детей, согласовывать свои действия с действиями своих партнёров, улаживать конфликты. В игре педагог с ребёнком на равных, преодолевается скованность и застенчивость детей. Игра побуждает ребёнка к познавательной активности. В игре формируются навыки правильной самостоятельной речи. Эти игры воздействуют на все анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный, речедвигательный.

Игровая среда должна быть насыщенной, игровое пространство - трансформируемым, т.е. меняться в зависимости от интересов и возможностей детей, игровые материалы должны быть полифункциональными, игровая среда должна быть вариативной (для игры, конструирования, уединения), игровая среда должна быть доступной и безопасной.

Большое внимание уделяется в детском саду оздоровлению детей (Рис.2).

Рис.2. Схема оздоровительной работы

В настоящее время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 18, п. 1). В учреждении создаются условия для взаимодействия с родителями на основе сотрудничества. Проводятся анкетирование, изучаются проблемы родителей и их детей и намечаются оптимальные пути взаимодействия детского сада с семьями. Ниже представлены результаты анкетирования 36 родителей (Табл.1).

Табл. 1. Результаты анкетирования родителей

Признак

Девочки, % (чел)

Мальчики, % (чел)

1.

Наследственность

Отягощена

8,3 (3)

22,2 (8)

Не отягощена

25 (9)

44,5 (16)

2.

Развитие ребёнка

Заинтересованы

22,2 (8)

36,1(13)

Не проявляют интерес

11,1 (4)

30,6 (11)

3.

Интересы

Знают, чем интересуется ребёнок в школе

22,2 (8)

47,2 (17)

Не знают

11,1 (4)

19,5 (7)

4.

Готовность к школе

Считают, что готов

19,5 (7)

19,5 (7)

Не готов

13,8 (5)

47,2 (17)

5.

Подготовка к школе

Готовят

25 (9)

36,1 (13)

Не готовят

8,3 (3)

30,6 (11)

.

Из таблицы можно увидеть, что у 70% детей наследственность не отягощена, а у оставшихся 30% имеется наследственная отягощенность по заболеваниям нервной системы. Заинтересованы в развитии ребёнка 58,2% родителей: занимаются с ребёнком развивающими играми, читают книги, отрабатывают чистоту речи. Но, к сожалению, 41,8% родителей не проявляют должного интереса к ребёнку при подготовке к школе.

Большинство родителей (61,1%) матерей считают, что их дети не полностью готовы к школе.

Рис.3. «Готовность ребёнка к школе»

70% матерей знают, чем интересуется ребёнок, проводят с ними своё свободное время, а оставшиеся 30% родителей затрудняются ответить на вопрос: «Какие интересы у вашего ребёнка?»

Рис.4. «Заинтересованность родителей в развитии ребёнка»

Была проведена оценка социального статуса обследованных семей (Рис. 5)

Как видно большинство родителей 50% имело среднее или среднее специальное образование, 13,5% имели высшее образование, а неполное среднее образование имели 36,5% родителей.

Рис.5. «Социальный статус семей»

58% семей являются многодетными, а 42% имеют 1-2-х детей. Большинство семей малообеспеченных – 66,6%.

Майкорский детский сад «Радуга» является инклюзивным, т.е. его могут посещать дети с отклонениями в состоянии здоровья. Для детей с ограниченными возможностями разрабатывается адаптированная образовательная программа, которая рекомендуется Психолого-Медико-Психологической комиссией, в работе которой принимают участие: детский психоневролог, учитель-логопед, дефектолог, педиатр, разговор с ребёнком ведёт психолог. (Рис. 6)

Взаимодействие специалистов МБДОУ «Майкорский детский сад «Радуга»» в коррекционном процессе

Рис.6. «Взаимодействие специалистов в МБДОУ «Майкорский детский сад «Радуга»» в коррекционном процессе»

Для оценки интеллектуальности детей использовалась методика Е. А. Стребелевой. Дети выполняли задания: найди время года, расскажи (сформированность наглядно-образного мышления по серии сюжетных картинок «Утро мальчика»), количественные представления и счёт, сложи разрезную картинку (выявление уровня развития целостного восприятия), сгруппируй картинки по геометрической форме и цвету (проверка уровня развития восприятия и наглядно-образного мышления). При оценке мотивационной готовности к школе 77,8% дошкольников стараются, выполняют, предложенные им задания, стремятся узнать что-то новое, мотивация у таких детей к учёбе высокая, а у 22,2% детей отсутствует интерес к учёбе.

72,2% ребят могут поставить перед собой цель и выполнить её, спокойно объяснить, почему он поступил так, т.е. проявляют волевую готовность, а 27,8% детей затрудняются решить, как правильно поступить.

Значительное большинство детей социально готовы к поступлению в школу: умеют делиться вещами, получают удовольствие от совместной игры, стараются понимать другого и считаться с ним, понимают, что в школе существуют правила поведения и им нужно соответствовать, а 27,8% детей не до конца социально-приспособлены к школе. 91,7% детей идут на контакт со взрослыми, со сверстниками. У ребят получается кооперироваться, договариваться между собой и спокойно чувствовать себя в условиях конкуренции. Дети стараются помогать друг другу во время выполнения заданий. Никто никого не высмеивает и не пытается оскорбить. А оставшиеся 8,3% дошкольников плохо ориентируются в разговоре со взрослыми. Ребятам приходится повторять некоторые вещи по несколько раз. Первыми на контакт не идут.

Важное значение для успешного обучения ребёнка в школе играет чистая и правильная речь. У всех детей была проверена речевая готовность к школе (Табл. 3).

Речевая готовность ребёнка

Речь

Признак

Девочки, % (чел)

Мальчики% (чел)

Речь нормальная или с небольшими отклонениями

Абсолютно чистая и правильная речь

19,4 (7)

27,8 (10)

Отклонения в развитии речи

ОНР III уровня

2,8 (1)

5,6 (2)

ОНР II уровня

2,8 (1)

19,3 (7)

ОНРII уровня сенсомоторная алалия

2,8 (1)

-

Системное недоразвитие речи, стёртая дизартрия

2,8 (1)

5,6 (2)

Системное недоразвитие речи, алалия

2,8 (1)

2,8 (1)

Парциальное недоразвитие речи

-

2,8 (1)

Тяжёлое системное недоразвитие речи

-

2,8 (1)

В данном детском саду только 47,1% дошкольников с нормальной речью, т.е. дети спокойно могут воспроизвести вслух слова, слоги, буквы. А 52,9% детей имеют отклонения в развитии речи. С детьми, имеющими проблемы с речью, проводятся дополнительные индивидуальные занятия.

Успех обучения в школе во многом зависит от состояния здоровья детей. Была проведена комплексная оценка состояния здоровья детей. Распределение детей по группам здоровья представлено ниже. (Табл.4)

Табл. 4. Группы здоровья детей

Группа

2016

2017

2018

I группа

-

-

-

II группа А

62 (68.3%)

74 (82.2%)

68 (78.5%)

II группа Б

19 (20.8%)

11 (12.2%)

17 (18.9%)

III группа

10 (10.9%)

5 (5.6%)

5 (5.6%)

Анализ показателей группы здоровья за период с 2016 по 2018 гг. показал, что большинство детей имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья – II группа здоровья, количество детей с III группой здоровья имеют тенденцию к сокращению. Число острых заболеваний за этот же период осталось практически неизменным (Табл. 5)

Табл. 5. Количество случаев заболеваний.

 

2016

2017

2018

Кол-во детей

90

90

90

Случай на 1 ребёнка

2,5

2,4

2,5

Количество случаев заболеваний

2186

2144

2176

Результаты комплексного обследования дошкольников МБДОУ выявили средний уровень подготовки детей к школе (Табл.6).

Табл.6. Уровень подготовки детей к школе.

Образовательная область

Высокий уровень освоения программы, %

Средний уровень освоения программы, %

Низкий уровень освоения программы, %

Социально-коммуникативное развитие

18,3

74,8

6,9

Познавательное развитие

21,1

63,3

15,6

Речевое развитие

23,8

57,5

18,7

Художественно-эстетическое развитие

20,6

66,9

12,5

Физическое развитие

17,7

74,6

7,7

Таким образом, проведенное исследование показало, что большинство детей в детском дошкольном учреждении не отвечают требованиям «идеального первоклассника»: у кого-то проблемы с физическим здоровьем, у кого-то с речью и социальными контактами. По-видимому, подобные тенденции связаны с изменившимися условиями, в которых живёт современный ребёнок: ранняя информационная загруженность, гиподинамия, низкая адаптация к социальной среде из-за «интернетовского одиночества».

Список литературы

Аверьянова Н.И, Т.И Рудавина, Н.Ю Зарницына, Н. И. Чиженок, учебное пособие «Методы оценки развития детей», Пермь 2018.

Микляева Н. В. «Развитие языковой способности у детей 5-6 лет с ОНР», Москва, «Творческий центр Сфера», 2012

Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Федерального Образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. №1155;

Стребелева Е. А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста», методическое пособие, М., «Просвещение», 2005.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 24.07.1998 №124 – ФЗ;

Просмотров работы: 3